Проектный метод обучения
учебно-методический материал на тему
Сущность метода проекта, виды и классификация проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сущность метода проекта | 98.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.
За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.
Теперь уже несомненно эта технология относится к технологиям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.
В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В педагогической литературе существует несколько классификаций методов проекта.
I. Классификация А.С.Сиденко.
1. По характеру результата
- информационный
- исследовательский
- обзорный
- проекты-инсценировки.
2. По форме
- видеофильм
- рекламный ролик
- телепрограмма
- интервью с известными людьми
- журнальный репортаж
- рок-опера.
3. По профилю знаний
- монопроекты
- межпредметные проекты.
4. По числу участников
- личностные
- парные
- групповые.
II. По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту).
- Морфологические – проектирование вещей
- Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
- Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы
III. По характеру координации.
- С открытой, или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
- Со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
IV. По уровню контактов.
- Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны.
- Международные – эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
V. По продолжительности.
- Краткосрочные – на нескольких уроках.
- Средней продолжительности – 1–2 месяца.
- Долгосрочные – до года.
VI. На основе материалов Е.С. Полат.
- Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
- Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.
- Ролево-игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
- Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Цели проектной деятельности таковы:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков,
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Основные требования к использованию методов проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
- Структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
Рассмотрим стадии реализации проекта.
- Представление темы проекта.
- Формулирование темы проекты.
- Планирование работы.
- Осуществление проекта.
- Представление проекта.
- Оценка проекта.
Выбор тематики проектов может быть различным. Обязательным является только то, что они должны быть актуальными и продиктованы временем.
Необходимо разумное и оптимальное внедрение метода проекта в учебный процесс, не вытесняя при этом другие методы и формы обучения учащихся.
Методы, используемые в проектной деятельности.
- Исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)
- Поисковые (мозговые атаки)
- Научный метод (ролевые игры)
Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов.
Предметная область знаний.
- Совокупность соответствующих компетенций.
Интеллектуальные умения критического мышления.
- Поиск информации.
- Осмысление.
- Анализ.
- Синтез.
- Применение.
- Оценка.
Коммуникативные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
Представлен теоретический материал...
Красная книга Краснодарского края (урок кубановедения 2 класс с использование проектного метода обучения)
В ходе урока дети не только знакомятся с Красной книгой Краснодарского края, но благодаря использованию проектного метода обучения расширяют и углубляют свои знания о животных ...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.
Проектная- исследовательская деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
Проектный метод обучения младших школьников.
У учащихся метод проектов развивает культуру работы с информацией, исследовательские навыки, что поможет впоследствии успешнее адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.Какие основ...
Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....