Педагогические чтения презентационная площадка "Психологические акции как условие детско-родительских отношений"
проект по теме
Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических и психологических наук, Марина Ростиславовна Битянова.
Психологические акции – это вид психолого-педагогического сопровождения в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы объединяя всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Психологическая акция, в широком понимании, предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития детей, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности.
Анализируя взаимоотношения между взрослыми и детьми, была определена проблема. Проблема заключалась в том, что в настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений | 2.83 МБ |
Текст к презентации | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого – педагогическая технология «Связанные одной целью» : психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». В. Ф. Одоевский Технология -совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология… Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических наук, Марина Ростиславовна Битянова . Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы.
Контингент участников (целевые группы): Сотрудники и воспитанники МАДОУ детский сад № 9 «Росинка», родители воспитанников (лица их заменяющие). Целевые группы Их интересы Дети от 3 до 7 лет Наличие интереса в разных видах детской деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, проявление желания действовать самостоятельно. Родители Укрепление детско-родительских отношений, активные участники образовательного процесса, желание взаимодействовать, повышение родительской компетентности в вопросах развития детей Педагоги Желание самообразовываться, повышение психолого-педагогической компетентности Возможные сложности при использовании образовательного продукта: Риски (трудности) Пути их преодоления недостаточная компетентность и отсутствие мотивации некоторых педагогов обучение (совместное составление игровых комплексов, практических модулей для детей, игровых заданий - упражнений, загадок, картинок и др.), разработка игровых картотек, мастер-классы, консультирование, отзывы, отчёты недостаточно времени, родительское безразличие посещение родительских университетов, подбор приемлемых форм работы, вовлечение родителей в игровой процесс, информация на сайте ДОУ, отзывы
Проблема Загруженность взрослых бытовыми проблемами; Взрослые и дети мало общаются друг с другом; О тсутствие совместных игр; Взрослые и дети находятся в психоэмоциональном напряжении. Актуальность Ответственность за воспитание детей несут родители, а другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна Комплексный подход к процессу проведения.
Темы акций: «Доброе сердечко»; «Разноцветный мир детства»; «Арт-минутки для настроения»; «Тропинками добра»; «Просто так»; «Копилка добрых дел»; «Мой любимый детский сад, я люблю тебя»; «Корабль детства»; «Письмо другу»; «Обратите внимание. Детство!»; «Мои питомцы»; «Голубь мира»; «День победы»; «Подарю улыбку» и другие.
Практическая значимость Уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему. Психолого-педагогическая технология строится на основе системно-деятельностного подхода, прослеживается структура согласно требованиям ФГОС ДО.
Концептуальная часть (Концептуальные идеи) е динство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей; взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи; индивидуальные и групповые формы работы с родителями. К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский Т.Н. Доронова , Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова Е.П . Арнаутова , Т. Н. Доронова , О.В. Солодянкина Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик ( К лючевые подходы ) Открытости Психологическая акция основана на соблюдении принципов Диалогичности Рефлексивности
Содержательная часть (назначение) Н азначение психологической акции состоит: в создании общности детей и взрослых; в умении распознавать, определять и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; в совершенствовании навыков и культуры общения; в создании эмоционального настроя (позитивного, делового); в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей, а у родителей и педагогов умения взаимодействовать ради достижения единой цели в воспитании детей. П сихологическая акция предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития детей, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности. Широкое понимание Узкое назначение
Процессуальная часть Психолого-педагогическая технология насыщена оригинальными приёмами, которые поднимают позитивный настрой и настроение, появляется стимул участника (педагоги, дети, родители), сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад Пошаговое применение (алгоритм) Накопления ребёнка (опыт) Получает информацию опираясь на свой накопленный опыт; Задаёт уточняющие вопросы; Делает выводы из полученной информации; Выбирает способы реализации для достижения результата; Использует полученную информацию в решении жизненных ситуаций.
Ожидаемые результаты применения психолого – педагогических акций в воспитательно – образовательном процессе ДОУ: Повышение интереса всех участников проекта к совместной деятельности, формирование коллектива единомышленников. Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ. Обновление содержания психолого-педагогического сопровождения воспитательно -образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
Продуктивная составляющая психолого – педагогических акций Дети - Выставка творческих работ: «Радуга настроения», «Часики эмоций», «Комплимент для мамы», «Мир взрослых, глазами детей» и др. - Фотовыставка «Я и моя семья», театрализованные представления « Заюшкина избушка», «Приключения Колобка» и др. - Совместное творчество с родителями: «Веселая страна», «Моё солнышко» и др. - Копилки стихотворений « Книжкин дом». - Сборники мультфильмов «В стране мультипультии ». Педагоги - Разработка буклетов , памяток, шпаргалок для педагогов и родителей «Профилактика эмоционального выгорания», «Играем вместе с детьми» и др. - Методическая копилка, пакет рекомендаций: «Мир детства проживаем вместе». - Публикации по темам проектной деятельности «Все обо всём». - Сайт детского сада, наличие персональных сайтов педагогов «Интересные события». - Оформление электронных книжек, информационных сборников и журналов, медиотеки . Сундучок – копилка «Игровые пособия ». Родители - Интерактивная гостиная для родителей «В мире детства». - Участие взрослых и детей в конкурсном движении, совместные публикации. - Серия мини-сборников «Связанные одной целью». - Регистрация на сайте ДОУ, обратная связь. - Родительский журнал «Я и мой ребёнок». - Презентация детско-родительских достижений «Наша семья едина ».
Участники Система оценки Способы оценки Планируемые результаты педагоги Творческий потенциал педагогов, рост профессиональной компетентности, снижение риска проф. выгорания; количество и качество проведенных педагогами мероприятий, психолого-педагогические копилки методических разработок мероприятий. (приложение 1) Анкета: Уровень оценки инновационной деятельности педагогов Активное участие субъектов воспитательно -образовательного процесса в запланированных психологических мероприятиях (участие в конкурсах, выставках; представление своих работ, продуктов творческой деятельности; количество и качество проведенных педагогами мероприятий; качество методических разработок). дети Психо -эмоциональное состояние дошкольников (исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (приложение 2). Исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет Положительная динамика развития социальной адаптированности э моционально-личностной сферы воспитанников родители Включенность родителей в проектную деятельность (приложение 3) Наблюдение (сравнительный анализ): Включенность родителей в проектную деятельность Смена стиля взаимодействия «педагог-ребенок- родитель». Повышение уровня заинтересованности у педагогов и родителей. Мониторинг
1. Мониторинг профессионального мастерства педагогов педагоги, участвуя в инновационной деятельности повышают свой профессионализм и мастерство. 2. Сравнительный анализ: Включенность родителей в проектную деятельность (наблюдение по степени участия) у родителей возник стойкий интерес к организации инновационной деятельности в ДОУ, следовательно, между родителями и дошкольным учреждением укрепились прочные партнерские отношения. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений детей старших групп (тест «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман) дети 5-7 лет отмечается положительная динамика в отношениях взрослых и детей, укрепляются детско-родительские отношения.
Вывод: Таким образом, использование в работе психологических акций способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Совместная работа заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. В ходе цикла мероприятий: у педагогов повысилась психолого-педагогическая компетентность, родители стали более заинтересованными, дети стали более инициативными.
Литература: 1.Выготский , Л.С. Вопросы детской психологии. – М . :Просвещение, 1984 – 319 с. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005. 2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования –М.: ТЦ Сфера 2006.-с..64 3.Журнал «Справочник педагога- психолога» №2, 2012 стр. 4 4.Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С. 5.Кряжева , Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с. 6.Куликов Л.В. Мозаика радости. Советы психолога на каждый день. СПб.: Питер пресс, 1997, 416 с. 7.Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2008 8.Минаева , В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/ Занятия. Игры. -М.: Владос , 2001.- 204с. 9.Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. М.: АСТ, 2008. – 576 с. 10.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -7-е изд. – М.Генезис , 2014 г. -176 с. 11.Шмидт , В.Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с. Интернет-ресурсы: http://psyhelp.rodim.ru/ Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/581059/ Ключевые понятия: И нновации, психологическая акция, педагогическое мастерство, показатели, продукт деятельности, результативность (ожидаемые результаты) , мотивация, критерии, качество, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, педагогическая и родительская компетентность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Росинка»
VI педагогические чтения
Тема выступления:
Психолого – педагогическая технология
«Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений
Подготовила:
Лаптева Жанна Владимировна
педагог-психолог
I квалификационной карегории
г. Краснокаменск
Психолого – педагогическая технология
«Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений
1 слайд
2 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги, члены жюри, я Лаптева Жанна Владимировна, педагог - психолог детского сада № 9 «Росинка».
Так как я являюсь педагогом-психологом, то и речь пойдёт о психолого-педагогическом сопровождении.
Представляю опыт работы по теме: Психолого – педагогическая технология «Связанные одной целью»: психологические акции как условие гармонизации детско-родительских отношений.
3 слайд
Что такое технология? Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Автором данной технологии является психолог, кандидат педагогических и психологических наук, Марина Ростиславовна Битянова.
Психологические акции – это вид психолого-педагогического сопровождения в игровой форме. Она представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада, параллели, группы объединяя всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
4 слайд
В начале работы были определены целевые группы участников:
Сотрудники и воспитанники МАДОУ детский сад № 9 «Росинка», родители воспитанников (лица их заменяющие).
Целевые группы | Их интересы |
Дети от 3 до 7 лет | Наличие интереса в разных видах детской деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми, проявление желания действовать самостоятельно. |
Родители | Укрепление детско-родительских отношений, активные участники образовательного процесса, желание взаимодействовать, повышение родительской компетентности в вопросах развития детей |
Педагоги | Желание самообразовываться, повышение психолого-педагогической компетентности |
Используя образовательный продукт в практической деятельности могли возникнуть трудности и риски, и поэтому, были найдены пути их решения: см. слайд
5 слайд
Почему же нами выбрана именно эта форма работы?
Анализируя взаимоотношения между взрослыми и детьми, была определена проблема. Проблема заключалась в том, что в настоящее время члены семьи все меньше времени проводят друг с другом. Недостаточное и неполноценное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития ребенка, но и ставят его здоровье на грань психоэмоционального напряжения.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует преобразование и предъявляет новые требования к семье, взрослым. Ведь какие условия создаст, взрослый для развития ребёнка, такие и качества личности сформируются в нём.
( в контексте стандарта….В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность).
Отличительная особенность данной технологии психолого-педагогического взаимодействия - это комплексный подход к процессу проведения, одновременно решающий задачи развития социально-коммуникативной компетентности каждого субъекта, в интеграции со всеми участниками образовательного процесса (педагоги-дети-родители).
6 слайд
Темы акций проводимые в нашем саду разнообразны: «Доброе сердечко, Разноцветный мир детства»… см. слайд.
7 слайд
Возникает уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему.
Данная психолого-педагогическая технология строится на основе системно-деятельностного подхода, прослеживается структура согласно требованиям ФГОС ДО:
Концептуальная, содержательная, процессуальная (мониторинговая).
8 слайд
Концептуальная часть (научная база технологии)
В основу данной технологии легли концептуальные идеи:
- К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
- Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи;
- А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей;
- Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй;
- Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей.
Так как вся работа строится на основе системно-деятельностного подхода это отражается в:
- единстве работы ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи (проекты, праздники, походы и др.);
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями (интервью, интерактивные гостиные, мини-встречи по интересам и др.).
Психологическая акция основана на соблюдении принципов:
Открытости:
- объединение, оказание помощи в том, чтобы почувствовать себя членом большого коллектива, включенным в этот коллектив;
- способность привлечению к участию большого числа воспитанников, родителей и педагогов;
- право участия/неучастия в психологической акции.
Диалогичности:
- участвуя в разнообразных отношениях, развивается в единстве социализации и становления индивидуальности.
Рефлексивности:
- для педагогов, в их самосовершенствовании;
- для родителей, в нахождении путей к личности ребенка и самому себе;
- для детей, в предоставлении каждому ребёнку возможностей осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы дети получают ответную реакцию от собеседника.
9 слайд
Содержательная часть (конкретные цели и содержание материала)
Психологическая акция, в широком понимании, предназначена для того, чтобы обеспечить возможность позитивного развития детей, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всех и каждого в отдельности.
Предложенный формат взаимодействия всех участников образовательных отношений заключается:
- в создании общности детей и взрослых;
- в умении распознавать, определять и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга;
- в совершенствовании навыков и культуры общения;
- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения,
- аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;
- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей, а у родителей и педагогов умения взаимодействовать ради достижения единой цели в воспитании детей.
10 слайд
Процессуальная часть (совокупность форм и методов деятельности детей и взрослых, управление процессом усвоения материала).
Данную психолого-педагогическую технологию я апробирую, внедряю и распространяю. Психолого-педагогическая технология насыщена оригинальными приёмами, формами проведения и методами, которые поднимают позитивный настрой, у взрослых и детей появляется статус участника, а не пассивного зрителя или исполнителя, данный вид деятельности объединяет коллектив, объединяет семью и детский сад.
Определились структурные компоненты, пошаговое применение данной технологии (алгоритм взаимодействия):
1. Выбирается тема и её назначение
2. Объясняется способ реализации
3. Определяются действия
4. Рефлексия
Внедряя в практику психолого-педагогического сопровождения данную технологию можно достичь гарантированного результата:
Накопления ребенка:
- Получает информацию, опираясь на свой накопленный опыт;
- Задаёт уточняющие вопросы;
- Делает выводы из полученной информации;
- Выбирает способы реализации для достижения результата;
- Использует полученную информацию.
11 слайд (гарантированный результат, Ожидаемые результаты)
- Повышение интереса всех участников к совместной деятельности, формирование коллектива единомышленников.
- Налаживание эмоциональных контактов в семьях воспитанников ДОУ.
- Обновление содержания психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
12 слайд
Продуктивная составляющая психолого – педагогических акций может отражаться
(см. слайд 11 педагоги, дети, родители)
13 слайд
На 2 следующих слайдах отражена мониторинговая часть
Мониторинговая часть см. слайд
14 слайд
Диаграммы см. слайд
- педагоги, участвуя в инновационной деятельности, повышают свой профессионализм и мастерство.
- у родителей появился (сформировался) стойкий интерес к организации инновационной деятельности в ДОУ, следовательно, между родителями и дошкольным учреждением укрепились прочные партнерские отношения.
- отмечается положительная динамика в отношениях взрослых и детей, укрепляются детско-родительские отношения.
15 слайд
Вывод:
Таким образом, использование в работе психологических акций способствует повышению уровня психологической и коммуникативной культуры, сохранению и укреплению психологического здоровья, самореализации всех участников образовательного процесса. Совместная работа заряжает всех эмоциональностью, создает атмосферу дружбы, взаимопонимания, поддержки, вселяет веру в успех, помогает раскрыть индивидуальность и неповторимость каждого. В ходе цикла мероприятий: у педагогов повысилась психолого-педагогическая компетентность, родители стали более заинтересованными, дети стали более инициативными и самостоятельными.
16 слайд
Используемая литература…..
Ключевые понятия:
Инновации, психологическая акция, педагогическое мастерство, показатели, продукт деятельности, результативность (ожидаемые результаты), мотивация, критерии, качество, инициативность, самостоятельность, взаимодействие, педагогическая и родительская компетентность.
17 слайд
Спасибо за внимание (отзывы от педагогов, родителей о проведении в ДОУ социально-психологических акций)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений
Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте
Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...
Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"
Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....
Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"
Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....
Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений
Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений...
Психолого – педагогический проект «Влияние детско-родительских отношений на успеваемость учащихся в начальной школе»
В настоящее время. в обществе возникла необходимость в преодолении противоречий между семьей и школой. Д етей с ЗПР становится больше. причём данная категория детей имеет задержку развития по причине ...
укрепление детско-родительских отношений в условиях ОО
Детство – уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.Глоба...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Уважаемые коллеги! Предлагаю
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам воспользоваться данной разработкой: Психологические акции в работе педагога-психолога. Интересно, увлекательно.Удачи.