Технология развития критического мышления на уроках письма и чтения
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Технология развития критического мышления на уроках письма и чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
«Хорошие учащиеся, хорошие читатели
отслеживают своё понимание,
встречаясь с новой информацией.
Хорошие читатели перечитывают отрывок текста в том
случае, если они перестают его понимать.
Хорошие слушатели, воспринимая сообщение,
обычно задают вопросы или записывают, что они не поняли для
прояснения в будущем».
Дж. Стил
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,осмыслить, применить.
- это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и
во что верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение предложенной ему точке зрения или модели поведения;
- отправная точка для развития творческого мышления.
Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
• Во-первых – это мышление самостоятельное
• Во-вторых – это мышление обобщенное
• В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
• В четвертых – это мышление аргументированное
• В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Цель технологии-
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ – это процесс увязывания нового с уже известным
ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ-
трехфазовая структура урока
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
методические приемы
1.Кластер (гроздья) 2.Корзина идей 3. Мозговой штурм
4.Дерево 5.Карта предсказаний, познания
Рассмотрим прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
Мы говорим почва. А что же такое почва?
Каждая группа после обсуждения
высказывает свои предположения.
Почва – это …
• земля
• суша, а не вода
• дом для животных
• вещество и т.д.
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
методические приемы
Чтение с остановками,
«Пометки на полях»
«⎫» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы
Таблица (инсерт)- условные значки: + -это для меня новое,
---неверное предположение,
? - это мне интересно, ново
- - это я знал
«ЗХУ» - «Знаю, хочу узнать,узнал»
«Бортовой журнал»
«Зигзаг»
Рассмотрим прием «Чтение с остановками»:
К каждой части текста сформулированы вопросы:
1.Простой вопрос (работа памяти)
2.Уточняющий вопрос (…насколько правильно я понял)
3.Оценочный вопрос(сравнение)
4.Творческий вопрос (что произойдет дальше?)
5.Объясняющий вопрос (почему это произошло?)
6.Практический вопрос (как вы бы поступили в этой ситуации?)
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
методические приемы
1.СИНКВЕЙН
2.Пятиминутное эссе
3.Таблица «толстых и тонких вопросов»
4.Перепутанные логические цепочки
Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой темы (три глагола
или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех
слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ТРКМЧП -
• НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯТЬ ЭТУ ТЕХНОЛОГИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ СТАТЬ НЕЗАВИСИМЫМИ
И ГРАМОТНЫМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ И С УДОВОЛЬСТВИЕМ УЧИЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.
Источники
Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках
истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей –
СПб.: СПбГУПМ, 2001
Применение приемов и методов технологии развития критического
мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое
образование: творческий опыт и профессиональные размышления. –
СПб.: СПбГУПМ, 1999
О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить
критически», СПб, 2003г., с.156
Технология развития критического мышления на уроке истории
http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...
Технология развития критического мышления черезчтение и письмо
Презентация к семинару по теме:"Технология развития критического мышления через чтение и письмо"...
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
Методическая разработка" Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма в начальной школе"
Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость в...