КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал (4 класс) на тему
MЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ " КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_zapolneniyu_i_ofrmleniyu.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Результатом педагогического проектирования выступает проект урока, то есть подробный и продуманный во всех отношениях сценарий урока.
Разрабатывая план-конспект урока, учитель стремился отразить содержательную составляющую учебного занятия. Так как основной целью знаниево-ориентированного подхода в обучении школьников выступало формирование образов и представлений учащихся, основными способами её реализации в массовой педагогической практике становились объяснительно-иллюстративные методы обучения: учитель объяснял, рассказывал, беседовал и закреплял усвоение учебного материала с помощью упражнений репродуктивного характера.
Новые образовательные стандарты поставили педагогов перед необходимостью отражать в проектах уроков деятельностную составляющую личностно-ориентированного и компетентностно-ориетированного взаимодействия. Средством повышения деятельностной составляющей современного урока выступила технологическая карта.
Сам термин «технологическая карта» напрямую связан с понятием «технология», и тоже пришёл из технических, точных производств. В экономическом словаре технологическая карта определяется, как форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.» ( )
В педагогике технологическая карта урока – это форма и способ графического проектирования учебного занятия, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по определённым параметрам; визуальный образ (замысел) будущего учебного занятия.
Исходя из данных определений, можно выделить те позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:
- она имеет статус документа, а значит предполагает деловой академический стиль письменной речи и техническое оформление в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- в ней должен быть описан весь процесс точно рассчитанный и алгаритмично представленный;
- должны быть указаны операции, их составные части;
- описан технологический инструментарий (методы, приёмы, средства);
- описание краткое (так как это графическая форма, таблица), но создающее целостный и точный визуальный образ процесса (от качества замысла зависит и качество реализации).
Совершенно очевидно, если урок выступает клеточкой, элементом, единицей педагогического процесса, значит, и технологическая карта урока должна соотноситься с его структурой (схема 1).
Схема 2. Структура педагогического процесса
Проект урока (разработка урока) включает в себя паспорт урока, технологическую карту хода урока, приложения.
- Технические требования к оформлению проекта урока
- Проект урока выступает конечным продуктом педагогического проектирования предстоящего взаимодействия учителя и учащихся на учебном занятии, направленном на воспитание и развитие личности средствами формирования УУД и достижение планируемых образовательных результатов в контексте требований ФГОС.
- Проект урока является формой методического продукта (т.е. может быт представлен педагогическому сообществу). Поэтому он должен быть достаточно кратким, но по полноте и плотности информации создавать ясное, чёткое и целостное представление о взаимодействии учителя и учащихся обеспечивающем достижение запланированных образовательных результатов. «Чем тщательнее и полнее разработан план урока, - утверждает В.А. Онищук, - тем лучше пройдёт предстоящее занятие» [3].
- Проект урока оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое 2 см, верхнее и нижнее – 1,5 см, правое – 0,5 см. Шрифт: Times New Roman – 12. Межстрочный интервал – одинарный.
- В оформлении должны быть использованы шрифтовые выделения и подчёркивания: этапы урока оформляются жирным шрифтом прописными буквами; пункты плана, отражающие содержание учебного материала жирным шрифтом строчными буквами; названия приёмов и методов оформляются курсивом; формы и средства обучения – без шрифтовых выделений, но с подчёркиванием.
- В оформлении допускаются и приветствуются следующие сокращения:
ПОР – планируемые образовательные результаты; ЛР – личностные результаты; МР – метапредметные результаты; ПР - предметные результаты; РУД – регулятивные универсальные учебные действия; ПУД – познавательные учебные действия; КУД – коммуникативные учебные действия.
- Конструирование паспорта урока
- Паспорт урока должен представлять описание всего образовательного процесса в соответствии с его структурными компонентами: целевым, содержательным, организационно-деятельностным, результативным.
- Паспорт оформляется в таблице следующего вида:
Паспорт урока __________________ в _____ классе
ФИО учителя, название ОО | ||
Целевой компонент | Тема урока: | |
Образовательная цель | ||
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР: МР: ПР: | |
Программные требования к образовательным результатам раздела «_______________» | Ученик научиться: Ученик получит возможность научиться: | |
Содержательный компонент | Программное содержание | |
Мировоззренческая идея | ||
Ценностно-смысловые ориентиры | ||
План изучения учебного материала | 1. 2. 3. | |
Основные понятия | ||
Основные законы, закономерности | ||
--------- | ||
Организационно-деятельностный компонент | Тип урока | |
Форма урока | ||
Образовательная технология или технологии обучения | ||
Оснащение урока | ||
Мизансцена урока | ||
Предварительная подготовка к уроку учащихся | ||
Домашнее задание | ||
- Конструирование целевого компонента предполагает:
а) формулировку темы урока, которая соотносится с календарно-тематическим планированием учителя;
б) формулировку образовательной цели урока, которая характеризует общие стратегические ориентиры и направления педагогического взаимодействия, поэтому её иногда принято называть «цель-стратегия», «цель-вектор» или «цель-идеал»;
в) декомпозиция цели выражается в определении и формулировании конкретных планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных, которые подлежат оценке в установленный временной период (как правило, по окончании изучения темы); планируемые образовательные результаты выступают здесь как «цель-норма» и должны формулироваться точно, конкретно, критериально, чтобы их можно было измерить и оценить;
г) «цель-стратегия» и «цель-норма» должны соотноситься с требованиями ФГОС и рабочей программой по предмету, разработанной учителем, подтверждением этого является выписка из программы тех программных требований, которые определены к данному разделу учебной дисциплины;
4) Конструирование содержательного компонента образовательного процесса предполагает:
а) соотнесение отбираемого содержания образования данного урока с программным содержанием, то есть теми дидактическими единицами, которые определены рабочей программой по данному предмету;
б) в результате содержательного анализа учебного материала темы определение и оформление мировоззренческой идеи урока, т.е. такой мысли, которая выступает системообразующим элементом отражения целостного представления о законах и закономерностях мироустройства и определяющего становление личности в качестве социального субъекта;
в) обозначение тех ценностей, приобщение к которым способствует изучение и осмысление содержания учебного материала по данной теме;
г) составление простого плана содержания учебного материала по теме;
д) в результате логико-структурного анализа учебного материала по теме, в зависимости от специфики учебного предмета, выделяются компоненты знаний, обеспечивающие достижение обучающимися планируемых образовательных результатов: основные понятия, даты, имена (исторических личностей, писателей, учёных, литературных героев и т.д.), географические объекты, формулы, законы, правила (орфограммы), техники, приёмы, операции, процедуры, технологии, теории, концепции, произведения (литературные, художественные, музыкальные, исторические и т.д.), жанры и т.д.;
5) Конструирование организационно-деятельностного компонента образовательного процесса на уроке включает в себя:
а) определение типа урока, т.е. его ведущая дидактическая задача: вводный урок, комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок повторения и закрепления изученного; урок обобщения и систематизации изученного; урок контроля и оцени достижений обучающихся;
б) определение формы (вида) урока: урок-исследование, урок-дискуссия, урок-диспут, урок-практическая работа, урок-лабораторное занятие, урок-игра, урок-презентация и т.д.;
в) выбор технологии, обеспечивающей достижение цели и планируемых образовательных результатов: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения, технология учебно-группового сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии, технология модульного обучения, технология создания учебных ситуаций и т.д.
г) определение системы средств, обеспечивающих эффективность и результативность образовательного процесса: дидактических и материально-технических, настенных и настольных;
д) определение мизансцены урока, обеспечивающей целесообразность педагогического взаимодействия: расстановка парт по кругу, рядами, группами, буквой «П», одиночно по всему периметру классной комнаты;
е) описание заданий и видов деятельности учащихся, которые они получили от учителя заранее и выполнили в течение определённого времени в качестве подготовки к данному уроку;
ж) описание домашнего задания, способствующего укреплению достижения планируемых образовательных результатов и успешной демонстрации обучающимися мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, знаний, универсальных учебных действий на последующих уроках.
- Конструирование технологической карты хода урока
- Технологическая карта хода урока отражает сущность обучения, основными характеристиками которого выступают: целенаправленность, двусторонний характер (учитель и ученик); активное взаимодействие (преподавание и учение).
- Технологическая карта хода урока оформляется в таблице следующего вида:
ПОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
ЭТАП УРОКА | ||
ЭТАП УРОКА | ||
*ПОР – планируемые образовательные результаты урока
- Конструирование хода урока предполагает:
а) Обозначение этапов урока, количество и последовательность которых определяется логикой той технологии, которая выбрана учителем для реализации целей данного урока. Неизменными остаются только традиционно утвердившиеся в практике и отражающие логику любой деятельности – первый (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ) и последний (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА) этапы.
б) распределение отобранного и сконструированного содержания образования по этапам урока;
в) перенос формулировок ПОР из паспорта урока, осмысление и выбор целесообразных УУД и технологического инструментария их достижения;
г) выстраивание упорядоченной последовательности целесообразных заданий, действий субъектов образовательного процесса;
д) координация и синхронизация ПОР, заданий и действий (методов, форм, средств);
е) определение системы методов и форм диагностики и контроля образовательных достижений обучающихся, диагностических средств для оценки и самооценки образовательных результатов;
ж) конструирование содержания личностной рефлексии и форм её фиксации.
- Конструирование приложений
Приложения включают в себя всё дидактическое сопровождение образовательного процесса, т.е. все те дидактические материалы, которые не могут быть включены в формат технологической карты хода урока, но являются не только необходимыми средствами организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и средствами создания визуального образа проектируемого урока:
а) слайды мультимедийного сопровождения учебного занятия (6 слайдов на листе А4 формата книжной ориентации);
б) раздаточный материал: дидактические карточки, перфокарты, инструкции, памятки, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, тексты, иллюстрации, и т.д.;
в) изображения макетов, приборов, с которыми работают обучающиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия по математике
Технологическая карта учебного занятия по математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.Цель:Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел ...
Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1 кл.
Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1кл «Зайчик». Аппликация из листьев...
Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")
Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")...
Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру
УМК «Планета знаний» 1 класс Тема урока: Твоя школа....
Технологическая карта учебного занятия «Я люблю зимние каникулы!» в группе 1 года обучения по УМК "Welcome starter a" авторов Э.Грей и В.Эванс.
Закрепление лексического материала по теме «Рождество», "Каникулы", развитие навыков устной речи с помощью игровых ситуаций, драматизации и проектной деятельности....
Технологическая карта учебного занятия "Рождение образа Осени"
Технологическа карта учебного занятия. Тема: Рождение образа Осени.Учебный предмет: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительная деятельность.Тип учебного занятия: межпредметный ...
Технологическая карта учебного занятия с использованием технологии РКМЧП по теме:"Степь" 4 класс Школа России ФГОС НОО.
Технологическая карта учебного занятия с использованием технологии РКМЧП по теме:"Степь" 4 класс Школа России ФГОС НОО....