Конспект кейс-урока «Богатыри русские на страже Отчества»
план-конспект урока (4 класс)
Кейс разработан на основе былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационного фильма «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». На данном уроке ведётся сопоставление образа богатыря в былинах и российской мультипликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_keys-_uroka_russkie_bogatyri_na_strazhe_otechestva_.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект кейс - урока
«Богатыри русские на страже Отчества»
(Сопоставление образа богатыря в былинах и российской мультипликации)
Актуальность темы:
В современных условиях проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных. Наши дети- это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций наших предков. Именно им предстоит продолжать и приумножать богатое и великое наследие народа. Дети должны почувствовать, насколько важны для нас связь поколений и времён, как много сделали наши героические предки для нашей страны, как много могут сделать они сами, если будут достойными гражданами своей Родины
Ведущая идея:
Ведущей педагогической идеей опыта является развитие у обучающихся аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, умение анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения через использование метода case-study
Кейс разработан на основе былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационного фильма «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
По типу исследовательской стратегии: описательный кейс
По применению: учебный кейс
По объёму: мини-кейс
По структурному наполнению: единичный
По способам представления материала: работа с ментальной картой
По наличию сюжета: сюжетный
По типу методической части: вопросный кейс
По степени воздействия их основных источников: научно-исследовательский кейсы
Цель: на примере сопоставления образов былинного и мультипликационного богатырей учиться давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни.
Задачи:
- формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей;
- вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения к людям, через анализ и сопоставление образов героев.
Проблема: «Не перевелись на Руси богатыри русские…». Какие качества помогут мне в жизни быть достойным гражданином своей Родины? (на примере образов богатырей былинного и мультипликационного)
Формирование УУД
Личностные.
Формирование умений:
- оценивать конкретные поступки людей, их характеры, и жизненные ситуации в которые они попадают, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- высказывать своё отношение к образам и поступкам былинных и мультипликационных богатырей;
- обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры.
Регулятивные.
Формирование умений:
- определять цель деятельности на занятие;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге со сверстниками, с учителем;
- высказывать свою версию на основе работы с кейсом;
- работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять личностную рефлексию.
Познавательные:
Формирование умений:
- находить ответы на вопросы в тексте, в мультфильме
- на основе анализа объектов делать выводы, в том числе в результате совместной работы группы и учителя.
- формировать информационную культуру личности, навыки творческой деятельности
- давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни
Коммуникативные:
Формирование умений:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Материалы к кейсу:
Для выполнения заданий к кейсу предложен набор следующих материалов:
- Былина : «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
- Мультипликационный фильм: « Алёша Попович и Тугарин Змеевич» киностудии
«Мельница»;
- Ментальные карты;
- Раздаточный материал: снаряжение и одежда богатырей, кони;
- Вырезанные сердца, с написанными качествами характера;
- Толковый словарь Ожегова;
- Компьютер для просмотра фильма и поиска информации о богатырях.
Формы занятий:
индивидуальная( работа с документами дома);
фронтальная;
групповая
Технологии:
кейс- технология
технология продуктивно- творческой деятельности;
игровая технология
Методы обучения:
-кейс-метод;
метод групповой дискуссии;
проблемно-поисковый;
проблемно-ситуацивный;
проективный (метод исследования личности);
-персонифицирующий;
-словесный;
-наглядный;
-продуктивно-творческий
Ход занятия | Формируемые УУД |
I.Вступление-2-3мин. Презентация «Сase- study- как средство формирования УУД у младших школьников» II. Актуализация - 5 мин -Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые пробуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины -Что такое былины? Ответ: особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания. Тогда Русь была молода И не так, как сегодня, сильна, Вороги вокруг нее кружилися И напасть на Родимую стремилися… Ворог землю нашу содрагал, Кто же ее защищал? (Богатыри) -Кто такие богатыри? ( Ответ: Толковый словарь Ожегова, интернет-ресурс ) -Каких богатырей вы знаете? (на экране выводится картинка богатыря и надпись с именем ) -Для чего нам даны эти образы богатырей? -Где мы можем увидеть образы богатырей? -Дома, вы поработали с частью документов, которые я вам предоставила. Поднимите руку: кому больше понравился былинный герой, а кому мультяшный? Ой вы, гой еси, люди добрые, Старина новизне низко кланяется. Собирайтесь-ка, люди добрые Не в дорожку-путинку ближнюю, А в далекое путешествие, необычное, непривычное. Да не за сто верст, Не за тысячу, а за тысячу лет против времени. -Ребята ,в какое путешествие мы отправимся?( В былину и мульфильм) Сегодня мы будем рассматривать образы богатырей в былинах и мультипликации. Кто бы хотел поработать с былинами богатырями, а кто с мультяшными? ( деление на 2 группы) III. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом. Получение дополнительной информации. Сегодня вы будете работать с ментальной картой. Рассмотрите пакет документов, которые лежат в кейсе. IV. Работа учащихся в микрогруппах-10мин Задание 1 У вас даны фигуры богатырей. Выберите подходящую. В распоряжении каждой группы находится облачение богатыря. Ваша задача – «надеть» на богатыря его доспехи и одежду по мере прочтения или просмотра фрагмента мультфильма Для 1 группы Для 2 группы фрагмент мультфильма Кто на статном вороном коне, «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» Учитель: Итак, перед нами богатырь во всем облачении. Определим, как в облике богатыря отразились его черты? Для этого я предлагаю продолжить работу по группам. Вы обратили внимание, что мы работаем над образом одного богатыря: какого? (Алёши Поповича) Задание 2 Вы должны выяснить, какими чертами обладает Алёша Попович. Не забываем работать с ментальной картой, на которой появляются результаты ваших размышлений и работы в группах .(даётся таблица для каждой группы, словарь характеристик людей) I группа Работа с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» План 1.Каким показан богатырь? 2. Какими качествами он обладает? II группа Работа с мульфильмом «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» План 1.Каким показан богатырь? 2. Какими качествами он обладает? V. Защита работ( дискуссия)-2-3ми -Какой теперь герой вам понравился больше? Почему? V.Подведение итогов работы- 3мин. Вывод учителя по дискуссии - Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в жизни? - Только ли в сражениях проявляются богатырские качества? Кто такие патриоты? Каким нужно быть и как нужно себя вести, чтобы стать патриотом своей Родины? -Кого из современных персонажей книг, фильмов, граждан страны можно назвать богатырём- патриотом России? VI. Рефлексия -2мин. Звучит стук бьющегося сердца. Что это? А зачем оно нам на занятии? Самое главное качество- это большое сердце, любящее Отечество, преданное Родине. Сейчас я бы хотела, чтобы вы выбрали лежащие у вас сердечки, с теми качествами, которыми вы обладаете или хотели бы обладать. Выходите и говорите: «Я бы хотел, чтобы в моём сердце нашлось место для………..» -Работали вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат. И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется, во времена лихолетные, ворогов отвратить, Родину –мать защитить! А я хочу каждому из вас подарить тоже частичку своего сердца. | Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; работа с интернет-ресурсами; -определение основной и второстепенной информации; -осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -составление ментальной карты;
Познавательные УУД: -анализ и устанавливаем причинно-следственные связи; -выдвижение ответов и их обоснование Коммуникативные УУД: -умение выслушать всех членов команды, точно выразить свою мысль; -умение управлять поведением партнёра; -овладение различными формами речи4 -вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные УУД: -планирование; - прогнозирование; - оценка; - саморегуляция Личностные УУД - формирование умения оценивать конкретные поступки людей, их характеры, и жизненные ситуации в которые они попадают, с точки зрения общепринятых норм и ценностей; -формирование умения высказывать своё отношение к образам и поступкам героев; -формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину; - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс
Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: АППЛИКАЦИЯ "Богатыри". Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»
И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря,Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны, как на подбор,С ними дядька Черномор. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»С...
Игровая программа для 1 классов "Богатыри русские, да девицы красавицы"
Сценарий игровой программы расчитан на начальную школу. Приобщение детей к русскам народным играм и забавам, знакомсвто детей с русскими национальными традициями. В сценарии используются командрые игр...
план конспект кейс урока
Окружающий мир О.П.Поглазова 3 класс "Органы пищеварения"...
Конспект кейс - урока по окружающему миру
Программа: Школа РоссииАвторы: А. А. ПлешаковТема: Красная Книга РоссииЦель: формировать знания у учащихся о Красной книге, расширить и углубить знания о животных и растениях, занесенных в Красн...
Районный семинар. Открытый урок "Строение тела человека" Нетрадиционная форма урока ,кейс-урок.
Открытый урок - нетрадиционный формы работы....
БЫЛИНА ПРО ЦАРЯ МУДРОГО, БОГАТЫРЯ РУССКОГО АЛЁШЕНЬКУ ДА О ЗНАКАХ, ДОСЕЛЕ НИКОМУ НЕ ВЕДАННЫХ.
Былина о том, как на Руси наука о дорожных знаках появилась...