Применяем современные образовательные технологии
статья на тему

Лебедева Наталья Петровна
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Реализация данной технологии содержит элементы новизны, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. П. Лебедева

учитель начальных классов 1 категории

МБОУ «СОШ № 10 г. Гусь - Хрустальный

Использование технологии развития критического мышления как эффективного средства реализации ФГОС на уроках в начальной школе

_____________________________________________________________

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество, к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Начальная школа способна решать новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития. Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения (ФГОС НОО [3].    

Как отмечают специалисты в области реализации образовательных технологий Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г [5], у педагогов возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Как показывает педагогическая практика, в формировании совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих им умение учиться, всё чаще применяется технология развития критического мышления.

По мнению Д. Халперн [4], критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения. Оно формируется быстрее, если обучающиеся являются не пассивными слушателями, а активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности. Показателем наличия у обучающихся высокого уровня развития критического мышления является присутствие у них ряда важных качеств, а именно: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. Признаками критического мышления являются продуктивность, самостоятельность, индивидуальность, рефлексивность, оценочность.

Заинтересованность педагогов в технологии развития критического мышления обусловлена тем, что эта технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, она направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Согласно взглядам Чернявской, А.П., Байбородовой, Л.В., Харисовой, И.Г [5], идеи данной технологии  звучат следующим образом: дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Как показывает собственный педагогический опыт, сегодня жизнь диктует нам новые требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому мы считаем, что учить работать с текстом надо начинать с 1 класса.

Как отмечено Иванченко В.Н. [2], технология развития критического мышления посредством чтения и письма представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она позволяет решать следующие задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;

- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
        - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков.

Как известно, базовая модель организации урока данной технологии [5] включает три этапа: вызов – осмысление - рефлексия. Вслед за Чернявской А.П., Байбородовой Л.В., Харисовой И.Г [Там же] остановимся подробно на каждом из них.

1. На этапе вызова проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы.
2. На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.
3. На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения.

Таким образом, можно сделать вывод, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.  Так на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира мы часто пользуемся методом составлением кластера, синквейна.

 Как указывает Иванченко В.Н. [2], кластер, в переводе на русский язык означает «пучок», «созвездие», «гроздь». Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. По его мнению, кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся в умении ставить вопросы; выделять главное; делать сравнение; устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; в способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Так, при изучении темы «Звуки речи» с учащимися 1 класса, полученные знания мы закрепили  составлением кластера, в виде виноградной грозди, которую сами и изготовили. Ключевым словом являлось слово «Звуки». Согласные и гласные звуки выступили в виде звукочеловечков в одежде соответствующего цвета.

       Большой интерес у детей вызвал метод составления синквейна. Это слово с французского языка переводится как «пять строк». Как отмечено В.М. Акименко  [1], он же и один из эффективных методов развития речи ребенка, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.  Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что) – существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

       Когда дети получили первоначальные знания о слове как предмете, признаке, действии мы составили следующий синквейн:

1. Зима. 2. Морозная, снежная. 3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю зиму. 5. Снег.

В заключение хотелось бы отметить, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Реализация данной технологии содержит элементы новизны, которые ориентированы на создание условий для свободного развития каждой личности.

Библиографический список

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011 – 109 с.

  1. Иванченко В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей/ М.: Феникс, 2011 – 352 с
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Минестерства образования и науки Рос. Федерации от 6 окт.2009г. №373//Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2010. - № 12
  3. Халперн, Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000  - 458 с.
  4. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1: Образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой и А.П. Чернявской. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...