Статьи для сборника
статья на тему

Статьи для сборника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_dlya_sbornika.rar405.75 КБ

Предварительный просмотр:

Смолярук Е.Л.

Екатеринбург, УрГПУ

Теоретические основы формирования тестовой культуры младших школьников

Одной из важных составляющих жизнедеятельности общества в ХХ-ХХI вв. в индустриально развитых странах стали тесты. Их универсализм, потенциальные возможности применения, достаточно высокая степень объективности получаемых результатов позволяют говорить о тестах и тестовой культуре как о феномене человеческой цивилизации. Изучение этого феномена стало важной задачей современной науки.[3]

Управление педагогическим процессом в любом учебном заведении эффективно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи. Современная дидактика признает, что «проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам в общеобразовательной школе самым тесным образом с другой, не менее важной – достоверности и надежности измерения уровня (степени) обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов».[5]

Вопросы формирования тестовой культуры педагогов и учащихся как субъектов образовательного процесса начали исследоваться учеными относительно недавно, что свидетельствует об их важности для современного образования. Вместе с тем, многие ученые занимались разработкой проблем педагогической диагностики как независимой области научного знания, исследовали ее историческое развитие, сущность, принципы, функции: С.Л. Рубинштейн (1938), Цатурова И.А. (1969), Н.Ф. Талызина (1970-1980), К. Ингенкамп (1991), Е.А. Михайлычев (2001, 2007), В.М. Кадневский (2007) и др.

Отечественные тестологи (В.М. Кадневский, Е.А. Михайлычев, В.С. Аванесов, А.Н. Майров и др.) справедливо отмечают, что «по результатам тестового контроля знаний учащихся можно сопоставлять качество разных учебников, методических систем обучения. Систематический объективный контроль дает сведения об эволюции качества образования молодежи и при внесении различных изменений в школьную систему. Появляется возможность сравнивать качество образования в разных странах на основе единых критериев».

Общеизвестно, что важнейшим критерием оценки деятельности учителя являются сформированные компетенции учеников. Проверить их глубину и прочность можно с помощью тестов, цель которых – оценить результаты обучения, и обязательным составным элементом системы измерителей результатов обучения будут диагностические тесты.

Учебная деятельность учащихся строится так, что рост учебных результатов формируется во многом благодаря развитию обобщенных умений, составляющих информационную компетентность, в том числе за счет развития умений работать с тестом как универсальным способом проверки результатов обучения, за счет формирования тестовой культуры.

Формирование тестовой культуры необходимо начинать в начальной школе. Недостаточная подготовка младших школьников к особенностям тестирования не позволяет им полностью раскрыть свои достижения в обучении.

Для понимания сущности понятия «тестовая культура» важно разобраться в системе понятий. Понятия вообще образуют основу любой науки, и в этом смысле деятельность по разработке и эффективному применению тестов не является исключением. Начиная с 30-х годов, наука о тестах называлась буржуазной, все цели которой считались «реакционными». И хотя такие суждения пролеткультовского толка теперь уже считаются неадекватными духу нашего времени, все-таки появляются публикации, где тестам по-прежнему пытаются отказать в научности.

Первые научные труды по теории тестов появилась в начале XX века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги – педагогическим измерением. Поскольку общего названия в русском языке пока нет, Е.А. Михайлычев называл эту науку тестологией [5], которая может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от того, где применяется и развивается.

В педагогической литературе существует такое понятие как «базовая культура личности». Большинство авторов (В.И. Бестужев-Лада, О.С. Газман, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, Е.Н. Шиянов, И.Б.Котова и др.), на работы которых в своих исследованиях диссертационного исследования ссылается О.А. Замятина [2] представляют базовую культуру личности как совокупность ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира. Исследователи акцентируют внимание на том, что базовая культура не «вносится» извне, а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социального поведения.

Формирование базовой культуры младшего школьника является неотъемлемой частью начального школьного образования, цель которого – вооружить младшего школьника необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим ему овладевать различными видами учебной деятельности, культурой общения и учебного труда. Составляющим компонентом базовой культуры младшего школьника, на наш взгляд, является и формирование тестовой культуры, как универсального учебного действия.

Что же такое тестовая культура?

Терминология дидактического тестирования, по нашим подсчетам, включает до трехсот достаточно автономных терминов, характеризующих разные подходы, типологизации, виды деятельности.

Методологически слабая обеспеченность дидактического тестирования во многом определяется недостаточной разработанностью и определенностью понятийного аппарата – постоянно смешиваются даже такие ключевые понятия, как «тест», «тестовое задание», не конкретизирована терминология видов тестов и тестовых заданий. Кроме того, большинство педагогов – практиков не имеют представления о таких важных элементах обеспечения качества экспериментальной работы, как репрезентативность выборки, надежность, валидность. Подобная ситуация весьма болезненно сказывается на любых инновациях и, естественно, - на внедрение в массовую школьную практику методологически обоснованного, профессионального дидактического тестирования. Попробуем в этом разобраться.

Что же такое культура?

Если обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то прочитаем:

Культура - (в общем понимании) – «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение». [7]

В работах по социологии Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова есть определения:

Культура - это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предм етных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. [10]

Культура - это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия. [10]

Откроем исторический словарь. Прочитаем:

Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. [9]

Философская энциклопедия так определяет понятие:

Культура - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие «К.» употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности. [11]

Что же такое тест?

Е.А. Михайлычев в своей работе пишет, «Под термином «тест» в советской психолого – педагогической литературе до 1980-х г.г. имелось в виду задание, с четким и однозначным вариантом правильного ответа, ориентированным на определенные нормативы».[5]

Классик советской психологии С.Л. Рубинштейн в 1938 г. дал следующее определение теста: « Тест – это испытание, которое ставит своей целью градуирование,  определение рангового места личности в группе или коллективе, установление ее уровня. Тест направлен на личность, он должен служить средством диагноза и прогноза». [8]

Его современник, один из основоположников советской психотехники С.Г. Геллерштейн, писал: «Тест – это испытательный эксперимент, носящий характер определенного задания, которое стимулирует определенную форму активности и выполнение которого, поддаваясь количественной и качественной оценке, служит симптомом совершенствования определенных функций». [1]

С.И. Ожегов [7] в словаре русского языка сформулировал такое определение:

Тест (англ. test – проба, испытание, исследование) – экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Е.А. Михайлычев в своих исследованиях дополняет: «Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки» [6].

В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех видов вряд ли можно. В литературе встречаются различные формулировки теста. При этом разные авторы вкладывают свое (не всегда четко определенное) понимание в эти термины.

Конкретного, четкого определения понятия «тестовая культура» в научно-методической литературе тоже не обозначено.

Авторы, на исследования которых ссылается О.А. Замятина в своей работе [2] В.И. Бестужев-Лада, О.С. Газман, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, Е.Н. Шиянов, И.Б.Котова, представляют базовую культуру личности как «совокупность ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира», акцентируя внимание на том, что «базовая культура не «вносится» извне, а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социального поведения». Отсюда следует, что ключевыми словами является «деятельность, способы деятельности».

В.М. Кадневский [4] определил, что формируется тестовая культура в обществе, приобретается опыт, который в психологии обозначают термином «искушенность тестовая». А тестовая искушенность—индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов. Значит, ключевыми определениями будут «индивидуальный опыт, приобретенный на основе выполнения теста».

Далее, классик советской психологии С.Л. Рубинштейн [8] уточнил, что тест направлен на личность и должен служить средством диагноза и прогноза».

С.И. Ожегов [7] в словаре русского языка сформулировал такое определение теста, как – экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Ключевые слова – «стандартизированные задания, позволяющие определить характеристики личности, измерить знания, умения и навыки испытуемого».

Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирование картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Отсюда, анализ различных источников, словарей, научных исследований, характеристик теста, видов контроля с применением тестов позволяет сделать вывод, что тестовая культура - высокий уровень овладения определенными универсальными учебными действиями (УУД), позволяющий определить личностные характеристики испытуемого на основе стандартизированного задания – теста.

Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный и экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств (портативностью), минимальными затратами времени (экспресс-метод), возможностью быстрого получения результатов, испытания, удобством количественного (математического) анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.

В условиях законодательного введения ФГОС НОО как основной формы итоговой аттестации выпускников начальной школы учителя оказались перед необходимостью осмысления особенностей нового вида контроля  и содержания подготовительной работы, способной обеспечить его оптимальные результаты.

Формат педагогического тестирования коренным образом отличается от традиционных форм итогового контроля и его преимущества очевидны:

  1. Проверяют не только предметные знания учащихся, а насколько они реально владеют этими знаниями в различных видах деятельности.
  2. Формат тестирования обеспечивает более точную дифференциацию уровня предметной подготовки, чем традиционная пятибалльная шкала.

Справедливо замечено, что на результаты тестирования влияют три фактора:

  • уровень предметной подготовки ученика,
  • уровень его тестовой культуры,
  • психологическая готовность демонстрировать сформированные знания в непривычной обстановке.

Очевидно, что задача учителя - предметника состоит в такой организации обучения, которая позволила бы оптимизировать все эти факторы для каждого выпускника.

Необходимый уровень предметной подготовки достигается в рамках плановой урочной деятельности по мере освоения программного материала и определяется, с одной стороны, содержанием учебных пособий, а с другой стороны, подходами к обучению. Таким образом, основная работа в этом направлении ведется на протяжении ряда лет в соответствии с учебным планом и календарно – тематическим планированием.

Понятие «тестовая культура» включает в себя четкое следование инструкциям, в том числе соблюдение инструкциям, в том числе соблюдение предписанного объема высказывания и владение эффективными стратегиями выполнения заданий, а также умение правильно переносить ответы в соответствующие бланки.

Под психологической готовностью подразумевается максимальное снижение так называемой «тестовой тревожности», основанное на объективной самооценке, четком знании процедуры тестирования и владении способами эмоциональной саморегуляции. Данное направление выходит за рамки урочной деятельности и требует особой целенаправленной работы, совместных усилий психологической службы, учителя и родителей.

Опыт реализации педагогического тестирования продемонстрировал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, не за счет натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно применять не только в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения, но в качестве обучающих дидактических материалов. Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно скорректировать содержание образования, совершенствовать методы преподавания. В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются обучающая, контролирующая и воспитывающая. Последняя функция позволяет наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.

Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.

Работая с тестами для подготовки к тестированию, необходимо учитывать следующие принципы [6]:

  1. Работа должна осуществляться на высоком уровне трудности: не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса.
  2. Важнейшим моментом подготовки к тестированию является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы мы применяем различные упражнения, суть которых заключается в анализе формулировки вопроса и подборе правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в их решении.
  3. Большое внимание уделяем разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения.

При разработке качественного теста необходимо изучить методические аспекты конструирования теста.  

Тесты первого уровня усвоения подразделяются на:

  • тесты опознания;
  • тесты различения;
  • тесты соотнесения;
  • тесты-задачи с выборочными ответами.

В тесте опознания учащемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа «да» или «нет», «является» или «не является», «относится» или «не относится» и т.п. Одна из альтернатив и является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого должен иметь представление учащийся

В тесте различения вместе заданием содержат ответы, из которых учащийся должен выбрать один или несколько правильных ответов.

Тесты соотнесения предлагают найти общности или различения в изученных объектах, причем сравнимые свойства или параметры обязательно фигурируют в здании. Оформленные таким образом тесты называют выборочными.

К тестам первого уровня относятся и тесты задачи с выборочными ответами.

В задании формулируется условие задачи и все необходимые исходные данные, в ответах представлено несколько вариантов результатов решения в числовом или буквенном виде. Учащийся должен решить задачу и показать, какой ответ из представленных он получил. Проверку усвоения на втором уровне можно проводить с помощью следующих тестов:

  • воспроизведение информации;
  • решения типовых задач.

Выполняя тест по воспроизведению информации, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне, деятельность по их воспроизведению. Ответа на вопрос в задании не содержится.

Эталон представляет собой образец полного и последовательного выполнения задания, оформляется отдельно от него и хранится у учителя.

По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подстановки и конструктивные тесты.

Тесты-подстановки могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие существенную часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места («пропуски»), а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании. В эталоне показывают и обозначают арабской цифрой в нарастающем порядке каждую существенную операцию и указывают их общее количество. Эталоном словесного теста-подстановки служит текст «пропусков».

Существенными операциями в этом случае считают отдельное слово или группу слов, составляющих понятие только при их совместном прочтении. Задания конструктивных текстов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструирования ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу (уравнение), доказать теорему, выполнить чертеж или график. Эталоны конструктивных тестов должны представлять собой образец правильно и последовательно выполненного задания. В эталоне подчеркивают и обозначают арабскими цифрами в нарастающем порядке существенные операции.

Почти на каждый учебный элемент можно составить и тест-подстановку, и конструктивный тест. Тест-подстановка показывает количество операций, количество букв в названиях (терминах), которые необходимо вспомнить. Поэтому тест-подстановку следует применять при проверке усвоения элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в тех случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащемуся воспроизвести сложные или только что изученные термины.

Конструктивный тест представляет учащемуся большую свободу составления ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее заставить учащегося давать ответы так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались наиболее близкими эталону. Необходимо оговаривать порядок выполнения операций.

Проверяющие усвоение тесты третьего уровня требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, в практической деятельности. Из этого следует: уровень усвоения, на который рассчитан тест, зависит не от его формы и содержания, а от того, как проходило обучение по соответствующим учебным элементам. Тест любого уровня содержит задание и эталон.

Эталон – это образец правильного и последовательного выполнения задания. Тесты оформляют в виде карточек, содержащих только один гест или билетов, в которые включено несколько тестов (обычно пять). В билете, выдаваемом учащемуся, в одной графе помещают задания (вопросы), в другой – ответы для выбора, в третьей – относящиеся к каждому ответу числовые или буквенные обозначения (кодовые числа или буквы).

Учащиеся, рассмотрев задания и ответы, выбирает из них те, которые представляются ему правильными. Ему не приходится выписывать выбранные ответы. Достаточно сообщить учителю кодовые числа (буквы) правильных ответов.

Учителю легко установить, правильно ли выполнено задание, достаточно лишь проверить, соответствует ли указанное учащимся число заранее закрепленному правильным ответом кодовому числу.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, но и обучение работе с тестовыми заданиями.

Для достижения данной цели учитель начальных классов осуществляет ряд задач, а именно:

  • Учить понимать учебную задачу.
  • Учить планировать свои учебные действия (как рациональнее найти нужный ответ).
  • Учить применять имеющиеся знания и умения.
  • Учить проводить самоконтроль.

Для достижения данной цели и решения поставленных задач работа по формированию тестовой культуры учащихся может строиться следующим образом.

1 класс:

  1. В 1 классе контрольные тесты не проводятся.
  2. Учитель предлагает учащимся задания с выбором ответов, где требуется обводить номер ответа, подчёркивать или зачёркивать заданное.
  3. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.
  4. Задания с самостоятельным конструированием ответов в 1 классе ученикам не предлагаются.

2 класс:

  1. Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы.
  2. Так как навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени, то работа с тестами проходит под диктовку учителя, что помогает ученику научиться рассчитывать время, расходуемое на работу, и расходовать его рационально. Кроме этого, совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения.

Интересным отличием проведения тестовых работ в начальных классах является пошаговая инструкция к заданиям.

Например, инструкция к стандартному тесту звучит следующим образом: «Обведи букву и найди значение числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19».

Нетрудно догадаться, что большинство учеников, верно найдя указанное числовое выражение, не находят его значение, хотя это не составляет для них труда. В результате эти ученики лишаются очень важного для себя балла.

Нами предлагается следующая инструкция:

а) обведи букву числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19;

б) найди его значение.

  1. Следует отметить, что объём тестов в начальных классах значительно меньше тестов, которые ученики выполняют в основной и старшей школе, что обусловлено возрастными особенностями учащихся.
  2. Во втором классе ученики пишут контрольные тесты по основным темам курса и итоговые тесты за учебный год.

3—4 классы:

Основной целью использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры учащихся. Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля знаний, умений и навыков учащихся и наблюдения за их формированием. Большинство контрольных работ в 3-4 классах проходит в виде тестов. Переход учащихся из начальной школы в основную осуществляется по итогам тестов за курс начальной школы. Учителя, работающие в основной школе, просмотрев тесты учеников, которые были проведены в начальной школе, могут сделать выводы об уровне подготовки учеников и строить свою работу в соответствии с полученными тестовыми результатами.

Тестирование в начальных классах проходит в несколько этапов:

  1. Составление графика тестирования на каждый учебный год. (Проводится совместно с учителями и руководителем методического объединения учителей начальных классов. Утверждается заместителем директора ОУ.)

Проверочные и контрольные работы можно разделить на две большие группы: текущие и итоговые.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы. Цель: проверка орфографических навыков и знаний по теории языка. По результатам текущего контроля учитель может выяснить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце каждого триместра и имеют целью проверку выполнения требований школьной программы за истекший период работы (триместр, год).

  1. Определение цели проведения каждого теста.
  2. Составление и отбор тестовых заданий. Консультации с учителями, работающими в параллели, в которой планируется проведение тестовой работы.
  3. Составление теста, инструкции к его проведению, ключа к проверке и шкалы перевода полученного процентного результата в баллы.
  4. Проведение теста. (Проводит учитель в присутствии ассистента.)
  5. Анализ полученных результатов и заполнение бланков учителями, работающими в классах, в которых проводилось тестирование.
  6. Сообщение результатов и урок работы над ошибками.
  7. Сбор бланков с результатами и выполнение общего количественного и качественного анализа проведённой тестовой работы.
  8. Ознакомление учителей с полученными результатами и совместная оценка результатов (на заседании методического объединения).
  9. Выработка основных приемов работы над типичными ошибками в каждом конкретном классе. Выбор заданий из проведённого теста, которые должны быть включены в следующую тестовую контрольную работу.

Мышление учеников начальной школы более гибко и подвижно. Следовательно, новый вид контроля - тестовая работа воспринимается учениками менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, использующий программу «Тест», реализует основную цель школы на начальном этапе обучения - формирование навыков учебной деятельности (УУД).

Различия в работе над тестами в начальной и основной школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в основной и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. [12]

Таким образом, методическая работа по подготовке к тестированию как новой форме контроля в начальной школе должна иметь системный, планомерный, целенаправленный характер. Главным результатом данной деятельности является подготовленные педагог и ученик, владеющие тестовой культурой.

Список используемой литературы

  1. Геллерштейн С.Г. Проблемы тестирования. Инф. бюл. /Психология труда. М., 1969.
  2. Замятина О.А. «Формирование базовой культуры учащихся начальной школы в образовательной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ижевск, 2006.
  3. Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Омск, 2007.
  4. Кадневский В.М. Становление и развитие научного метода тестов (конец XIX-начало XX века)//Педагогическая диагностика. 2003.
  5. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. 432 с. (Серия «Профессиональная библиотека учителя»)
  6. Михайлычев Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы//Педагогическая диагностика. 2002.
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 1985.
  8. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. /АПИ СССР,- М.: Педагогика,1989.-Т.1.-485с; Т.2. 322с.
  9. Словарь исторический. 2000. ЭОР.
  10. Социология. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Терминологический словарь.
  11. Философская энциклопедия. Интернет – ресурсы.
  12. Формирование тестовой культуры. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы. Автор – составитель М.Г. Гулюгина. Волгоград, Изд. «Учитель», 2008. 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к сборнику материалов победителей конкурса "Учитель Года Москвы" за все

В 2010 году вышел сборник с материалами победителей конкурса "Учитель года Москвы" за все время проведения, начиная с 1991 года. Это не мемуары, это заметка для тех, кто еще только планирует при...

Вступительная статья к сборнику диагностики метапредметных умений

В сборнике, составленном совместно с О.В. Палюниной, представлены задания метапредметного плана. Издание планируется в мае текущего года. Во вступительной статье представлены критерии оценивания работ...

Моя статья из сборника "Детский сад и школа -единое образовательное пространство"

Детский сад и школа - единое образовательное пространство...

Статья в сборнике научных трудов СГУ им.Чернышевского 2015 г "Актуальные вопросы начального естественно-математического образования" выпуск 6

Авторская научная статья "Использование приёма моделирования при решении задач в начальной школе" Писала научную статью в 2013 году.  http://www.sgu.ru/research/studencheskaya-nauka/nau...

Статья из сборника "Ключ к успеху"

Статья на тему "Общешкольное мероприятие в ракурсе стратегических задач образования"....

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....