«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.
статья

Леонова Кристина Александровна

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_gpd.docx9.68 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для участия в творческой группе Леоновой К.А.

«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.

Широкий диапазон возможностей по организации учебно-воспитательного процесса в ГПД имеет технология коллективной творческой деятельности. Именно внеурочная деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих достигать основных целей обучения и воспитания.

Автор технологии коллективной творческой деятельностью И.П. Иванов  определяет ее, как «такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (далее – КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. И.П. Иванов выделил шесть стадий организации КТД, которые отражены ниже. Именно в таком порядке необходимо применять данную технологию в практике воспитателя группы продленного дня.

1 Стадия. Предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.

Возможные формы:

Стартовая беседа

Разведка интересных дел

Развивающаяся кооперация

Мозговой штурм

Аукцион идей

2 Стадия. Коллективное планирование, разработка проекта КТД. Каждая  микрогруппа разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела, защищает его, в результате рождается проект КТД.

3 Стадия. Коллективная подготовка КТД. Складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями), традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей.

4 Стадия. проведения КТД. Участниками являются все. Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД).

5 Стадия. Коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. В коллективном анализе возможны две линии: анализ организации КТД и саморефлексия.

6 Стадия. Ближайшее последействие. Руководитель коллектива организует использование ребятами в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

В рамках технологии организации коллективной творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности – трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических, экологических. Особой популярностью у обучающихся в ГПД пользуются дела по подготовке и проведению тематических праздников, викторин и конкурсов.

Примеры коллективных творческих дел, которые можно организовать в рамках группы продленного дня, приведены далее.

Трудовая деятельность.КТД- трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Познавательная деятельность.КТД - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, турнир знатоков, пресс-конференция.

Художественно-творческая деятельность.КТД - концерт-молния, концерт-ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивная деятельность.КТД бой неуловимых, веселая спартакиада, спартакиада народных игр.

Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств обучающегося.

Одна из задач технологии организации коллективной творческой деятельности и одновременно одно из важных условий ее успешной реализации – становление конструктивных отношений в команде (микрогруппах и коллективе в целом). Для решения этой задачи педагог должен быть ориентирован не только на практический результат КТД, коллективной организаторской деятельности, творческих игр и праздников, но и на сам процесс взаимодействия в ходе их подготовки и проведения, осознавать его большие воспитательные возможности.

На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха.

Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Разнообразие коллективных творческих дел и их периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников.    Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие техно...

Кейс-технологии в работе группы продленного дня

Современные образовательные технологии...

Методические приемы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Воспитание у учащихся здорового образа жизни в условиях работы группы продленного дня....

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с  ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...

Организация работы группы продленного дня в свете современных требований

Ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые родителями....