Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"
методическая разработка (1 класс) на тему
Работа содержит методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_azizovoy_r.h._mbou_ssh_no_35.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Выпускная квалификационная работа
«НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ »
Автор работы: Азизова Руфия Хайдаровна
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35
Ульяновск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
§1. ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ……… СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА…………………...5
§2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ…………………6-8
§3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТА-
ТОВ ФГОС в ОС«Школа2100»……………………………………9-21
§4. ДИАНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………..22-23
§5. ТЕСТ, КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ СТАНДАРТА. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ТЕСТОВОГОМАТЕРИАЛА…………………………………………………24-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 32-33
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….....34-35
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
§1. ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Согласно закону «Об образовании» (1992 г.) в Российской федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.[1]
§2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обязательный минимум содержания
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.[2]
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.
Что меняет в школе система оценки результатов по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата:
– духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),
– формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
– освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами, возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, школе, региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
§3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС в ОС «Школа 2100»
1. Опора на технологию оценивания учебных успехов.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию
принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
«В Образовательной системе «Школа 2100»… разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности»
После завершения эксперимента начинается постепенное внедрение технологии оценки образовательных достижений (учебных успехов) учащихся (минимально необходимого или полного набора правил) в практику педагогов и педагогических коллективов, работающих по системе «Школа 2100». В процессе внедрения (3–4 года) авторским коллективом поэтапно будет создаваться технологический пакет, обеспечивающий новую технологию соответствующими материалами:
• рабочий журнал учителя в Образовательной системе «Школа
2100» (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);
• дневники школьника для начальной и основной школы;
• сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;
• электронные приложения к учебникам «Школы 2100», включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.
2. Правила технологии оценивания образовательных достижений.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
Описание этапов введения правил
(время перехода от одного этапа к другому определяет сам учитель)
Этап I. 1-ый класс. Вводятся только правила, которые являются минимальным составляющим основы технологии, а именно:
1-е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.
2-е правило (самооценка).Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (с. 95), сначала без разделения на уровни успешности.
3- е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная со 2-го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.
4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу требований (в свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5-балльная шкала). Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен).
Если учитель не находит возможности и времени для введения в свою работу других правил, можно остановиться на достигнутом. По всем остальным вопросам сохраняются традиционные правила оценивания: 5-балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этих минимальных правил не требует от учителя официального оформления перехода к новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно- оценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут отследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а также увидеть, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, поскольку используется не весь набор правил, показатели уровня комфортности обучения и осознанности отношения детей к учебной деятельности изменятся незначительно.
Этапа II. 2-й класс.
4- е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания провероч-ных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках).
Этап III. 3- й класс.
5-е правило (право отказа и право пересдачи)
и 6- е правило (уровни успешности). Учитель и дети учатся определять
уровень задания и уровень успешности по определенным признакам.
При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор: он может
попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом дети учатся определять тот уровень,
на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель
начинает применять 7- е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
Этап IV. 4- й класс.
Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую
оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
Таким образом, если используется полный набор правил, учителю
необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (соотнесенных с уровнями успешности) будет
выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и
в дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий
изученных тем и посещаемости, будут фиксироваться только итоговые
отметки. Все это, как показал эксперимент, позволит не только развить
у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
- Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право изменить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1 . Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Выполнил правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач!
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным требуемым действием (умением), определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфеле достижений.
Таблицы результатов образования составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Это:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов.
Особое место занимает
таблица ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу в целом.
Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику!
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
– за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (не менее одного раза в год);
– за предметные контрольные работы (не менее одного раза в четверть).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
Портфель достижений ученика – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих те-кущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего даль-нейшего развития.
Основные разделы портфеля достижений:
– Показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам).
– Показатели метапредметных результатов.
– Показатели личностных результатов (прежде всего, во внеучебной деятельности).
Пополнять портфель достижений и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном – обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «близко к отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной ООП) и давно изученные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной ООП). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной ООП);
- либо использование новых, изучаемых в данный момент, знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету в примерной ООП).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки – «отлично» или «приближается к отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: в традиционную 5-балльную (переосмысленную и желательно доработанную с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
4.3. Этапы и уровни использования системы оценивания образовательных результатов.
Эта часть текста необходима для выбора уровня использования системы оценивания, для составления плана работы учителя на четыре года вперёд.
1-й этап. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания.
На этом этапе вводится только два правила, которые составляют основу оценивания, без опоры на которые невозможно реализовать все её прочие правила и элементы.
1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
– учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
– ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок» (см. издание «Личный еженедельник первоклассника»).
В последующих классах, при появлении балльных отметок, правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (задания).
2-е правило (самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самосто-ятельно оценивать свои результаты решения задач по «Алгоритму самооценки»:
В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:
1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).
2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).
4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.
2-й этап. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценивания.
На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ученика.
3-е правило (одна задача – одна оценка) используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из их заданий в таблицу результатов (в рабочий журнал учителя). В текущей работе, в заполнении официального журнала, учитель руководствуется привычными ему традиционными правилами. Отметки в таблицы результатов выстав-ляются:
– в первом классе в виде «+» (зачёт, решение задачи-задания) или отсутствие «+» (задача не решена);
– в других классах отметки ставятся по той шкале, которая принята
в данном образовательном учреждении (например, традиционные
5-балльные отметки). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в портфель достижений ученика. Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (в консультации с учителем).
6-е правило (уровни успешности) используется частично. Учитель использует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руко-водствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
7-е правило (итоговые оценки) используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и портфеля достижений). В текущей работе при определении четвертных отметок учитель сохраняет привычные ему традиционные правила.
Если учитель не находит сил и времени для использования других правил (частей правил) оценивания, то он может остановиться на достигнутом. Таким образом, введение новой системы оценивания не потребует от учителя БОЛЬШИХ дополнительных временных затрат.
Обучение «Алгоритму самооценивания» потребует выделять около 5 мин. учебного времени на большинстве уроков. Однако, когда этот алгоритм будет освоен всеми учениками (примерно через 2–3 недели), его использование значительно повысит эффективность учебной работы учеников. Таким образом, от учителя требуются некоторые дополнительные усилия в то же самое время.
Заполнение предметных таблиц результатов добавляет около 5 мин. к тра-диционному времени проверки каждой контрольной работы. Учитывая все контрольные по всем предметам за четверть, это означает около 30 мин. дополнительной работы в четверть.
Метапредметные диагностические работы (проводимые 1–2 раза в год) потребуют от учителя выделить:
– около 2–3 ч. учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем;
– около 2–3 ч. на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществляться полуавтоматически, значительно экономя время учи-теля).
Помощь ученику в наполнении своего портфеля достижений может отнимать у учителя в среднем ещё около 1 ч. в четверть на учеников всего класса.
Итого дополнительные временные затраты учителя составят около 9 допол-нительных часов работы в год.
Благодаря этим усилиям, ученики приобретут умение самооценки, часть качеств контрольно-оценочной самостоятельности; администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получат необходимые данные для комплексной накопительной оценки. Однако, поскольку используется не полный набор правил оценивания, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменятся не столь значительно.
3-й этап. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценивания.
На этом этапе учитель может (если захочет) вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.
4-е правило (таблицы результатов и портфель достижений) используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно, текущими отметками, а не только после контрольных работ. Для исключения двойного выставления отметок в таблицы результатов и в официальный журнал рекомендуется воспользоваться правом образо-вательного учреждения на определение порядка заполнения журнала. Выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в рабочем журнале учителя и в дневниках школьников.
5-е правило (право отказа от отметки и право пересдачи) новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
6-е правило (уровни успешности) используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
7-е правило (итоговые оценки) используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую отметку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные отметки за четверть и комплексную оценку за год.
Таким образом, при полном наборе правил оценивания:
– учителю необходимо документально оформить их использование решением педсовета образовательного учреждения, так как изменится порядок заполнения официального журнала – большинство текущих отметок будет выставляться в рабочем журнале учителя и в дневниках школьников;
– учитель будет тратить заметно больше времени (ведение таблиц результатов, выделение времени на пересдачи учениками контрольных работ и т.п.).
Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успеха». Заметно возрастёт сознательное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности, будут развиты качества контрольно-оценочной самостоятельности.
§4. ДИАНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Общие подходы.
После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется диагностика.
Диагностика – это общий способ получения информации о протекании и результатах учебно – воспитательного процесса.
Задачи школьной диагностики заключаются в анализе процесса и результата развития (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций),обучения ( объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания и умения) и воспитания ( уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений и т.д.).
В новых условиях были пересмотрены традиционные методы контролирования учебно – воспитательного процесса. В условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, а в новых же условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий труд. Учитель и ученик заинтересованы в общем успехе, важны данные не о самом результате, а то, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели.
Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Она включает в себя задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребенок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.
В диагностике используются различные методы и методики.
Наряду с традиционными методами контроля проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности и т.д..
Основные принципы диагностирования:
- Принцип систематичности.
Диагностированию подвергаются все ученики с первого и до последнего пребывания в школе и на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до практического применения.
- Принцип объективности.
Диагностические тесты - научно обоснованны, точны, адекватны.
- Принцип наглядности.
Диагностирование проводится для всех учеников открыто по одним и тем же критериям. Необходимое условие – объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.
Диагностирование, проверку и оценку знаний, умений учащихся необходимо проводить в логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Система диагностирования.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года (первые две недели сентября).
Цель: сопоставить результаты конца прошлого года с теми, которые получены в начале года, выяснить. Какой материал необходимо повторять со всем классом, какие отдельные учебные действия следует ещё раз отработать, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.
Вторая диагностическая работа проводится в конце II четверти (середина декабря) или в начале III четверти (середина января).
Цель: оценить надежность сформированности тех способов действий, которым учил учитель; диагностические качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.
Третья диагностическое обследование проводится в середине (конце) апреля, чтобы получить некоторый запас времени для работы с детьми в конце учебного года и оперативно помочь им в том случае, если они н справились с отдельными заданиями.
Цель: проверка и учет знаний, умений, приобретенных на всех этапах педагогического процесса; диагностирование качества фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
§5. ТЕСТ, КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ СТАНДАРТА. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ТЕСТОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тест, как система заданий.
Тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Система означает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Хотя любой тест состоит из тестовых заданий, последние представляют не совокупность произвольно объединенных заданий, а именно систему.
Тест, как система, обладает составом, целостностью и структурой.
Тест состоит из:
- Заданий;
- Правил их применения;
- Оценок за выполнение каждого задания;
- Рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.
Целостность означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения.
Структура теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую часть вариации тестовых результатов.
Проявлению системного качества теста способствует и единая дисциплинарная общность заданий, реализующая идею измерения подготовленности испытуемых по одной какой-либо определенной учебной дисциплине. Совокупность таких заданий, отобранных в соответствии с требованиями теста, образует гомогенный тест, измеряющий одно какое-либо качество (свойство).
Время нередко называется в качестве другого системообразующего фактора. Действительно, одно из соображений, положенных в основу создания тестов - иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания больших контингентов испытуемых.
Требование экономии времени становится естественным в массовых процессах, каковым и стало образование. Одно из актуальных направлений современной организации тестового контроля - это индивидуализация контроля, приводящая к значительной экономии времени тестирования. Контроль ведется с помощью заранее откалиброванных, по трудности, заданий.
Другая сторона вопроса заключается в том, что от времени тестирования существенно зависит качество результатов. Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Оптимальное время тестирования определяется эмпирически, по показателю дисперсии тестовых данных. Если по оси абсцисс отложить время тестирования, а по оси ординат- значение дисперсии тестовых результатов, получаемое после каждого пробного контроля, то соединив точки, получим представление об изменении дисперсии; максимум значения последней укажет на оптимум времени, необходимого для тестового контроля.
Определенное содержание означает использование в тесте только такого контрольного материала, который соответствует содержанию учебного курса; остальное содержание в тест не включается ни под каким предлогом.
Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий:
- с выбором правильного ответа;
- открытой формы;
- на установление соответствия;
- на установления правильной последовательности.
Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют. Внеучебное содержание в тест не включается.
Содержание теста проходит экспертизу у опытных педагогов, которые призваны дать ответ на главный вопрос - можно ли с помощью предложенных заданий корректно оценить содержание, уровень и структуру знаний у данного контингента испытуемых? При оценке содержания теста всегда возникают вопросы о цели теста, его содержания и качества.
Анализ содержания заданий, а, следовательно, и теста в целом, позволяет определить знания, умения, навыки и представления, требуемые для правильного выполнения задания. При применении заданий в тестовой форме для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников.
Основными характеристиками теста для диагностики результатов обучения принято считать:
- валидность – соответствие проверочного материала целям контроля;
- надежность – устойчивость результатов тестирования при многократном использовании контрольного материала;
- репрезентативность – полнота охвата в тесте изученного материала;
- стандартизированность – единая процедура проведения и подведения итогов тестирования.
Качество теста традиционно сводится к определению меры его надежности и вопросов валидности полученных результатов. Как и объективным, качественным можно назвать только тот метод измерения, который обоснован научно и способен дать требуемые результаты.
В западной литературе традиционно рассматривается два основных критерия качества: валидность и надежность.
Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради чего проводилось тестирование. Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебной дисциплины (по темам) в заданиях теста. Кроме того, валидность зависит также от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест из общего банка заданий, от интерпретации тестовых результатов, от организации сбора данных, от подбора выборочной совокупности испытуемых.
Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандартные.
Нормативное тестирование – это такое, при котором баллы, полученные одним тестируемым, сравниваются со средним показателем баллов определенной группы тестируемых, то есть средний показатель людей, которые прошли данный тест, и представляет собой норму, стандарт для определения того, насколько удачно отдельный человек из этой группы справился с тестом. Эта норма может быть представлена как типичный уровень ответа для данной группы. Сравнивая количество набранных баллов одним человеком с нормой, мы определяем, является ли это количество баллов выше или ниже среднего показателя.
В образовательной системе насчитывается три основных типа нормативных групп для сопоставления результатов:
- 1 группа – класс, несколько классов или школа (ученик, изучающий историю, сравнивается с другими учащимися класса или нескольких классов, в которых изучается этот предмет);
- 2 группа – школы района (ученик сравнивается с учениками одного с ним возраста в масштабе района);
- 3 группа – школы города, области, средние данные по стране (в случае применения вступительного теста по предмету).
Преимущества нормативных тестов:
- вопросы предусматривают проверку целого множества способностей (другие варианты тестирования определяют ограниченное число специфических целей);
- особенно полезны при определении общего достижения в тех случаях, когда ученики осваивали, количественный сложный материал разными путями;
- являются уместными, когда надо из самых способных выбрать допущенных к той или иной программе.
Недостатки нормативного тестирования:
- результаты не говорят о том, готов ли ученик перейти к изучению более сложного материала продвинутого предмета (3 % учеников в классе являются лучшими по алгебре, но это не значит, что эти 3 % готовы перейти к изучению геометрии);
- не совсем пригодно для измерения эмоциональных и психомоторных состояний учащихся;
- порождает склонность к соревновательности и сравнению очков.
Тестирование по критериям – это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом: например, если необходимо выбрать людей, которым можно вручить водительские права, важно сравнить их умения со стандартом, а не с успехами других людей.
Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они показывают учителю точно то, что ученики могут делать и чего не могут, по крайней мере, при определенных условиях. Например, тест на способность прибавления трехзначных чисел может состоять из 20 различных задач. Дабы удостовериться в умении ученика, надо, чтобы 17 задач было решено верно. Стандарт выбирается произвольно, часто здесь помогает учительский опыт в работе с другими классами.
Диапазон применения тестов:
Тесты по критериям подходят не ко всем ситуациям, ибо не каждый учебный предмет может быть представлен как набор конкретных целей. Часто бывает полезным также сравнение своих учащихся с учащимися того же возраста другой школы или даже страны.
Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда вы:
- пытаетесь определить общую способность детей по предметам (истории, математики);
- определяете диапазон варьирования способностей в большой группе;
- отбираете наилучших кандидатов, когда несколько вакансий являются незанятыми.
Тесты по критерию наиболее пригодны, когда вы:
- измеряете мастерство выполнения элементарных умений, например, определяете, имеет ли учащийся необходимые знания для начала изучения новой темы;
- определяете эмоциональные и психомоторные состояния;
- группируете студентов для обучения.
Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых аспектов знаний, умений и личных качеств ученика. по этим тестам школьник оценивается на единых со всеми основаниях, результат фиксируется в баллах или очках.
Виды стандартных тестов:
- тест достижений;
- тест способностей (включая интерес);
- диагностический тест.
Учитель чаще всего сталкивается с тестами достижений и способностей.
Тесты достижений – это стандартные тесты, измеряющие, то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться для всего класса или индивидуально, и при подсчете результата могут применяться различные виды баллов.
Тесты способностей предсказывают будущие успехи школьников. Если тесты достижений измеряют конечный успех на данном этапе работы, то тесты способностей предсказывают, как ученик будет успевать по разным программам далее.
Диагностические тесты применяются индивидуально, чтобы обозначить проблемы в обучении.
Тесты проводятся при внимательно контролируемых педагогических обстоятельствах и одинаковых условиях для всех учащихся.
Необходимые психолого-педагогические условия тестирования:
- во время тестирования необходимо создать школьникам возможность почувствовать себя легко и комфортно.
- не создавать волнения тем, что тест – важное событие учебного года.
- в классе должно быть тихо;
- нельзя допускать списывания.
Нравственные нормы тестирования:
- выбор теста и его использование в работе со школьником должно быть основано на гуманных ценностях, а также на точной информации о том, что данный вид теста может проверить, а чего не может;
- при проведении тестов и их анализе предполагается, что тестируемый правдив и объективен;
- необходимо осторожно интерпретировать итоги тестирования, помня, что любой тест говорит о результате успеваемости ученика только на данный момент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрены возможности оценивания учебной деятельности учащихся во время учебного процесса.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования позволил:
- Классифицировать виды оценочных шкал и способы применения их в школе;
- Выделить основные функции контроля и оценки знаний.
- Выяснить насколько реализован компетентный подход в новом стандарте образования.
В авторской работе были рассмотрены различные подходы к организации оценочной деятельности учителя в школе, а также основные принципы и вопросы методики, которыми должен руководствоваться учитель при организации оценочной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- Стандарт основного общего образования по информатике /Новые государственные стандарты школьного образования. - М.: Астель: АСТ, 2004.
- Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. – М.: Знание, 1980.
- Богданова Г. А. Динамика знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. 1 класс /материалы для учителя – словесника/. – Ульяновск 1995
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: Педагогическое общество России 1999. – 192 с.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М.: Рассказов
- Диагностика результатов образовательного процесса в 4 – летней начальной школе. Учебно – методическое пособие \ под ред. Калининой Н.В. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002
- «Директор школы» №5, 2000 г., ст. «Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»?» Г.Ю. Ксензова, с. 49-57
- «Директор школы» № 4, 2003 г., с. 19–27
- «Директор школы» № 5, 2003 г., с. 33–37
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя, М., 1999.
- Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001
- Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающихся, начальную школу. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2000
- Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12
- Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации. М.: Баласс, 2003.
- Шишов С. Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М., 2000
- Школа 2000... Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Вып. 4. – М.: УМЦ "Школа 2000...", 2002.
- Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.– Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.
В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике — итогова...
"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"
"Новые подходы к оценке достижений младших школьников с учётом стандарта второго поколения"...