Доклад на тему: "Как замотивировать ребёнка на выполнение исследовательской работы"
консультация на тему

Радюшина Лариса Алексеевна

Доклад на тему: "Как замотивировать ребёнка на выполнение исследовательской работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Как замотивировать ребенка на выполнение исследовательской работы.

Радюшина Лариса Алексеевна,

        учитель начальных классов,

              МБОУ СШ № 33

                                                                                            первая категория, стаж 2 года

                                                                

(Слайд 2) Цель выступления: помочь молодым специалистам привлечь детей к проведению исследовательских работ и созданию проектов.

 Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

(Слайд 3) Мотивация - очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим.

Мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности.

Целью мотивации является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.

(Слайд 4) Встает вопрос – как мотивировать учащихся к работе над проектом? Проще с отличниками, у них сформировалась высокая мотивация к обучению, и освоить еще один вид деятельности - для них дело чести. Но некоторые учащиеся имеют достаточно низкую мотивацию к учению. Некоторые из них на примере социально несостоявшихся родителей на протяжении многих лет приходили к убеждению в том, что образование само по себе не является гарантом надлежащего социального положения. Мотивация у таких детей может отсутствовать целиком и полностью.

(Слайд 5) Пути возникновения и повышения мотивации:

Организация информационно-образовательной среды учреждения. Непосредственная мотивация возникает путем интересной, увлекательной организации учебной деятельности. Мотивируя детей на изготовление кормушки для птиц, можно показать им мультфильм (в старших классах фильм) о трудной жизни птиц зимой, оформить стенд, сводить на экскурсию «В гости к птицам».

Мера вовлеченности обучающегося также играет определяющую роль в увеличении мотивации к учению. Можно оформить с учащимися стенгазету на тему «Жизнь птиц зимой»

Воспитанникам может быть и не интересен сам по себе учебный материал отдельно взятой учебной дисциплины. Однако же, удачная форма преподнесения материала (использование медиа-проектора, мультимедийных энциклопедий) может помочь учащимся найти свое место в процессе обучения.

Можно утверждать, что в стимулировании детей оказывает огромную помощь современное техническое оснащение образовательного процесса, педагогический авторитет учителя и грамотно организованная работа.

Возможно, для повышения интереса к проектной деятельности ввести факультативный обучающий курс (кружок) «Основы исследовательской деятельности», где обучающиеся овладеют способами сохранения информации, получат основы библиографической грамотности, приобретут навыки конспектирования, реферирования, научатся представлять результаты исследования.

(Слайд 6) В своих исследованиях Доронова Т. Н. и Якобсон С. Г. выделяют 3 типа мотивации:

1тип-исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам. Это игровая мотивация. (Помочь птицам)

2 тип- мотивация общения в условиях помощи взрослому (Акция «Накормите птиц». Учитель приносит разные материалы: пластмассовые бутылки, коробки и просит детей помочь сделать кормушки, показывая примеры)

3 тип -мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самому ребенку – кормушка для птиц, повешенная у дома, которую ребенок будет видеть)

Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, просьба или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.

(Слайд 7) Здесь хочется добавить, что нельзя забывать о родителях (особенно, в начальной школе). Именно они – наши главные помощники. По моему мнению, замотивировав родителей, мы сделаем первый шаг к успеху.

(Слайд 8) Предпосылки к определению темы проекта:

  1. Узнать что-то новое, полезное. (Зачем мне это? Для чего?)
  2.  Что-то делать в присутствии детей (кормить птиц, делать кормушку, рассматривать литературу.)
  3. Просьбы о помощи (птицам, людям)
  4. Что-то внести (материалы для кормушки, корм для птиц)
  5. Организовать ситуацию (материалы для кормушки, литературу по подкормке птиц)
  6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
  7. Кто-то пришел. (Орнитолог)
  8. Внести героя. (Птица)

Предварительно определившись с темой, важно представить тему детям, а еще лучше сформулировать совместно в эмоционально-образной форме. Продуктивнее, если в теме уже определен характер деятельности (Пример: «Кормушку сделать сможем,

         И птицам мы поможем!»)

(Слайд 9) Составляющей любого проекта является наличие определенной группы вопросов.

(Слайд 10) Вопросы, направляющие проект по намеченной траектории:

1. Основополагающие

2. Проблемные

3 Учебные

Вопросы разных типов поощряют поиск ответов в необходимом направлении, побуждают задавать свои собственные вопросы.

Основополагающий вопрос - это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, философский, не имеющий определенного ответа. На него можно с равным успехом отвечать с позиции разных предметных областей. Такой вопрос возбуждает любопытство, заставляет задуматься; он не имеет однозначного ответа. (Зачем нам нужны птицы?)

Проблемный вопрос - так же не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса. Обеспечивает исследование одной части основополагающего вопроса. Решение проблемных вопросов возможно через экспериментирование, познавательно-исследовательскую деятельность. (Помогут ли наши кормушки пережить птицам зиму?)

Учебные вопросы. Они основываются на фактах. Учебные вопросы требуют четких ответов. Они не требуют доказательств. (Какие материалы нам потребуются? Как украсим? Где повесим?)

(Слайд 11) Таким образом, замотивировать ребенка на исследовательскую работу помогут:

  1. Взаимодействие с родителями
  2. Педагогический авторитет
  3. Использование мультимедиа
  4. Обучающий курс (факультатив, кружок) «Основы исследовательской деятельности»
  5. Поставка проблемы, вопроса
  6. Совместное формулирование темы проекта в эмоционально-образной форме.

(Слайд 12) В конце выступления хочу привести пример из своего опыта. В этом учебном году предложила детям (по желанию) создать проекты на тему «Дервиш -75». Определив для себя наиболее сильного ребенка, наедине сказала ему, что от него отказа я не приму, т.к. верю в его силы. Мотивация возникла моментально. Этим он «заразил» родителей. У нас получился замечательный лепбук. Мы заняли 1 место среди 3-4 классов в школьном конкурсе «Хочу всё знать», а затем на городском конкурсе исследовательских работ и проектов - 3 место.

        (Слайд 13) Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Обобщение опыта работы с особым ребёнком"

В докладе говорится об особенностях ребёнка, у которого диагноз ДЦП. О том, что не все дети могли бы обучаться по программе инклюзивного образования....

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчеств...

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчества, прояв...

Доклад на тему: «Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности младших школьников»

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - ...

Доклад по теме: «Знание правил определяет добросовестное выполнение обязанностей»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользовать...