Cобытийный подход в образовании (из опыта работы на уроке математики в начальной школе)
статья (3 класс) по теме
Процесс обучения и воспитания в современной школе формируется на основе событийности в новых условиях ФГОС последнего поколения. Событийный подход к образованию и воспитанию - продуктивная технология оргганизации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности. Такой подход находит свое воплощение в сфере практических действий. Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Ученик - активный участник событий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Cобытийный подход в образовании
(из опыта работы на уроке математики в начальной школе)
Новые образовательные стандарты предполагают изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. Одной из таких форм стало образовательное событие. Образовательное, значит ориентировано на получение систематизированных знаний и навыков, оно должно быть практикоориентированной направленности. Событие – это факт, явление. Следовательно, образовательное событие - это форма организации учебной деятельности, которая систематизирует знания, умения, навыки обучающихся, учит применять их в практической деятельности, дает возможность обучающимся раскрыть свой потенциал, научиться взаимодействовать с другими обучающимися и педагогами.
Для младших школьников событием являются уроки, в процессе которых они приобретают новые знания и умения, которые были полезны для развития их мотивации, самостоятельности, развития самооценки собственной деятельности, извлечения выводов, переживаний, отношений, личностных качеств.
В соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Рождение любого урока начинается с определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа - как действовать, чтобы цель была достигнута,
т.е. нужно спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, сформулировать тему, цель, задачи урока, результат.
Например. (Урок математики в 3 классе по теме «Вычисление числовых выражений со скобками и без скобок в пределах 100». УМК «Школа России»).
Цели. Сформировать представление о вычислении числовых выражений в пределах 100.
Ввести: правило вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления, алгоритм вычисления числовых выражений (со скобками и без них) в пределах 100. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Урок должен быть проблемным и развивающим. Для достижения поставленной цели, необходимо четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать так: учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
Например.
Гуляя в парке, Аня и Ваня встретили весёлого клоуна. Он предложил ребятам приобрести большие красивые воздушные шары. Обязательным условием клоуна было - определить цену шаров, решив каждое числовое выражение: 30+2∙(25-20) 49+3∙7-20
- Хватит ли Ане и Ване денег для покупки шаров, если у них было 100 рублей?
- Есть ли у вас желание научиться быстро выполнять вычисление, чтобы определять стоимость покупки?
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку необходимо предусмотреть возможные варианты «развития действия», спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний. Задания следует подбирать по схеме «знаю - понимаю - умею».
Например.
Задание 1 (З)
Назовите компоненты действия сложения, вычитания, умножения, деления.
Назовите значения выражений, прокомментируйте своё действие, используя название компонентов действий: 35+6 40-8 2∙9 24:3
Назовите значения каждого выражения 40-8+6 и 40-(8+6)
Назовите различие в оформлении выражений 40-8+6 и 40-(8+6)
Расскажите порядок вычислений выражений 40-8+6 и 40-(8+6) и укажите его цифрами.
Задание 2 (П)
Изменится ли, значение выражения 57- 19+7, если поставить скобки 57- (19+7)? Обоснуйте свое мнение.
Вывод делают сами учащиеся.
Задание 3 (У) с взаимопроверкой
Выведите правило вычисления выражения, которое содержит действия деления и умножения, используя известный порядок вычисления выражений со сложением и вычитанием.
24 + 3 -2 Чтобы вычислить выражение без скобок, надо…
24 + (3 -2) Чтобы вычислить выражение со скобками, надо …
24 : 3 ∙ 2 Чтобы вычислить выражение без скобок, надо….
24 : (3 ∙ 2) Чтобы вычислить выражение со скобками, надо …
Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие.
Например.
В математике сложение и вычитание – это действия I ступени. Умножение и деление – являются действиями II ступени.
Алгоритм вычисления выражений I и II ступени со скобками и без них.
Чтобы вычислить значение числового выражения, надо:
- определить, есть ли в числовом выражении скобки;
- если есть скобки, то вычисление выполняется последовательно в таком порядке: сначала действие в скобках, затем действие II ступени, далее, действие I ступени;
- если скобок нет, то вычисление выполняется последовательно в таком порядке: сначала действие II ступени, далее действие I ступени слева – направо.
Планируя решение проблемы, необходимо составить опорный сигнал, который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания.
Например.
Есть скобки Нет скобок
1. ( ) 1. • или :
2. • или : 2. + или –
3. + или –
Планируя задания для применения нового знания, следует помнить, что они должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. На уроке должны присутствовать взаимопроверка.
Например.
Задание 1 (З)
Расскажите алгоритм вычисления выражения вида 50+2∙(10-3) 56+21:3∙2
Задание 2 (П)
Верно ли, что в выражении 3∙7+2∙9 вычисления выполняются последовательно слева направо? Обоснуйте свой ответ.
Задание 5 (У) с взаимопроверкой
Расставьте скобки в каждом выражении так, чтобы равенства были верными
4∙ 8-5=12 14-5∙2=18 12+24:4=9 3∙6-2=12
Учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы, учитывая уровень и возможности учащихся.
Например.
- Определите, хватит ли ребятам 100 рублей для покупки шаров? Для этого:
- Определите порядок действий в выражении и укажите его.
- Вычислите значение каждого выражения. 30+2∙(25-20) 49+3∙7-20
- Определите стоимость покупки.
- Достаточно ли 100 рублей для приобретения шаров?
- Определите, достаточно детям 100 рублей для покупки шаров, используя план:
- Порядок действий.
- Значение выражений.
- Стоимость покупки.
- Достаточно ли 100 рублей?
- Определите, достаточно ли ребятам 100 рублей для покупки шаров.
В конце урока - рефлексия (осознание учеником того, что нового он узнал и чему
научился на уроке), самоанализ и самооценка. Например.
Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно научиться выполнять вычисления чисел в пределах 100, потому что……
2. Чтобы определить значение числового выражения со скобками, нужно ………….
3. Чтобы определить значение числового выражения без скобок, нужно ………….
Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я доволен(льна) …..(очень, не очень) тем, что помог(ла) ребятам выполнить задание
клоуна, которое сделал…. (сам, с помощью одноклассника, учителя).
Событийный подход занимает важное место в системе новых форм и методов обучения. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Причём, результатом образовательного события выступает приращение знаний, опыта, способов деятельности каждого из его участников.
Литература:
- ФГОС НОО / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) Воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
- Крылова Н.Б. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Серия научно-методических изданий «Новые ценности в образовании». Выпуск 1 (43), 2010.
- Степанчук З.А. Событийность образовательного процесса в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 140-143.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."
В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....
Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка
Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...
Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую работу на уроках математики в начальной школе
Современное общество через систему образования, где школа является основным звеном, выдвигает всё новые требования к личности. Одним из таких требований является способность мыслить и действовать твор...
Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе
Большинство рассмотренных приемов организации дифференцированной работы являются не узкометодическими, а общедидактическими, они могут широко использоваться при обучении разным учебным ...
«Инновационная работа на уроках математики в начальной школе»
статья "Инновационная работа на уроках математики в начальной школе"...