Развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
статья на тему
Статья содержит материал о развитиии исследовательских умений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении образовательного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.
Дети по своей природе - исследователи.
Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя следующее:
- умение наблюдать;
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- делать выводы и умозаключения;
- умение работать с текстом;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Исследовательская деятельность способствует формированию УУД, что является одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. На разных этапах исследовательской работы формируются и развиваются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальная работа, но и работа в парах, в группах, можно говорить о формировании коммуникативных УУД. В результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД.
Исследовательскую деятельность в начальной школе можно проводить через:
- Наблюдения.
- Экскурсии.
- Исследовательский эксперимент.
- Лабораторно - практические работы.
- Работа со словарями, энциклопедиями.
- Проектно-исследовательская деятельность.
Объектом исследования могут быть натуральные средства обучения, такими являются:
- коллекции (полезных ископаемых, почв, семян зерновых растений),
- гербарии ( для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны.)
- живые объекты природы (растения леса, луга, насекомые, птицы, комнатные растения, растения клумбы и т.д.)
Экскурсии тесно связаны с наблюдением, с исследованием. Экскурсия может рассматриваться и как организационная форма проведения занятий по изучению окружающего мира, и как метод обучения. Экскурсии в природу можно проводить в разное время года. В зависимости от времени года исследовать разные объекты, явления:
- опознать деревья, кустарники, травянистые растения, насекомых;
- увидеть сезонные изменения;
- измерение глубины снежного покрова на разных участках и т.д.
«Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — утверждал К. Д. Ушинский. Таким образом, через экскурсии воспитывают любовь к своей малой родине.
Использование данных практических методов способствует формированию и становлению личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка уровня развития исследовательских умений на уроках "Окружающий мир"
предложены варианты задания для оценивания уровня развития исследовательских умений у учащихся. Применять можно на уроках "Окружающий мир" в 3- 4 классах....
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Развитие общих исследовательских умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира
Данный материал раскрывает суть исследовательской работы на уроках окружающего мира в начальной школе....
Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....
Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....
СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".
С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...