Проблемно-деятельностное обучение при работе с одарёнными детьми
методическая разработка на тему

Ларионова Татьяна Владиславовна

Обобщение опыта работы на городском уровне. 

Материалы к выступлению по теме "Проблемно-деятельностное обучение при работе с одарёнными детьми"

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Важно создавать среду для его полноценного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление19.62 КБ
Файл Презентация к выступлению2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы по теме : "Проблемно-деятельностное обучение при работе с одарёнными детьми". (1 слайд)

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Важно создавать среду для его полноценного развития.

2 слайд

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

3 слайд

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, поэтому, работая по системе Занкова я  стараюсь направить одарённого, способного ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку и воспитываю способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В работе с одаренными детьми следую  принципам педагогической деятельности:

4 Слайд

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях Занковской системы

У одарённых детей чётко проявляется потребность в проблемно -деятельностном обучении исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

С учётом интересов и уровня дарования своим ученикам я предлагала выполнить тот или иной проект.

5 Слайд

Так например в учебнике по литературному чтению В.А.Лазаревой есть такие задания: составьте сборник и оформите его в виде книги, иллюстрируя её вашими рисунками и фотографиями, выполните мини-проект, творческое задание написать сочинение «Зимние картинки», « моё любимое животное», написать перевёрнутые стихи и издать книгу «Лимериков». Ребята с удовольствием выполняли их, разбиваясь на творческие группы. Показать материал:

Мы часто по окружающему миру, используя задания учебника Н.Я.Дмитриевой и А.Н. Козакова,

6 Слайд

 выстраивали свою работу в режиме исследования и завершали ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяла способным и трудолюбивым детям, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Они пользовались различными источниками:

7 слайд

словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернета , помощью родителей  Я в этой ситуации выступала консультантом, координатором проекта, помощником, направляла на поиск решения проблемы.

   Считаю, что моя  задача это помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Как мы с вами знаем у  таких ребят есть стимул - побеждать.

8 слайд

 Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой.

За последнее время ребята из класса были активными участниками многих конкурсов, проектов, олимпиад

9 слайд

в 2013 году являлись призёрами городской олимпиады по русскому языку и математики, в 2013 году ученица стала победительницей Всероссийского конкурса по созданию персональной книги, массово принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх. Так осенью 2015 года Бесчастнова Мария заняла 1 место по России во Всероссийском конкурсе «Львёнок», ( сюжетный тур), 4 место по России у Поповой Дарьи ( интеллектуальный тур), 2 место по России у Булгаковой Дарьи ( стартовый тур), в апреле 2016 года Булгакова Варвара и Селивёрстов Вадим заняли 1-2 место по региону во Всероссийской олимпиаде «Кленовичок», 1 место заняла Князева Виктория во Всероссийском метапредметном конкурсе «Решай –ка» и 2 место Феофанов Алексей в этом же конкурсе в апреле 2016 года.

  При работе с одарёнными детьми по системе Занкова успешно реализовалась технология проблемного обучения.

10 слайд

Упражнения из учебника Аргинской создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, так например дети должны выполнить следующие задания: « сформулируй задачу так, чтобы всё условие стояло перед вопросом», или измени первое слагаемое в каждой сумме так, чтобы сложение выполнялось без перехода через разряд», составь две задачи с одинаковыми решениями, но разными сюжетами.» и др.,  при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением, что  позволяло организовать активную самостоятельную деятельность, в результате чего происходили творческие овладения знаниями, развитием мыслительных способностей. Учебная деятельность , по системе Занкова, это труд, который невозможен без мотива. Готовясь к урокам, организовывала мотивацию, включая 3 понятия:

11 слайд

«хочу» (внутренняя потребность),

«надо» (актуализация требований к ученику),

«могу» (установление круга возможностей).

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми по системе Занкова — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями

12 Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проблемно- деятельностное обучение при работе с одаренными детьми» Учитель высшей категории Ларионова Т.В. МАОУ «Лицей №29» г. Тамбова

Слайд 2

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Федеральный стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе.

Слайд 4

Принципы педагогической деятельности Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Слайд 5

Литературное чтение В.А. Лазаревой

Слайд 6

Задания по литературному чтению

Слайд 7

Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Козакова

Слайд 8

Задания по окружающему миру

Слайд 9

Цена побед- долгая и трудная работа над собой.

Слайд 10

Наши победы

Слайд 11

При работе с одаренными детьми по системе Занкова успешно реализовалась технология проблемного обучения. Задания из учебника И.И. Аргинской создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения .

Слайд 12

Основные понятия мотивации «ХОЧУ» (внутренняя потребность) «НАДО» (актуализация требований к ученику) «МОГУ» (установление круга возможностей)

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.

Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"

В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми....

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.

В выступлении  описала  о формах  работы и видах деятельности  с  одарёнными детьми  в учебном процессе....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....