Специфика «Круга чтения» во 2-4 классах, его возможности в формировании универсальных учебных действий
статья (2, 3, 4 класс) на тему
Современное общество, провозгласив главным принципом образования гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, поставило преподавателя литературы и учителя начальных классов перед вопросами: какой должна быть концепция литературного образования, какие задачи призван решать традиционный предмет? Ответ на вопрос я привожу в своей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_kruga_chteniya_vo_2-4.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика «Круга чтения» во 2-4 классах, его возможности в формировании универсальных учебных действий»
Учитель начальных классов
МБОУ – гимназии №3
Агеева Н.А.
24 апреля 2014 года
г. Тула
Современное общество, провозгласив главным принципом образования гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, поставило преподавателя литературы и учителя начальных классов перед вопросами: какой должна быть концепция литературного образования, какие задачи призван решать традиционный предмет?
Сегодня в литературоведении и педагогике имеют своих сторонников и последователей четыре условных направления:
– литература как предмет искусства со сложной жанровой и образной системой;
– литература как фактор воспитательного воздействия на ребенка;
– литература как способ интеллектуально-познавательного отношения к миру;
– литература как средство художественного осмысления исторического пути русского народа и человечества (тенденциозное выражение этого направления связывалось некогда с классовостью и партийностью).
Большинство принятых в России учебных пособий и программ по литературе, в силу специфики предмета, являются относительно компилятивными, объединяющими все направления.
Реализация педагогической системы «Школа Л. Н. Толстого» предполагает прежде всего принципиальное обновление содержания образования, так как через воздействие предметного знания происходит всестороннее развитие ребенка, и от того, каким будет это воздействие, зависит успешность (или неуспешность) всего процесса обучения и воспитания. Литературное образование является подсистемой и строится в соответствии с целями, задачами, принципами, методами «Школы Л. Н. Толстого».
Безусловно, в литературном образовании «Школы Л. Н. Толстого» также рассматриваются проблемы эстетики, в пособия входят высокохудожественные произведения, которые ранее не были известны маленькому читателю. Но все же учитель «Школы Л. Н. Толстого» в большей мере ориентирован на формирование эмоционально-нравственных опор в сознании детей, на духовное развитие ребенка. (ЛИЧНОСТНЫЕ)
Толстой говорил, что ученик стремится получить в школе ответы на вопросы, поставленные его жизнью. Произведение будет воспринято им как таковое лишь в том случае, если тема этого произведения актуальна, язык понятен, а художник искренен в своем желании поделиться с другими людьми чувствами и мыслями, навеянными действительностью.
В «толстовских» школах идет изучение предмета литературы, названного «Круг чтения», так как преподавание ведется по нескольким книгам, первой из которых является «Час души: Проза русских писателей»; второй – сборник фольклорных, поэтических и драматургических текстов. Составитель программы «Круга чтения» для
2–4 классов А. В. Шадская, методист научно-исследовательской лаборатории «Школа Л. Н. Толстого» Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, доцент кафедры духовного наследия Л. Н. Толстого Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого; научная редакция канд. филол. наук В. Б. Ремизова. Составитель программы «Круга чтения» для 5–9 классов В. Б. Ремизов, канд. филол. наук, директор Государственного музея Л. Н. Толстого, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Школа Л. Н. Толстого» ИПК и ППРО ТО, заведующий кафедрой духовного наследия Л. Н. Толстого ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Как показала практика, даже учащиеся младших классов в значительной степени готовы к восприятию сложных в идейно-тематическом плане произведений, многие из которых никогда не входили в школьную программу или по-новому осмысливаются в современных условиях.
Вместе с «Кругом чтения» в начальной и средней школе преподаются другие инновационные или значительно модернизированные дисциплины, разработанные сотрудниками научно-исследовательской лаборатории. Это «Природа и труд» (автор О. В. Хлопенова, методист НИЛ «Школа Л. Н. Толстого» ИПК и ППРО ТО); интегрированный курс «История развития человечества» (авторы О. Г. Вронский, доктор исторических наук, профессор кафедры истории ТГПУ им. Л. Н. Толстого; В. Б. Ремизов, канд. филол. наук), который включает материал по культуре и искусству; «Русский язык с основами риторики и стилистики» с 1-го по 9-й класс (автор М. Ю. Барабанова, канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка факультета педагогики и психологии развития ребенка ТГПУ им. Л. Н. Толстого). Это уникальный философский предмет «Чаша жизни» для 1–6-го классов (автор В. Б. Ремизов, канд. филол. наук), который предлагает учащимся для обсуждения более 450 тем, объединенных девятью лейтмотивами. Между всеми предметами существует интеграция, каждое явление жизни рассматривается с разных сторон, одна и та же проблема поднимается в ходе изучения разных предметов и решается средствами каждого предмета. Так, разделы «Круга чтения» даже в названиях перекликаются с темами «Чаши жизни».
В 1-м классе на уроках «Азбуки Льва Толстого» идет формирование более ста философско-нравственных понятий: сострадания, гнева, милосердия, долга, зависти, корысти, честности, смерти, бессмертия и др. Во 2–4-х классах эта работа сменяется формированием представлений о главных проблемах, волнующих каждого человека и человечество в целом. Не претендуя на всеобъемлющий идейно-тематический охват литературных произведений «Круга чтения», работающему во 2–4-х классах учителю можно предложить следующую структуру предмета.
№ п/п | Раздел | Тема |
I | Как прекрасен этот мир | Благослови птиц и зверей Святые таинства природы Колокола тревоги |
II | Золотая ветвь | Сотворение красоты Мир искусства Культура – это история, которая всегда с тобой |
III | Я есмь, и я люблю | Детство Юности честное зерцало Мудрость старости |
IV | Планета людей | Наедине с собой «Золотое» правило нравственности Высоты и бездны |
V | Моя Родина | Отчий дом Мир за порогом Россия, Русь, храни себя, храни! |
VI | Жизнь и свобода | Ради жизни на земле Плаха Свободное слово |
VII | Час души | Смеясь и плача Души прекрасные порывы Душа народа |
Каждый тематический блок имеет некую градацию. В первом от простого любования явлениями природы, от сочувственного отношения к «зверью» дети поднимаются до понимания своей сопричастности к миру природы, до осознания хрупкости этого мира и ответственности человека за тех, кого он «приручил», за свое экологическое благополучие.
Раздел «Золотая ветвь» ведет ребенка от созерцательности и восхищения рукотворной красотой, рожденной человеческим гением, к формированию представления о многообразии мира искусства и постижению культуры как главной формы выражения истории человечества, истории человеческого духа. «Красота спасет мир», – так говорили, каждый в свое время, Сократ и Достоевский. Что такое истинная красота? В чем заключается ее спасительная миссия?
Третий раздел помогает учащимся философски осмыслить, что каждая пора жизни неповторима и прекрасна по-своему, сопряжена со взлетами и падениями, сомнениями и нравственными открытиями. Реку времени нельзя повернуть вспять, нельзя набело переписать свою судьбу; каждое прожитое мгновение оставляет неизгладимый след в памяти самого человека и других людей; каждый поступок – высокий и низменный – обречен на бессмертие.
Ребенок еще в раннем детстве постигает и принимает как данность законы физического мира: огонь жжет, сильный ветер ломает деревья; ночь приходит на смену дню, а зима на смену осени – так было и так будет всегда. Но по каким принципам живет «планета людей», так ли непреложны нравственные законы, каковы отношения моего индивидуального «Я» и вечного «Мы» человеческого сообщества? Ответы на эти вопросы люди ищут от рождения до смерти, часто так и не находят. Эта проблема поднимается в четвертом разделе, когда детей ждут встречи с произведениями Л. Толстого, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Чехова, П. Романова и др.
Во всех традиционных учебниках-хрестоматиях по чтению одной из главных всегда была тема Родины, но чувство патриотизма не может появиться в человеке в одночасье. Раздел «Моя Родина» «Круга чтения» помогает ребенку проникнуться чувством любви к Отечеству, ведя маленького читателя по дороге от семейного очага, отчего дома в большой мир, именуемый Россией, Русью. Когда-то в древности, по славянским преданиям, языческое божество Род хранило покой и благополучие дома, в котором оно обживалось; род, народ, Родина издревле были святыми понятиями для русского человека, который, не колеблясь, мог отдать жизнь за свободу России, за сохранение родного языка и самобытной национальной культуры.
Эта тема логически трансформируется в самом сложном и трагическом разделе – «Жизнь и свобода». Жизнь во имя свободы, смерть во имя жизни – какому народу не знакома эта дилемма? По сказкам, былинам, прозаическим и поэтическим текстам дети открывают для себя защитников Отечества, народных заступников и постепенно приходят к пониманию, что можно и нужно защищать не только рубежи Родины, бороться не только за жизнь близких и дальних людей. Самое жизнь люди отдавали за веру, всходили на плаху за убеждения, отстаивали справедливость, надевали оковы за право сказать свободное слово.
Последний, седьмой раздел, – «Час души» – приобщает детей к безбрежному океану человеческих эмоций. От постижения полного метаморфоз мира собственной души ребенок поднимается к осознанию вечных проблем, над которыми плакало или смеялось человечество. Этот раздел очень важен, потому что эмоционально неразвитый человек, неспособный сказать о себе «Над вымыслом слезами обольюсь», не сможет сопереживать с другими людьми, сочувствовать чужой радости или чужому горю, станет эгоцентриком, пленником собственного «Я».
Особенностью всех произведений, включенных в программу «Круга чтения» в начальной школе, является их эмоциональная насыщенность («пафос»), социально-нравственная направленность («этос») и философский, мировоззренческий уровень осмысления текстов («логос») – именно такая триада способствует грамотному, глубокому постижению литературного произведения. С другой стороны, это позволяет позитивно влиять на личность ребенка: развивать его эмоциональную сферу, формировать эмоциональную «отзывчивость» и адекватное реагирование на различные жизненные ситуации; способствовать социальной адаптации и формированию мировоззрения. Очень важным представляется эмоциональное многообразие текстов, представлены все виды пафоса в их градации – трагический, героический, драматический, романтический, сентиментальный, комический (сатира и юмор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...