Мастер-класс на тему "Сказкотерапия как метод сохранения психического здоровья школьников"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_saveleva_l.i.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.И. Савельева
(МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области)
«Сказкотерапия как метод сохранения психического здоровья школьников»
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский
В современных условиях значительно возрастает роль школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.
Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Поэтому семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьника и формирования здорового образа жизни.
Одной из важнейших задач современной начальной школы является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Однако в современном мире возникает серьезная проблема воспитания здорового школьника, обладающего надежным физическим и психическим здоровьем, высокой интеллектуальной подготовкой, способного к активной жизнедеятельности. На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и психического здоровья детей школьного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составило лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу [2].
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Именно поэтому сохранение психического здоровья младшего школьника является актуальной проблемой современных психологических исследований. Анализ научной литературы показал, что актуальность проблемы сохранения психического здоровья школьников приобретает всё больший смысл [11].
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [1, с.140].
Для ребенка здоровье является «важнейшим ресурсом, с одной стороны дающим возможность дальнейшего полноценного развития, а с другой – индикатором, отражающим предшествующие условия развития» [3, с.100]. С началом школьного обучения на ребенка обрушивается целый шквал новых стимулов. На биологическом уровне необходимо включиться в новый режим, благополучно справиться с вирусами, которыми дети активно обмениваются впервые дни взаимодействия. Даже сохранение статичной позы на уроке является стрессовым фактором для первоклассника. А еще необходимо сохранять внимание в ситуации, когда все вокруг новое, способствующее отвлечению, когда эмоции напряжены. Все это требует большого напряжения и оказывает влияние на психическое здоровье детей.
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов (внимание, восприятие, память и т.д.). Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. С. Ю. Головин психическое здоровье определяет как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную действительности регуляцию поведения и деятельности» [12, с.18].
В педагогике и психологии существует большое количество методов, приёмов и форм обучения, которые позволяют педагогу сохранять психическое здоровье школьников. Это арт-терапия, игровая терапия, песочная терапия, цветотерапия, сказкотерапия и др.
Сегодня мне хотелось бы более подробно остановиться на сказкотерапии, как самом древнем в человеческой цивилизации методе практической психологии и одном из самых молодых методов в современной педагогической практике. Сказкотерапия – это помощь в воспитании и обучении детей через сказку.
Сказки имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, нравственных качеств личности. М. Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности.
Сказка – сокровищница народной мудрости, неиссякаемый источник народной педагогической мысли. Общение посредством сказок наилучшим образом подходит для установления доверительных отношений с взрослым, для воздействия на представление детей о мире, на их эмоции и поведение. Ответы на свои проблемы и вопросы детям легче найти в сказочных образах и ситуациях. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека. Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей сущности причинно – следственные связи явлений, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое отношение к людям, предметам, явлениям.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром, это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, способствующий развитию творческих способностей, расширению сознания, эффективному взаимодействию с окружающими, а так же сохранению психического здоровья детей.
Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. В чём же достоинство сказок?
- В сказках отсутствуют нравоучения, назидания.
- Через образы сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений.
- Победа добра в сказках - это психологическая защищенность: какие бы события ни происходили в сказке – все заканчивается хорошо.
- Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и коррекционную.
Диагностическая функция заключается в выявлении существующей проблемы ребенка.
Прогностическая функция сказки проявляется в повествовании о будущем героя. Если попросить ребенка сочинить сказку, то можно узнать о его будущей жизни , о его переживаниях и чем он сейчас живет.
Коррекционная функция заключается в том, что в сказочно-волшебной форме ребенку предлагается положительный пример поведения.
По содержанию выделяют:
- сказки о животных - лучше всего передадут жизненный опыт детям. Это могут быть любые русские народные сказки о животных, например, «Теремок», «Зимовье зверей»;
- бытовые сказки - рассказывают об особенностях семейной жизни, учат способам разрешения конфликтов. В качестве материала подойдут сказки «Дочь-семилетка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- волшебные сказки – это пример человеческих взаимоотношений и здесь идеально подойдет как любая сказка устного народного творчества, «Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный», так и авторская сказка.
По задаче выделяют:
- дидактические сказки - помощники педагога для создания положительной мотивации к учебному процессу, кроме того, с их помощью лучше передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. В качестве примера предлагаю сказку «Домик для Круга, Треугольника и Квадрата».
Жили-были Круг, Треугольник и Квадрат. Они часто спорили, кто из них важнее. «Без меня, - говорил Круг, - ни одна машина не поедет: колеса-то - круглые!». «А из меня, - не отставал Квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им Треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало Кругу, Треугольнику и Квадрату, и решили они построить себе домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У Квадрата дом был квадратный и без крыши. Когда шел дождь, Квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились Круг, Треугольник и Квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника - крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике.
- психокоррекционные сказки - сочиняются педагогами, психологами для коррекции поведения ребенка, их можно использовать для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности, страхов. Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, их сочинили.
Сказка «Дурная привычка»
Жил был мальчик Коля. И была у него привычка. Почему-то все взрослые говорили, что она дурная. Они часто ругали Колю за неё. Мальчик никак не мог понять, почему ругают его, а не привычку. Ведь она, привычка – дурная, а он, Коля – хороший. Почему его ругают за кого-то другого? А ведь если разобраться, то Колина привычка – его лучший друг. Она всегда и везде ходит с ним, даже туда, где совсем неинтересно и куда никто из его друзей с ним не пошёл бы. Коле стало стыдно, что он так мало внимания уделяет своей привычке. Он стал с ней разговаривать и узнал от неё, что вырастил и воспитал её сам. Взрослые говорили Коле, что он должен прогнать дурную привычку, но мальчик видел, как часто возвращаются ко взрослым привычки, которые они прогоняют, а иногда им на смену приходят новые, ещё дурнее. И тогда Коля решил, что раз он сам воспитал свою привычку, то он сам и перевоспитает её. Это превратилось в интересную игру. Мальчик дрессировал свою привычку, как маленькую собачку. Он учил её новым, полезным вещам и гладил по голове, когда ей удавалось научиться чему-то, а когда она начинала шалить, он громко командовал ей: “ФУ!”. Постепенно привычка стала послушной и научилась всем полезным штукам, которые показывал ей Коля. Взрослые перестали ругать Колю за то, что его привычка – дурная, потому что она стала умной и послушной. А иногда Коля учил свою привычку тем вещам, которым хотел научиться сам, а научившись, привычка помогала Коле в его делах. Так и живут они, душа в душу, – мальчик Коля и его привычка… Хорошая привычка!;
- медитативные сказки - рассказываются под специальную расслабляющую (релаксационную) музыку, цель этих сказок успокоить, вызывать положительные эмоции, настроить на гармонию с самим собой и окружающими, внушить уверенность в себе. Медитативную сказку можно начать так «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «к синему морю…».
Сказка «Путешествие»
Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большие добрые слон с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, сядем за стол и будем пить чай с пирожками и вспоминать про дальние страны, где мы побывали (или, как вариант окончания: А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны);
- психотерапевтические сказки - создаются для оказания своевременной поддержки, помочь избавиться от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Психотерапевтические сказки используются только специалистами.
Все остальные сказки можно смело использовать педагогам на уроках в начальной школе для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от поставленной цели.
Используя в своей практике метод сказкатерапии необходимо выбрать форму работы со сказкой.
Существует несколько форм работы со сказкой.
1. Рассказывание сказок. Эта форма имеет свои особенности: рассказывание может вестись от третьего лица, рассказывать может один взрослый или группа лиц. После прочтения сказки учителем дети должны ответить на блок вопросов.
2. Переписывание сказок. 1. Детям предлагается рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. 2. Ребенок переписывает или дописывает изучаемую сказку. При этом он может изменить ее конец или ввести в повествование других персонажей.
2. Сочинение сказок.
1). «Жили-были…» В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
2). «И вдруг однажды...» Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
3). «Из-за этого…» Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить выбор модели поведения, найти смысл в происходящем.
4). Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
5). Развязка. Результат действий героев сказки: отрицательный герой, совершивший плохой поступок, наказан, положительный герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден (Обязательно позитивное окончание).
6). Мораль сказки - герой понимает свою неправоту, становится на путь изменений и жизнь его изменяется.
3. Постановка (разыгрывание) сказки. Для данной формы можно использовать кукольный театр (куклы-перчатки), пальчиковые куклы, обычные игрушки. Ребенок учится корректировать свои действия, у него развивается выразительная речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует формированию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
В сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы – марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.
В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. Кукла может быть с лицом и без него. Это позволяет ребенку фантазировать – в каком настроении находится кукла. От того, какое выражение лица или настроение куклы можно определить эмоциональную проблему самого ребенка в данный момент. К процессу изготовления кукол полезно привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей, налаживает внутрисемейные отношения. Изготовление кукол марионеток развивает мелкую моторику руки, фантазию и образное мышление, умение выражать характер изобразительными средствами, способность понимать и чувствовать другого, а так же происходящее вокруг. Кроме того, активно развивается концентрация внимания. Выстраивается новая система отношений Педагог – Ребенок – Родитель, основанная на эмоциональном контакте и взаимопонимание.
4. Сказочная имидж-терапия. Смысл сказочной имидж-терапии –мгновенное преображение. Надевая костюм, ребенок начинает чувствовать себя как выбранный образ-герой и нередко открывает в себе новые способности и скрытые возможности.
5. Сказочное рисование. Очень часто на уроках литературного чтения дети рисуют иллюстрации к прочитанным сказкам, сказочные сюжеты и героев. Эти рисунки помогают увидеть внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. Можно предложить следующие темы для сказочного рисования: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Дождь в сказочной стране», «Мой маскарадный костюм».
При организации работы со сказкой на уроках необходимо соблюдать следующие правила: чередовать разные типы заданий; не играть в одну игру много раз подряд; не выполнять задания за ребенка; начинать с заведомо легких заданий; учитывать темперамент каждого ребенка; продумать варианты одного и того же упражнения.
Метод сказкотерапии, как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, которые могут меняться в зависимости от формы работы. Например:
- Этап «Знакомство» (Прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом, если это необходимо).
- Этап «Ритуал вхождения в сказку» (На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев).
- Этап «Рассказывание сказки» (Учитель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки).
- Этап «Сказочная задача» (На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации, придумать продолжение сказки).
- Этап «Обобщение приобретенного опыта» (Участники отвечают на вопросы учителя).
- Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).
- Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями).
Практическая часть
Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами на практике апробируем сказкотерапию через одну из форм работы со сказкой – это постановка (разыгрывание) придуманной сказки.
Цель: получить положительные эмоции, проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.
Задачи:
- Познакомить педагогов на практике с одной из форм работы со сказкой (постановка (разыгрывание) придуманной сказки).
- Познакомить педагогов со схемой составления сказок.
- Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
- «Знакомство» Так как мы знакомы, то переходим к следующему этапу.
- «Ритуал вхождения в сказку». Сейчас мы закроем глаза и представим, что мы летим на ковре-самолёте, поднимаемся высоко над облаками и вот на одном из облаков мы видим сказочный лес, а в лесу большая красивая полянка. Мы попали в сказку.
- «Постановка (разыгрывание) сказки»
Вы должны раскрепоститься, проявить творчество, артистизм, активность. Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами не будем придумывать сказку, а просто разыграем готовую придуманную сказку. Придумала я её не сама, взяла из книги по сказкотерапии. Но я надеюсь, что сказка Вам понравится и Вы получите положительные эмоции.
А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.
В любой сказке присутствуют следующие элементы: герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть следующей.
1. Для начала мы должны выбрать героев сказки (Это Цветочек Вася-Василек, Бабочка, Заяц, Красная Шапочка, Волк). Кто кем желает быть? Может кому-то из Вас герой близок по характеру?
2. Затем придумываем начало сказки (В лесу на зеленой красивой полянке)
3. Далее мы даем более подробную характеристику герою. Запоминайте свои роли. (Цветочек Вася-василек – тихий, спокойный, медлительный, боязливый, нерешительный, но очень красивый; Бабочка – красивая, с большими крыльями, легкая, позитивная, улыбчивая; Заяц – маленький, трусливый, глаза раскосые, хромает на одну лапку; Красная Шапочка – веселая, уверенная в себе, любит природу; Волк – глупый, всегда голодный, страшный, но немного трусливый)
4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Красная Шапочка встречает Волка, который хочет ее съесть).
5. Описываем реакцию героев на случившееся (Цветочек – обмяк, поник от страха; Заяц – стал прятаться за крылья бабочки, дрожит; Бабочка – затрепетала, не знает куда деться; Красная Шапочка – уверенный шаг, хорошее настроение, наслаждается красотой природы, Волк – облизывается, смотрит пристальным и злым взглядом).
6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему (Красная Шапочка – накинулась на волка с кулаками)
7. В итоге герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.
8. Завершающий шаг - сказочная развязка: (Волк – воет от боли, зализывает свои раны, уходит; Красная Шапочка – поправляет шапочку и продолжает идти к бабушке; Цветочек, Бабочка и Заяц – резвятся на полянке и наслаждаются минутами счастья).
- Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», познакомились со схемой составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса, показу сказки.
- Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас перевоплотиться в роли ваших героев, закройте глаза (надеть участникам головные уборы или каждый участник получает в руки своего героя в виде кукол и мягких игрушек).
- Итак, сказка начинается.
В лесу на зеленой красивой полянке рос очаровательный ароматный цветочек Вася-Василек. Он посылал всем воздушные поцелуи и хихикал. Вася-Василек любил весело проводить время и пританцовывать на ветру. Пока цветочек танцевал, на полянку прилетела очень красивая Бабочка. Она села на травинку около цветочка и нежно прижалась к нему своими крылышками, а цветочек весело засмеялся. Затем он пригласил бабочку на зажигательный танец .
И вдруг их увидел пробегающий мимо пушистый Зайчик. Заяц был немного раскосый, и поэтому его заносило то в правую, то в левую сторону, а еще у него болела правая лапка и он прыгал на левой. Цветочек, увидев это, огорчился, но был очень рад видеть Зайчика. А Бабочка подлетела к Зайчику и стала дуть на его больную лапку. Лапка у Зайчика быстро зажила, и вместе они начали танцевать веселый танец.
И вдруг в это время на полянке появился жутко голодный Волк .
Он скрежетал зубами, и громко рычал. Заяц от испуга стал прятаться за крылышки Бабочки, его глаза стали еще более раскосыми. Бабочка тоже вся затрепетала, а цветочек Вася-Василек совсем обмяк и поник от страха. Но в это время на их счастье вдруг на поляне появилась Красная Шапочка, которая несла пирожки для своей бабушки. Она шла веселым бодрым шагом и напевала веселую песенку. Волк, увидев Красную Шапочку, облизнулся и затаился в ожидании. Красная Шапочка увидела Васю - Василечка, наклонилась к нему, понюхала и поцеловала его лепестки. Затем она поправила крылышки Бабочки, погладила Зайчика, и только потом увидела Волка. Он медленно и уверенно приближался к девочке и уже был готов проглотить ее. Но Красная Шапочка была не из робкого десятка, она быстро первой напала на Волка с кулаками. Затем Красная Шапочка отошла, а Волк зажал лапой нос и убежал в лес. Красная Шапочка вздохнула, поправила шапочку, взяла свою корзиночку и побежала кормить пирожками свою бабушку. А на полянке вновь наступил мир, покой и счастье. Лёгкая Бабочка, скромный Вася-Василёк и добрый Зайчик взялись за руки и закружились в танце! Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!
4. Обобщение приобретённого опыта. ( - Скажите, как Вы почувствовали себя в роли тех героев, которыми Вы были в этой сказке?
-Легко ли Вам было играть эти роли? – Они близки Вашему характеру? – Как Вы оцените поведение Волка? – Легко ли ему жить в лесу, не имея друзей? - А почему у Волка нет друзей? И т.д. В конце делаем вывод, что нужно быть добрым, дружелюбным, не обижать других, проявлять сострадание, помогать друг другу. Зло всегда бывает наказано, а добро побеждает).
5. Ну как, вам понравилась сказка? Мне очень уж понравились. А нам пора покидать сказку. Мы закрываем глаза, садимся на наш волшебный ковёр-самолёт, и он плавно уносит нас на землю. Но сказка остаётся с нами. (Участники закрывают глаза, учитель снимает с них головные уборы).
6. Уважаемые коллеги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?
Вывод
Метод сказкотерапии позволяет сохранять психическое здоровье младших школьников, помогает установлению психологического комфорта в коллективе. Развивается умение детей аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности; овладение умением моделировать сказки, опираясь на модели, умение сочинять сказки). С помощью метода сказкотерапии идёт формирование личностных качеств школьников: самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков.
Список использованной литературы
- Васильева Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников / Т.П. Васильева: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000. -210 с.
- Гладких Г.Д. Вариативная модель оценки психического здоровья дошкольников и школьников в образовательном пространстве/ Г.Д. Гладких// Психологическая наука и образование. – 2001. - № 2.- С.21-25.
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3. – C.17-21.
- Ермоленко Г.Г., Сапельникова Н.В. Игровое занятие "Быть волшебником". Сказкотерапия: http://festival.1september.ru/articles/596180/
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия // Психология, 2011. № 12. С 64-65.
- Микрюкова П.М. Сказкотерапия: http://detsky-dom.ru/about-us/guidance-documents/tale-therapy/skazkoterapiya/
- Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках. – М. Академический проект, 2008г.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.
- Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. - 160с.
- Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие/ Н.В. Сократов. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности укрепления физического и психического здоровья школьников младшего возраста.
В статье описывается метод Х.Алиева "Ключ", применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников...
Сохранение психического здоровья школьников
Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная ...
«Здоровьесберегающее образование. Психическое здоровье школьников»
Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и ...
Ресурсы арт-терапии в сохранении и укреплении психического здоровья школьников.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. ...
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...
Сохранение психического здоровья школьника.
Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко...
10 рекомендаций для сохранения психического здоровья в условиях самоизоляции.
Люди устали от телефонов и фильмов по телевизору. Часто уже мы просто листаем каналы или ленты в соц.сетях. Поэтому сейчас важно уделить время действительно полезному контенту, т.е. информации. С чего...