«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.
статья
В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_gpd.docx | 9.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для участия в творческой группе Леоновой К.А.
«Современные разработки и технологии организации работы группы продленного дня»: Технология коллективной творческой деятельности.
Широкий диапазон возможностей по организации учебно-воспитательного процесса в ГПД имеет технология коллективной творческой деятельности. Именно внеурочная деятельность имеет ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих достигать основных целей обучения и воспитания.
Автор технологии коллективной творческой деятельностью И.П. Иванов определяет ее, как «такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (далее – КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности.
В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. И.П. Иванов выделил шесть стадий организации КТД, которые отражены ниже. Именно в таком порядке необходимо применять данную технологию в практике воспитателя группы продленного дня.
1 Стадия. Предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.
Возможные формы:
Стартовая беседа
Разведка интересных дел
Развивающаяся кооперация
Мозговой штурм
Аукцион идей
2 Стадия. Коллективное планирование, разработка проекта КТД. Каждая микрогруппа разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела, защищает его, в результате рождается проект КТД.
3 Стадия. Коллективная подготовка КТД. Складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями), традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей.
4 Стадия. проведения КТД. Участниками являются все. Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД).
5 Стадия. Коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. В коллективном анализе возможны две линии: анализ организации КТД и саморефлексия.
6 Стадия. Ближайшее последействие. Руководитель коллектива организует использование ребятами в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.
В рамках технологии организации коллективной творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности – трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических, экологических. Особой популярностью у обучающихся в ГПД пользуются дела по подготовке и проведению тематических праздников, викторин и конкурсов.
Примеры коллективных творческих дел, которые можно организовать в рамках группы продленного дня, приведены далее.
Трудовая деятельность.КТД- трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.
Познавательная деятельность.КТД - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, турнир знатоков, пресс-конференция.
Художественно-творческая деятельность.КТД - концерт-молния, концерт-ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр.
Спортивная деятельность.КТД бой неуловимых, веселая спартакиада, спартакиада народных игр.
Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств обучающегося.
Одна из задач технологии организации коллективной творческой деятельности и одновременно одно из важных условий ее успешной реализации – становление конструктивных отношений в команде (микрогруппах и коллективе в целом). Для решения этой задачи педагог должен быть ориентирован не только на практический результат КТД, коллективной организаторской деятельности, творческих игр и праздников, но и на сам процесс взаимодействия в ходе их подготовки и проведения, осознавать его большие воспитательные возможности.
На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха.
Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения.
Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Разнообразие коллективных творческих дел и их периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня
Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие техно...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня. Методические рекомендации" Кухарская В.Ю. ГБОУ школа 371 СПб
Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД....
Кейс-технологии в работе группы продленного дня
Современные образовательные технологии...
Методические приемы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня
Воспитание у учащихся здорового образа жизни в условиях работы группы продленного дня....
Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня, с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Работа воспитателя группы продленного дня направлена на оздоровление ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через формирование культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно ...
Статья "Современные разработки и технологии организации работы групп продленного дня"
Коррекционная педагогика...
Организация работы группы продленного дня в свете современных требований
Ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые родителями....