Организация и развитие научно - исследовательской работы школьников
статья на тему
В данной статье подрлбно описан метод проектов и деятельностного подхода к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 59.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. А как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?
Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Какой метод позволяет это сделать?
И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
И таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся является наиболее результативным способом достижения одной из важнейших целей современного образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы с детьми. Как показывает опыт многих педагогов и мой лично, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы, так как раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.
Идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. В конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает.
«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века.
Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.
Период существования этой новации был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел — «проектов», в числе которых были такие, например, как «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы предусматривали «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология ; и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.).
Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних (комплексных) программ. Работая по комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получили тогда широкого применения в практике массовой школы. Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
Тем не менее современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:
— связь обучения с жизнью;
— развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
— развитие умения адаптироваться к действительности;
— умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Изначально предполагалось, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, была взята из реальной жизни, была значимой для ученика. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности.
В современной педагогике метод проектов и исследовательский метод используются не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ И ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ?
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных; курсовое проектирование в предпрофессиональной подготовке; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное.
Выделим самые главные инвариантные признаки.
Самостоятельность — это один из признаков проектной и исследовательской деятельности. Включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы — сначала по четкому определению, а затем и по решению задачи.
Следующий момент самостоятельной работы — практическое применение имеющихся знаний и умений.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но скрыты от учащихся, закамуфлированы. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся. Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Таким образом, проект и исследовательская деятельность это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В основе данных методов лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Полезность проекта и исследования заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели деятельности. Учебный проект и метод исследования с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
ДВА ПЛАНА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Существуют как бы два плана, две плоскости описания данных методов, проектной деятельности учащихся — видимый и не видимый для учащихся. Что понимается под этим? В них есть проблема, интрига, ситуация. Ее ученики рассматривают вместе с учителем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету.
В то же время учитель, когда он замышляет свой проект, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы — решение проблемы, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний. Итак, детям не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Но через несколько минут (время погружения в проблему) они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, занимаются чем-то для них интересным. Например, детям говорят: «В нашем районе есть экологическая проблема — повышенная концентрация вредных веществ в воздухе, выхлопные газы». И они начинают измерять, анализировать, сопоставлять, обобщать, публиковать результаты. Вся эта так не похожая на традиционное обучение в классе за партой деятельность, имеющая важное значение для общества и тем еще более привлекательная для детей, не что иное как обучение исследовательскому методу, проектному подходу к решению проблем. В проекте дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают ни в каком учебном процессе не предусмотренный опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем. Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта необходимый уровень знаний по данной теме должен быть достигнут. Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе.
Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно закладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит учитель — т.е. новое знание «подается» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.
Итак, два плана учебного проекта.
Видимый:
— тема проекта;
— название проекта;
— проблема проекта;
— задача проекта;
— планирование
— осуществление;
— презентация.
Невидимый:
— тема учебного курса, урока;
— цели и задачи обучения, развития, воспитания;
— необходимый уровень ЗУН;
— необходимые специфические умения и навыки;
— новое содержание и обобщение;
— обеспечение проекта;
— организационные формы осуществления проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Те методы, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, без сомнения, должны иметь характеристики, определяющие место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.
При описании проекта те позиции, которые к данному проекту не относятся, следует опустить. Например, если Вы затрудняетесь описать, как воспитывается толерантность детей посредством данного проекта, Вам следует опустить пункт 16.
Если проект сложный и осуществляется в несколько этапов, необходимо показать его структуру и связи между отдельными его частями, описать, используя вопросы методического паспорта, каждую часть в отдельности. Если, на Ваш взгляд, особенности проекта не отражаются с помощью паспорта, добавьте те позиции, которые Вам необходимы для его полного описания.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Адресация
1 Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
4. Возраст учащихся (класс)
5. Время работы над проектом
6. Режим работы
Обеспечение
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение
8. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
10'. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте
11. Мотивация к работе
Предполагаемые приращения
12. Новое содержание по каждой теме
13. Новые практические приемы
14. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
15. Развитие навыков:
— самостоятельной работы с:
источниками информации,
инструментами,
технологиями;
— самостоятельного принятия решений;
— коммуникативности:
в информационном обмене,
в ролевом взаимодействии;
— мыслительной деятельности при:
проектировании планировании,
анализе,
синтезе,
структурировании,
другое;
— самоанализа и рефлексии
16. Воспитание толерантности
17. Расширение кругозора
Статус учебного проекта
— Автор-разработчик
— Опыт использования (апробация)
— Степень распространения: № школ
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В англоговорящих странах этот метод характеризуется как lеагn bу dоing — учение через деятельность. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Еще одна из характеристик метода проектов на английском языке звучит так — соорегаtive lеагning. Это означает учение в кооперации, т.е. совместное, а мы понимаем его как групповое. Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, мы тем не менее, не должны забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
— личностно ориентированный;
— деятельностный;
— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;
— построенный на принципах проблемного обучения;
— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
— здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й — погружение в проект;
2-й — организация деятельности;
3-й — осуществление деятельности;
4-й — презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы:
Учитель | Учащиеся |
1-Й ЭТАП — ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ | |
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся) | Осуществляют: |
1) проблему проекта; | 1) личностное присвоение проблемы; |
2) сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): | Осуществляют: |
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию | 11) подготавливают презентацию результатов |
4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ | |
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач |
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу; |
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; |
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата; |
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности — самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
Учитель Ученик
★ ★
2-й и 3-й этапы
Учитель Ученик
★ ★
Последний этап
Учитель Ученик
★ ★
Как видим, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в проект, — зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При обучении элементам проектирования (специфическим умениям), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включенности педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений.
Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его предъявления учащимся до завершения самоанализа проделанной работы учащимися и подведения итогов учителем.
1-й этап - погружение в проект
Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся. (Этой части технологии будет уделено внимание в дальнейшем.)
2-й этап — организация деятельности
На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам — им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Однако если в классе есть «изгои», требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдется ученик, который предпочел бы индивидуальную работу. Не будем настаивать на чем-либо против его желания — найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше. И все-таки, хотя работа контролируется учителем, это самостоятельное дело детей.
На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры, как, например, в проекте «Кислотные дожди». Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике.
Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных группах своя.
Этапы могут осуществляться последовательно или одновременно. Степень включенности педагога может быть разной, в зависимости от степени сформированности специфического умения планировать коллективную и индивидуальную деятельность.
3-й этап — осуществление деятельности
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Предположим, что мы подготовили детей к владению всеми методами и технологиями, которые они должны использовать в самостоятельной работе. Например, в социальном проекте: составление опросника, проведение опроса, обработка результатов опроса — все это требует умения и навыков использования технологий социологии и социальной психологии.
Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.
4-й этап - презентация
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязательна. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.
Итак, ребята уже поработали, что-то сделали. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, или слайд-шоу, или альманах, или шили фольклорный костюм. Но интересующий нас результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации — предъявление роста своей компетентности, самоанализа.
Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения.
То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, мы называем продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газета,, альманах, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.
Так, если ученики решали проблему коммуникации между двум соседними селами, расположенными по обе стороны реки, и у них,родилась идея наведения понтонного моста через реку, то это значит, что результатом проекта должен быть наведенный мост. Нет! Результатом работы над проектом будет ход мыслительной деятельности детей, собранная ими информация, приобретении по ходу работы знания, порожденные и отвергнутые по тем или иным причинам варианты решения проблемы и, наконец, найденный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо доходчиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы. По всей видимости, в этом случае хорошо бы показать эскиз задуманного моста, может быть, какие-то расчеты и характеристики, план или способ проведения работ по его строительству. Вот это и будет презентацией результата работы над проектом. Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом — анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.
Поэтому, когда в одной английской школе показывали концерт как результат деятельности в проекте по английской литературе, учителя были разочарованы: это был лишь продукт, а результат был скрыт от зрителя. Как дети к этому готовились, как они к этому результату пришли, почему были отобраны те или другие произведения, следовало объяснить до начала чтения стихов и показа пьес. Таким образом, результат был предъявлен неправильно.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии — здесь без этого не обойтись. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ
Проблематизация — это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и/или решения.
Проблематизация — это одно из специфических умений, на выработку которого у учащихся нацелен учебно-воспитательный процесс современной школы. Проблематизация является одним из элементов проектной и исследовательской деятельности учащихся при выполнении учебного проекта.
Обучение проблематизации может происходить не только в процессе осуществления учебного проекта. Формировать представления о проблематизации, начальные умения можно во время любой другой учебной деятельности при использовании учителем проблемного метода, проблемного подхода к введению темы и обобщению уже изученного.
В случае работы учащихся в рамках учебного проекта проблемное поле очерчивается педагогом для обучения навыкам проблематизации, а не для решения задач, не решенных еще человечеством. Обучение методом учебных проектов позволяет ученику усваивать (присваивать) новые знания через «открытие» новых для ученика истин (но давно известных человечеству). На стадии проблематизации учащиеся самостоятельно, в свободной дискуссии приходят к вышеперечисленным выводам и умозаключениям.
Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблематизация происходит до разбивки учащихся на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.
Проблема и сюжетная канва (т.е. ситуация, в которой возникла проблема) должны быть обрисованы так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Целью проекта всегда является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта, которую мы рассматриваем в конкретной сюжетной ситуации. Задача или задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.
Таким образом, из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель проекта и задачи проекта. Задачи проекта — организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Они формулируются учителем или при его активном участии в самых общих чертах. Учитель формулирует задачу так, чтобы она обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения. Следует сделать особый акцент именно на этом моменте! Если мы не обеспечим этот пусковой механизм творческой активности ребенка, мы не достигнем всего того, чего мы ожидаем от учебного проекта. Просто обрисовав проблему, сюжетную канву и сформулировав цель и задачу проекта без работы с детьми по «вживанию» в проблему, которую мы назвали погружением в проект, учитель может натолкнуться на пассивность детей. Если не зажечь идеей, не возбудить желание разрешить противоречие проблемы проекта, то не будут задействованы все те механизмы, которые в дальнейшем должны работать, поддерживая целеустремленность, самостоятельность и творчество учащихся.
Для включения ребенка в процесс постановки цели и задач учитель должен предлагать не жестко сформулированную задачу. Не жестко поставленная задача стимулирует ребячье творчество. В момент конкретизации задачи она становится для детей уже совершенно своей, и они сопереживают ей. Например, по экологической проблеме — загрязнению речки «Река». Проблема была близка им. Когда же ставилась задача поиска соответствующих мероприятий для того, чтобы эта река не загрязнялась населением, работа детей по конкретизации задачи приводила к формулированию задания себе самим: как пропагандировать экологические знания, как поработать с населением, какие щиты в зоне отдыха надо поставить, какие мостки, ограждения и т.д., как нужно облагородить ландшафт. Обустраивание ландшафта этой речки тоже может создать такие условия, когда пустую бутылку или обертку будет боязно бросить. Когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.
Этому короткому и очень важному этапу — предъявлению темы и проблемы проекта — предшествует не менее важный этап предварительной подготовки учителя к работе проектом. Педагог, выбирая проект, даже хорошо известный, многими уже разработанный и выполненный, должен мысленно соотнести его с силами и возможностями конкретных детей, наличием требуемого обеспечения проектной деятельности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Необходимо обеспечить поле для самостоятельной деятельности учащихся, создать условия для творчества уже в самом начале. Каким образом? До начала работы учащихся над проектом учитель проводит большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки: учитель определяет временные затраты, возможности самостоятельной работы учащихся (знания, умения, навыки — стартовые ЗУН). В работе над проектом потребуются и специфические умения, и навыки, используемые и развиваемые в ходе работы над проектом — это умения собственно проектирования. Чем лучше отработаны те или иные умения, используемые на определенных этапах осуществления, проекта, тем быстрее и легче пройдет работа.
Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес учеников к работе и посильность задания во многом определяют успех проекта.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым, в противном случае можно свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Какое может потребоваться обеспечение для работы над проектом? Для разных проектов — разное. Как мы помним, для работы по сооружению бумажной башни потребовалось всего лишь два листа писчей бумаги, ножницы и клей.
Для этнографического исследовательского проекта, возможно, потребуется набор тканей для пошива фольклорного костюма, фотоаппарат для съемки исследуемых районов, их жителей, предметов быта. Кроме того, может понадобиться звукозаписывающее оборудование для сбора старинных народных песен, записи говоров, сказок и легенд. Возможно, в ходе проекта необходимо будет и звуковоспроизводящее и звукомонтажное оборудование. Если ребята захотят сопровождать доклад на презентации показом слайд-шоу, им понадобится компьютер с соответствующим периферийным оборудованием и программным обеспечением.
Все перечисленное относится к материально-техническому обеспечению. Отсутствие возможности использовать компьютер при подготовке презентации можно компенсировать, например, изготовлением плакатов, альбома или фотовыставки. Однако есть такое материально-техническое обеспечение, без которого невозможно проведение собственно поисковой и исследовательской работы в проекте.
Еще один вид необходимого обеспечения — информационное. Почти все проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся с информацией. Это или исследование уже опубликованных в печати способов решения задачи проекта, или анализ исходных данных, или поиск информации по теме проекта. Для успешной работы над проектом ученики должны иметь достаточный выбор источников информации, так как одной из образовательных целей является обучение работе с информацией: тематическому поиску источников информации (печатных, электронных, аудио и видео); выборке необходимых данных из добытых источников информации; выделению главного и структурированию данных; исследованию этих данных на предмет решения с их помощью формулированной в проекте задачи.
При информационном обеспечении проекта всегда необходимо прежде всего опираться на имеющиеся у учащихся знания, жизненный опыт. Но этого мало. Нужно использовать все возможные источники информации, в том числе библиотеку, Интернет, СD-ROM и т.д. Нужно учить детей работе в библиотеке с каталогами, пользоваться информационными технологиями. Нужно, конечно, и самому учителю уметь пользоваться этими источниками информации.
Организационное обеспечение часто требуется тогда, когда в проекте участвуют ученики разных классов в урочное время. Возможно, потребуется специальное составление расписания занятий и выделение подходящей аудитории, учет режима работы библиотеки, музея или еще какой-то организации, которую ученики должны посещать в ходе работы над проектом. К организационному же обеспечению относится и предоставление ресурсов Интернет в удобное время.
Группы, работающие над проектом, могут быть разновозрастными — тогда в школе должно быть место, где эти группы будут собираться для работы над проектом. Если такого места нет, то необходимо подумать о его создании. В ряде школ — это уголок библиотеки, оборудованный компьютерной и другой необходимой техникой, в каких-то школах есть целый комплекс помещений, называемый медиатекой.
Не обойтись, конечно же, и без учебно-методического обеспечения. В первую очередь — это учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички, электронные пособия типа «Помощь». Обучающие программы в руках самостоятельно работающих учащихся превращаются в источник «добываемого» по ходу работы знания.
Если при выполнении проекта потребуется консультация специалиста или участие ответственного лица, управленца или политика, оператора для управления какими-либо приборами или кого-либо другого специалиста, то речь пойдет о кадровом обеспечении.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.
Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.
МОТИВАЦИЯ
Во-первых, как видно из наблюдений, решение проблемы проекта, необходимо не вообще, а для практической и общественной пользы. Такое прикладное (практическое) применение имеющихся или вновь полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.
Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, познать, испытать себя в деле.
В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной (нежесткой) форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из ее проблемы, учащиеся, уже приняв проблему как свою личную, в еще большей степени приобретают личностную заинтересованность в ее решении. Это создает мотивацию личного участия в работе.
В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить еще один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует пятиклассников, оставит равнодушными учащихся 8-9-х классов. Например, проект «Как обустроить планету Венеру (Марс или любую другую) для создания города и проживания людей на ней». Можно выдумать какую-то несуществующую, нереальную планету и развивать с детьми 4-5-6-х классов сюжетную линию этого фантастического рассказа. Но если с подобным проектом мы пришли бы в 9-10-е классы, то понадобились бы реальные астрономические характеристики планеты, необходимые для расчетов по обустройству среды обитания, реальные физические данные и результаты исследований ученых и т.д. Эти дети уже не будут сочинять сказки и читать свои рассказики. Они хотят заниматься, если не полностью научным исследованием, то хотя бы имитацией его или технического конструирования.
Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.
И наконец, нельзя не назвать еще один очень веский мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.
ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.
Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большой степени самостоятельно. Ему, безусловно, необходимо проследить и ход рождения идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, житейский опыт, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась. Об этом на презентации рассказывает каждая команда, предъявляя самоанализ и рефлексию своей деятельности.
На наработанном учениками материале учитель решает свои задачи по обучению и воспитанию. Здесь ему предстоит играть уже заметную роль: отметить, что нового узнали ученики, насколько хорошо они справились с применением ранее полученных знаний. Если позволяет ситуация, т.е. проект выполняется в конце изучения темы и с ней связан, необходимо сделать требуемое обобщение, связать изученное с уже известным и с тем, что предстоит детям узнать в будущем. Организовать предъявление результатов работы учениками надо так, чтобы и выступление учителя с ролью, отведенной ему на последнем этапе осуществления проекта, было встроено в презентацию органично.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха, или эскиза, чертежа во время устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.
Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является прежде всего замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта.
Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на всеобщее обозрение. Для ребенка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности.
Как уже было сказано, презентацией является не только демонстрация продукта, но и рассказ о самой деятельности, рассказ о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности. Собственно, во время презентации мы получаем представление о том, что было сделано во время проектной деятельности.
Очень часто происходит недопонимание сути метода проектов, и во время презентации предъявляется только продукт, поскольку подготовке презентации и продукта отводится значительное время. Действительно, продукт участвует в презентации, но он только помогает наглядно представить, каков был замысел, что придумали дети в качестве решения проблемы проекта.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного.
Воспитывающая роль учебного проекта проявляется на презентации результата: при демонстрации понимания проблемы проекта, при конкретизации цели и задач проекта и организации работы над ним. Воспитательное воздействие оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые ученики делают.
ВЫВОД.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они прежде всего учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.
Да, у нас есть игровые занятия, игровые формы, где можно такое групповое взаимодействие оттачивать. Здесь же оно происходит в реальной ситуация и в реальной деятельности. Воспитывающая роль учебного проекта в том, что эта групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.
Где, в какой момент нашего традиционного образовательного процесса мы имеем столь благоприятную ситуацию для того, чтобы учить этому и воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели? Бесспорно, это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, для самореализации личности как профессионала.
Мы говорим о толерантности, терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.
Есть воспитательный момент и в организации деятельности. Например, мозговой штурм. Бывают и жаркие дискуссии, пока группа не определилась, что и как делать. Затем следует выполнение определенной, отведенной каждому роли. Ребенок хотел бы быть и тем, и другим, и третьим... а в группе коллективное распределение ролей, поэтому он должен играть отведенную ему роль совместно с другими. Это тоже очень важный навык.
Подводя итог, перечислим кратко то, чего мы должны достичь, работая над проектом, и презентовать его.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
— кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
— демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
— анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
— демонстрировать найденное решение;
— анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
— проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Литература
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения// Директор школы, 1995. — № 6.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М., 1996.
Гузеев. В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование, 2000. — № 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики// Информатика и образование. — 1996. — № 1, 2.
Пахомова Н.Ю. Метод проектов// Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование, 1996.
Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. — М.: Просвещение, 1994.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности// Учитель. — 2000, № 4.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска// Учитель. — 2000, № 1.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы, 1998. — № 3.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. — М.: «Проект Гармония» и ЮНПРЕСС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»
Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
Научно- исследовательская работа "Развитие эстетических представлений младших школьников средствами программы по технологии Н.М. Конышевой"
Научно-исследовательская работа на тему "Развитие эстетических представлений младших школьников средствами программы по технологии Н.М. Конышевой", будет полезна для учителей н...
Презентация к научно-исследовательской работе по теме: "Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
Презентация поясняет исследовательскую работу ....
Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельн...