Доклад по теме: «Знание правил определяет добросовестное выполнение обязанностей»
статья по обж
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в решении задачи предотвращения аварий на дорогах с участием школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_upravlenie_protsessom.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знание правил определяет
добросовестное выполнение обязанностей»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в решении задачи предотвращения аварий на дорогах с участием школьников.
Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию процесса обучения правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса педагога, родителя или обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения. В школе уделяется большое внимание вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дорогах. Деятельность эта осуществляется через систему работы классного руководителя, занятия «Окружающий мир» в 1-4 классах, уроки ОБЖ в среднем и старшем звене, через развитие движения ЮИД.
В нашей школе проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Для эффективности обучения детей, необходимо, чтобы каждый учитель на высоком уровне владел содержанием и методикой основ безопасности дорожного движения. Работа по активизации деятельности по формированию компетентности педагогического коллектива по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, может быть организована в нескольких направлениях.
С особенностями ведения профилактической работы педагоги периодически знакомятся на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях, которые являются своеобразной школой повышения квалификации. Консультации, как одна из распространенных форм, обеспечивают всестороннее обсуждение имеющихся у вопросов.
Наряду с традиционными формами находят применения новые формы работы с педагогическим коллективом, например – тренинги, деловые игры. Эффективность этих форм во многом зависит от подготовки, которая должна быть направлена на создание творческой обстановки.
Ежегодно перед началом нового учебного года педагогический состав знакомиться с документами ОУ и ГИБДД по профилактике ДДТ. Классными руководителями составляются «Дневники классного руководителя» где каждый классный руководитель составляет индивидуальный план работы на год: классные часы, беседы, инструктажи, внеклассные мероприятия. Перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. При организации поездок на дальние расстояния учитываются все нормы и правила согласно «Правил организованной перевозки групп детей», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерацией от 17.12.2013 года №1177 с изменениями и дополнениями.
Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршрутные листы «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой. С родителями проводятся родительские собрания, праздники для начальной школы по ПДД с приглашением сотрудников ГИБДД. Такие встречи являются очень продуктивными.
Учащиеся школы, являясь членами детской организации «Феникс» не только активно участвуют во всех мероприятиях по профилактике ДДТТ, но и являются их инициаторами. Д/о и волонтерский центр «Шанс» осуществляет деятельность по пропаганде законопослушного поведения у учащихся и по предупреждению нарушений правил дорожного движения.
Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что обучение школьников правилам дорожного движения должно являться необходимым направлением работы школы. Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив МБОУСОШ№1 ведет свою работу в тесном контакте с работниками ГИБДД, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, следуя при этом педагогической концепции гуманистической воспитательной системы. Приоритетом такой системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.
Инспектором по пропаганде Гнилицкой С.М. проводятся беседы, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, участвуют в конкурсах. При этом ребята не только воспроизводят свои знания по ПДД, но и выполняют творческие задания. Также детям предлагаются познавательные мультфильмы по ПДД, театральные постановки которые вызывают у них большой интерес и способствуют лучшему усвоению знаний. Для учащихся среднего и старшего звена сотрудниками ДОСААФ проводятся лекционно-просветительские и практические занятия, спортивные соревнования. Интересно и с пользой проходят тематические библиотечные часы, подготовленные сотрудниками библиотеки для начального и среднего звена в течение учебного года. Информация о деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма регулярно отражается в местной газете «Маяк».
На протяжении всего периода обучения детям прививаются и закрепляются навыки безопасного поведения на дороге. Особое внимание уделяется правилам для пешеходов и правилам пользования различными видами транспорта. Эта работа проводится комплексно: при реализации школьных программ воспитания, в системе ШДО, во внеклассной и внеурочной деятельности, во взаимодействии с учреждениями окружающего социума.
Не первый год в школе работает кружок «Юные инспектора дорог». Деятельность кружка ведётся по направлению безопасность дорожного движения. Проводятся беседы и практикумы по правилам дорожного движения. Такие как «Безопасная дорога в школу», «Элементы дороги, участники дорожного движения», «Обязанности пассажира и пешехода», «Безопасная езда на велосипеде», «Основные причины дорожно-транспортного травматизма», «Оказание первой медицинской помощи», изучение матриц.
Профилактика ДДТТ проводится при реализации школьной воспитательной программы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних «Тропинка, которую мы выбираем» и программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная безопасность». Ведётся ежегодный мониторинг усвоения обучающимися знаний по данным разделам. Регулярный мониторинг позволяет выявить уровень знаний и пробелов по ПДД у учащихся. (Приложение 1)
В целях повышения эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в школе ежегодно проводится месячник по ПДД «Внимание - дети!». В рамках месячника проводятся беседы, лекции, викторины и игры для младших школьников, конкурсы рисунков и плакатов по ПДД, праздник «Посвящение в пешеходы» для первоклассников, практические занятия.
Сделать работу по изучению ПДД более содержательной и интересной помогает обширный дидактический и методический материал: учебно-методические пособия, плакаты, творческие работы учащихся, памятки для учащихся и родителей, брошюры и т.п. Большое внимание уделяется соблюдению обучающимися инструктажей, касающихся правил дорожного движения, правил поведения на дороге и в общественном транспорте. Такие инструктажи проводятся регулярно.
Ученики нашей школы - постоянные участники различных акций: «Дайте дорогу пешеходу», «Юное поколение за безопасное движение», «Водители, на улицах дети!», «Внимание, впереди пешеход!», «Переведи пожилого человека через дорогу!», «Пристегнись и пристегни свое будущее!», «Парковка для инвалидов», «Дети на велосипеде».
Деятельность школы по дифференцированной профилактикой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведётся в системе, включает различные направления, формы и методы и имеет практическую направленность.
Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения в школе создана необходимая материальная база. Имеется кабинет ОБЖ для учащихся средней и старшей школы, классные уголки ПДД в начальной школе с необходимым методическим материалом.
В школе созданы и постоянно обновляются информационные стенды «Островок безопасности», «Детям о ПДД», на которых представлены несколько важных разделов по БДД, а именно: схема безопасных маршрутов к школе, родителям о ПДД (информационный и методический материал для родителей), дорожные зарисовки (демонстрационный и агитационный материал по ПДД), прочая дополнительная информация.
Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека - медиотека, где работает постоянно действующая книжная и плакатная выставки для детей и взрослых в уголке безопасности дорожного движении.
Для разной возрастной категории учащихся в нашей школе используется дифференцированный подход. Дети начальной школы– это особая категория пешеходов и пассажиров к ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Для обучения учащихся 1-4 классов правилам дорожного движения реализуются следующие принципы: развивающего обучения, преемственности, последовательности, постепенности, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.
При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий: традиционный урок в классе, интегрированный урок, урок-игра (игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и т. д.), экскурсии по поселку для ознакомления младших школьников с дорожными знаками, реальными дорожными условиями, правилами ПДД, опасными и безопасными действиями в дородной среде; самостоятельная работа с наглядными средствами обучения–плакатами, иллюстрациями в учебных рабочих тетрадях; практические занятия на школьных площадках. Используются устные методы изложения материала, с использованием мультимедийного оборудования.
В 5-7 классах для изучения правил дорожного движения наиболее распространенными формами являются беседы и рассказ в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения. Используются видеотренинги: клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов. А затем выясняются причинно-следственные связи и отрабатываются умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др. На занятиях проводятся разбор ДТП на конкретных примерах. Для этого на уроках при изучении тем - «Основные причины дорожно-транспортных происшествий», «Опасности на дороге, связанные со сложными погодными условиями», «Тормозной путь автомобиля», «Средства передвижения-велосипеды, мопеды, скутеры» используются интернет-ресурсы и материалы ГИБДД.
Воспитание учащихся организуется одновременно с обучением. Школьники должны понимать, что такое правонарушение в области дорожного движения и осознавать, что ответственность за них несут родители.
В старших классах проводятся профилактические беседы и лекций с повторением основных положений правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров. Особое внимание уделяется рассмотрению мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения. Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия. На занятиях со старшеклассниками изучаем соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.
В образовательном процессе с обучающимися старших классов реализуются основные принципы: «Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания», «Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно - транспортного происшествия» «Принцип социальной безопасности». По правовым вопросам приглашаются специалисты- юристы и работники ГИБДД, знающих законодательство и умеющих работать с учащимися старших классов. При работе с учащимися 8-11 классов используются следующие формы работы: лекции, беседы, диспуты, круглые столы.
Основываясь на имеющийся положительный опыт работы, педагогический коллектив нашей школы находится в постоянном поиске новых форм и методов работы по данному направлению. Учителя нашей школы при работе с детьми используют как можно больше разнообразных приемов, форм и методов. На занятиях применяется и рассказ учителя, и таблицы, макеты, игрушечные автомобили, рассказы самых учащихся. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей. На уроках по изучению ПДД используются передовые технологии, нетрадиционные формы организации учебной деятельности. Уроки проходят на высоком образовательном уровне, что позволяет прогнозировать и добиваться качественного уровня знаний обучающихся и выходить на ожидаемый результат. Особенно эффективным является использование на уроках по ПДД интерактивной доски, которая увеличивает и передает компьютерное изображение (в том числе информацию из Интернета) на большой экран, обеспечивая широкий обзор. На занятиях используются наглядные пособия и видеоматериалы, компьютерные программы для обучения и контроля знаний, демонстрируются презентации, подготовленные учениками старшей школы. Для контроля знаний учащихся имеются дидактические игры, разработаны тесты, опросники.
Учитель начальной школы, Сенькова Елена Васильевна и учащиеся ее класса на занятиях по внеурочной деятельности изучали тему «Можно ли писать без букв?» и провели исследовательскую деятельность «Знакосимволический способ общения людей». В процессе работы дети задались вопросом: «А используется ли сейчас знаковое письмо?». Оказалось изучение знаков, используемых в современной жизни, очень увлекательно и актуально. Начали знакомство со знаков на одежде и постепенно выяснили, что самая распространенная в мире группа знаков – это дорожные знаки. Если до исследования дети обращали внимание на привычные для них знаки: «Пешеходный переход», «Дети» и т.д., то интерес к другим знакам повысился. История возникновения дорожных знаков очень заинтересовала детей. Результатом работы была проектная работа-макет «Город безопасности - город будущего».
Так же на базе нашей школы работает кружок «Авиамоделирование». Члены кружка и руководитель Петренко А.П. на своих занятиях не только конструируют модели автомобилей, но и используют свои модели в сюжетно-ролевых играх по изучению ПДД.
Целенаправленная, социально - ориентированная профилактическая работа по ПДД среди обучающихся позволяет снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма, сохранить их здоровье, а самое главное – жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"
Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности обязан знать!"
викторины, тесты и учебный материал для детей про противопожарной безопасности....
Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан!
Классный час проводился для детей - инвалидов по слуху....
Каждый ученик имеет не только права, но и обязанности....
Обязанности ученика по отношению к родным и близким, к учебной деятельности......
Классный час "Наши права и наши обязанности" 3 класс
Посредством знакомства с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....
Доклад "Ответственность родителей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей"
Безопасность детей на дороге, на водоемах, в автомобиле, на льду, безопасность дома, на проезжей части, на природе, прогулка без сопровождения взрослых, советы и рекомендации как себя вести, чтобы изб...