Статья "Современные подходы к оценке уровня знаний младших школьников."
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья37.27 КБ
Office presentation icon 11.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к оценке уровня знаний

младших школьников.

Слайд 2

        Выбирая цитату к своему выступлению я отметила противоречие, которое возникает в современной системе оценивания. С одной стороны очень хочется как говорил Генри форд сделать всё лучше, а с другой стороны сразу вспоминаешь народную мудрость: лучшее враг хорошего.

Слайд 3

Необходимо согласовать понятия, которые будут звучать в ходе выступления.

  • Отметка - это количественное выражение  оценки, школьный тестовый балл, имеющий четыре градации, как это принято в традиционной школьной шкале оценки - "пять", "четыре", "три" и "два".
  • Оценка - это результат любого процесса оценивания. В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов.
  • Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.

Слайд 4

Так же важно понимать, что вопросы оценивания в начальной школе регламентируют следующие нормативные документы:

  • Письмо Минобразования России от 30.10.2003 № 26/4100-6 «О приведении в соответствии с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях».
  • Письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Это единственные действующие на сегодняшний момент нормы и критерии оценочной деятельности в начальной школе по всей территории Российской Федерации.
  • Письмо Министерство образования РФ 03.07.2003 № 13-51-120/130 «Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

Слайд 5

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.

От

К

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание учителем

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения

 

Слайд 6

Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. 

            Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Слайд 7

Исходя из вышеизложенного, учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

  • Оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным учебным целям).
  • Оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии).
  • Оценивание должно быть справедливым (разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха).
  • Оценивание должно быть развивающим (фиксировать что могут обучающие, и как им улучшить свои результаты).
  • Оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь).
  • Оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не забирать все ваше время и время ваших обучающихся).

Традиционные методы проверки оценки учебных достижений.

  1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
  2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
  3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные вопросы, задачи или выражения, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
  4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
  5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
  6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Слайд 9

Помня о том, что одной из целей стандарта второго поколения в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования является контрольно-оценочная деятельность,  целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.

Именно поэтому наряду с традиционными формами оценивания вводится развёрнутая система оценочных взаимоотношений, сотрудничество ребёнка и взрослого в процессе оценивания. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Цель помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны - столь же здоровую самокритичность (без самоедства).

Слайд 10

Выбирая наряду с традиционными методами оценивания какие-либо инновационные необходимо помнить о соответствии целей обучения методам оценивания. На примере некоторых поставленных перед нами целей рассмотрим методы оценивания, применяемые в начальных классах.

Критическое мышление, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.)

· Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке).

· Критический анализ ситуации.

· Критическая оценка изученной литературы.

· Ведение рефлексивного дневника.

·Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения).

· Подготовка \ написание статьи.

· Комментарии к статье, книге, монографии.

Слайд 11-12

Для учителя – это средство оценивания интеллектуальных проявлений ребёнка, уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками. Для ребёнка «рефлексивная карта» помогает дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы. Набор рубрик, вносимый в карту, составляется учителем. В начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате работы над темой. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. В итоге ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.

Например: ! – знаю или умею очень хорошо;

* - иногда ошибаюсь;

? – пока самостоятельно не выполняю.

Слайд 13

Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.)

· Анализ ситуации \ случая.

· Сценарирование проблем.

· Моделирование ситуации.

· Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения).

· Обсуждение и рефлексия с одноклассниками проблем \ опыта из собственных работ.

· Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.

Слайд 14-15

Примеры рефлексии.

Слайд 16

Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)

· Подготовка отчета по лабораторной работе.

· Демонстрация опыта \ эксперимента.

· Участие в ролевой игре.

·Использование программного обеспечения и видео.

· Подготовка презентационного плаката.

Слайд 17

Пример презентационного плаката по окружающему миру 1 класс, тема «Моя семья».

Слайд 18

Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.)

· Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых учащиеся формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям).

· Создание портфолио.

· Осуществление самооценки.

· Написание автобиографии.

· Ведение рефлексивных дневников.

· Взаимооценка.

· Участие и оценивание групповых проектов.

· Взаимообучение.

Слайд 19-20

 «Маячок самооценки». Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Чаще всего критериями в 1-2 классах «правильность» и «аккуратность». В первом классе чаще всего – это смайлики, отображающие различные эмоции. Во втором классе цвета по договорённости. Детям нравился красный цвет и они для правильного и точного ответа зажигали маячок красного цвета на полях. Если были помарки, то зелёный, а если работа не соответствовала нормам, то синий. В таком же порядке шла и взаимопроверка.

Работа с оценочной шкалой или лесенкой достижений, линеечкой Т.Дембо, С. Рубинштейн.  Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Я в свою очередь, проверяя работу, оценивала ребёнка, ставя крестик красным цветом. Если моё мнение совпадало с оценкой ребёнка, я обводила его крестик в кружок. И это считалось высшим баллом. Адекватность самооценки с каждым ребёнком рассматривалась индивидуально, при необходимости корректировалась.

Слайд 21

Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.)

· Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации).

· Заполнение мультивариативных опросников.

· Выполнение тестов \ мини-тестов.

· Контрольные опросы.

Слайд 22-24

Разработка \ создание (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.)

· Создание портфолио.

· Подготовка презентации.

· Перфоменс

· Участие в групповых проектах.

· Участие в соревновании.

· Проектирование и внедрение проекта.

· Оценка качества исполнения.

Коммуникация (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной , групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.)

· Участие в групповой работе.

· Участие в дискуссии (дебатах, переговорах).

· Участие в ролевых играх.

· Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.).

· Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего.

· Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.

Отбор \ обработка информации (поиск, отбор, сортировка информации и т.п.)

· Изучение библиотечных ресурсов.

· Создание базы данных.

· Проектирование сайтов.

· Аннотирование библиографии.

Слайд 25 - итог


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к оценке уровня знаний младших школьников Понимание, подходы, способы реализации Логик Надежда Александровна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 15

Слайд 2

«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор» Генри Форд «Лучшее – враг хорошего» Народная мудрость

Слайд 3

Основные термины Отметка - это количественное выражение оценки, школьный тестовый балл, имеющий четыре градации, как это принято в традиционной школьной шкале оценки - "пять", "четыре", "три" и "два". Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценка - это результат любого процесса оценивания. В частном случае оценкой являются баллы стандартизированных испытаний, выполненных на основе тестов.

Слайд 4

Информационный ресурс Письмо Минобразования России от 30.10.2003 № 26/4100-6 «О приведении в соответствии с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях». Письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Письмо Министерство образования РФ 03.07.2003 № 13-51-120/130 «Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».

Слайд 5

Оценивание: современные тенденции От К Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание учителем Оценивание при участие обучающихся Имплицитные ( неявные ) критерии оценки Эксплицитные ( явные ) критерии оценки Конкуренция Сотрудничество Оценка результата Оценка процесса Цели и задачи Учебные результаты Оценивание знаний Оценивание умений, способностей Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курса Оценивание модуля Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценки Приоритетность учения

Слайд 6

Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Слайд 7

Ключевые ценности оценивания Оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным учебным целям). Оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии). Оценивание должно быть справедливым (разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха). Оценивание должно быть развивающим (фиксировать что могут обучающие, и как им улучшить свои результаты). Оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь). Оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не забирать все ваше время и время ваших обучающихся).

Слайд 8

Традиционные методы оценивания Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотнённый. Письменная проверка. Поурочный балл. Контрольная работа. Проверка домашних работ учащихся.

Слайд 9

Развёрнутая система оценивания по ФГОС НОО Цель помочь ребёнку обрести , с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны - столь же здоровую самокритичность (без самоедства).

Слайд 10

Соответствие целей обучения и методов оценивания Критическое мышление, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника . · Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге , монографии.

Слайд 13

Соответствие целей обучения и методов оценивания Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.) · Анализ ситуации \ случая . · Сценарирование проблем. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия с одноклассниками проблем \ опыта из собственных работ. · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме.

Слайд 16

Соответствие целей обучения и методов оценивания Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.) · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта \ эксперимента. · Участие в ролевой игре . · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката .

Слайд 18

Соответствие целей обучения и методов оценивания Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.) · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых учащиеся формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Участие и оценивание групповых проектов. · Взаимообучение.

Слайд 21

Соответствие целей обучения и методов оценивания Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов \ мини-тестов. · Контрольные опросы.

Слайд 22

Соответствие целей обучения и методов оценивания Разработка \ создание (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.) · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Перфоменс · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения.

Слайд 23

Соответствие целей обучения и методов оценивания Коммуникация (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной , групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.) · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков.

Слайд 24

Соответствие целей обучения и методов оценивания Отбор \ обработка информации (поиск, отбор, сортировка информации и т.п.) · Изучение библиотечных ресурсов. · Создание базы данных. · Проектирование сайтов. · Аннотирование библиографии.

Слайд 25

Когда учитель ставит отметку ученику, то и ученик ставит отметку учителю. Д. Гранин, русский писатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике  — итогова...

Современные подходы к оценке уровня знаний младших школьников.

Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников....

"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"

"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте нового поколения

Организация контрольно- оценочной деятельности на уроках окружающего мира достаточно сложна. Система контроля, оценки и самооценки, организация работы в группах и парах - основные направления работы....

Новые подходы к оценки уровня сформированности читательской грамотности

Хочу предложить новый подход для проверки читательской компетенции и использовать информацию, которая встречается в повседневной жизни на различных билетах, объявлениях, рекламах, приглашениях на разл...