Система самооценкив условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему
Самооценка- оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей своей деятельности, т.е происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, её качество, выставляется отметка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система самооценки в условиях реализации ФГОС
Очень часто можно наблюдать на уроке такую картину: в течение всего урока учитель и ученики действуют как равноправные партнёры: ставят совместно цели, разрабатывают алгоритм рассуждения, каждый высказывает своё мнение и аргументирует его. Но вот звенит звонок, и звучит закономерный вопрос: «А что я сегодня получил за урок?» И в этот момент учитель переходит в разряд авторитарного наставника, который один знает, как кого можно оценить, вслух проговаривая поставленные отметки.
За что ребёнок её получил?
Справедлива ли она?
Согласен ли с ней ученик?
К сожалению, эти вопросы не озвучиваются и остаются без ответа. Так вот ФГОС помогает нам разобраться с данным вопросом, выстраивая систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Самооценка – оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей своей деятельности, т.е. происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, её качество, выставляется отметка.
Функции самооценки:
1. Обучающая – оценивая работу, производя сравнение с эталоном, ещё раз повторяет тему.
2. Стимулирующая – побуждает ученика охотно совершенствовать самооценку знаний и умений.
3. Мотивационная – приучает к систематической работе, продуктивному труду, выработке волевых усилий.
4. Воспитывающая (развивающая) – позволяет избавиться от излишней самоуверенности, учит видеть и понимать свои трудности и недостатки.
5. Аналитическая – выявление пробелов, трудностей в изученном материале
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно и адекватно оценивать свой труд. В этом залог успешности ученика.
Каждый школьник должен осознавать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют? Особенно сложно бывает с адекватностью самооценки. Не все ученики готовы признать свои ошибки, это постепенный процесс, который начинается с совместной выработки критериев оценивания работ.
Сначала разрабатываем чёткие алгоритмы выведения отметки, по которым обучающиеся могут сами определить свой уровень достижения.
Письменная работа:
1 ошибка = «4»
2-3 ошибки = «3»
Больше 3 ошибок = «минус»
Устный ответ
1. Правильность ответа
2. Полнота ответа
3. Наличие примеров
Ответ – действие
1. Правильность выполнения каждого действия
2. Соблюдение нужного порядка действий
Алгоритм по определению самооценки
1. Что нужно было сделать в этой задаче? Какой результат получить?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с некоторыми ошибками?
4. Справился самостоятельно или чьей-то помощью?
5. Вывод (отметка)
После этого можно применять теоретические знания на практике. На своих уроках я использую следующие приёмы формирования оценки:
1. Комментирование выполненного задания вслух (индивидуально или по цепочке)
2. Карточка сомнений:
+ всё правильно
? сомневаюсь, сделал не до конца
- ошибся, не понял
3. Взаимоконтроль (пары и группы)
4. Сопоставление своих действий и результата с образцом.
5. Сигнальные карточки (красная: материал не понят, жёлтая: остались непонятные вопросы, зелёная: всё понятно)
6. Рабочая тетрадь С.И. Львовой (оценка ребёнка)
7. Поэтапное оценивание (урок разделён на этапы, за каждое задание ученик получает отметку на полях тетради)
Используя данную систему оценивания, каждый ученик в конце урока в зависимости от результата своей деятельности может сам выставить себе адекватную, реальную отметку. А самое главное он будет знать, за что она поставлена, какие ошибки он допустил, на что ему нужно обратить внимание, какую теорию повторить.
Эта система работы даёт положительные результаты:
1. Снижает уровень тревожности (100%)
2. Повышает мотивацию к обучению
3. Развивает самостоятельность мышления
4. Развивает способность осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах
5. Возрастает глубина понимания учебного материала (всегда дорого то, что добыто своим трудом)
6. Меняется характер взаимоотношений между детьми
7. Ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, учитывая при этом позицию другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО
Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...
Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Выступление на педагогическом совете школы....
Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова
Начиная с 2008 года, работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...
Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
Л.М.ГолеваМКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Проблема преемственности образовательного процесса в системе начальная школа – детский сад в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО...
Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12" по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования....
Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС о...