Конспект кейс-урока «Богатыри русские на страже Отчества»
план-конспект урока (4 класс)

Скворцова Лариса Анатольевна

 Кейс разработан на основе былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационного фильма «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».  На данном уроке ведётся сопоставление образа богатыря в былинах и российской мультипликации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект кейс - урока

«Богатыри русские на страже Отчества»

(Сопоставление образа богатыря в былинах и российской мультипликации)

Актуальность  темы:

В современных условиях проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных. Наши дети- это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций наших предков. Именно им предстоит продолжать и приумножать богатое и великое наследие  народа. Дети должны почувствовать, насколько важны для нас связь поколений и времён, как много сделали  наши героические предки для нашей страны, как много могут сделать они сами, если   будут достойными гражданами своей Родины

Ведущая идея:

Ведущей педагогической идеей опыта является развитие у обучающихся аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, умение анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения через использование метода case-study

 Кейс разработан на основе былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационного фильма «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

По типу исследовательской стратегии:   описательный кейс

По применению: учебный кейс

По объёму: мини-кейс

По структурному наполнению: единичный

По способам представления материала: работа с ментальной картой

По наличию сюжета: сюжетный

По типу методической части: вопросный кейс

По степени воздействия их основных источников: научно-исследовательский кейсы

Цель: на примере сопоставления образов былинного и мультипликационного богатырей учиться давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни.

 Задачи:

  • формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей;
  • вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения к людям, через анализ и сопоставление образов героев.

Проблема: «Не перевелись на Руси богатыри русские…». Какие качества помогут мне в жизни быть достойным гражданином своей Родины? (на примере образов богатырей былинного и мультипликационного)

Формирование УУД

Личностные.

Формирование умений:  

  • оценивать конкретные поступки людей, их характеры,  и жизненные ситуации в которые они попадают, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • высказывать своё  отношение к образам и поступкам былинных и мультипликационных богатырей;
  • обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры.

Регулятивные.

Формирование умений:  

  • определять цель деятельности на  занятие;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге со сверстниками, с учителем;
  • высказывать свою версию на основе работы с кейсом;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные:

Формирование умений:  

  • находить ответы на вопросы в тексте, в мультфильме
  • на основе анализа объектов делать выводы, в том числе в результате совместной работы группы и учителя.
  • формировать информационную культуру личности, навыки  творческой деятельности
  • давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни

Коммуникативные:

Формирование умений:  

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Материалы к кейсу:

Для  выполнения заданий  к кейсу предложен набор следующих материалов:

  • Былина : «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • Мультипликационный фильм:  « Алёша Попович и Тугарин Змеевич» киностудии

«Мельница»;

  • Ментальные карты;
  • Раздаточный материал: снаряжение и одежда богатырей, кони;
  • Вырезанные сердца, с написанными качествами характера;
  • Толковый словарь Ожегова;
  • Компьютер для просмотра фильма и поиска информации о богатырях.

 

Формы занятий:

индивидуальная( работа с документами дома);

фронтальная;

групповая

Технологии:

кейс- технология

технология продуктивно- творческой деятельности;

игровая технология

Методы обучения:

-кейс-метод;

метод групповой дискуссии;

проблемно-поисковый;

проблемно-ситуацивный;

проективный (метод исследования личности);

-персонифицирующий;

-словесный;

-наглядный;

 -продуктивно-творческий

Ход занятия

Формируемые УУД

I.Вступление-2-3мин.

Презентация  «Сase- study- как средство формирования УУД  у младших школьников»

II.  Актуализация - 5 мин

-Мы, русские люди, гордимся своей страной. Нам бесконечно дорого и близко наше настоящее, мы верим в светлое будущее, но ценим и чтим наше прошлое, которое надо помнить для того, чтобы учиться у него.

Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры такие богатства, которые пробуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством, оставленным нам нашими предками, являются и былины

-Что такое былины?

Ответ: особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания.

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги  вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю  нашу содрагал,

Кто же ее защищал?

(Богатыри)

-Кто такие богатыри?

( Ответ: Толковый словарь Ожегова, интернет-ресурс )

 -Каких богатырей вы знаете? (на экране выводится картинка богатыря и надпись с именем )

-Для чего нам даны эти образы богатырей?

-Где мы можем увидеть образы богатырей?

-Дома, вы поработали с частью документов, которые я вам предоставила. Поднимите руку: кому больше понравился  былинный герой, а кому мультяшный?

Ой вы, гой еси, люди добрые,

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь-ка,  люди добрые

Не  в дорожку-путинку ближнюю,

А в далекое путешествие,

 необычное, непривычное.

Да не за сто верст,

Не за тысячу,  а за тысячу лет против времени.

-Ребята ,в какое путешествие мы отправимся?( В былину и мульфильм)

Сегодня мы будем рассматривать образы богатырей в былинах и мультипликации. Кто бы хотел поработать с былинами богатырями, а кто  с мультяшными? ( деление на 2 группы)

III. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом. Получение дополнительной информации.

Сегодня вы будете работать  с ментальной картой. Рассмотрите пакет документов, которые лежат в кейсе.

IV. Работа учащихся в микрогруппах-10мин

Задание 1

У вас даны  фигуры богатырей. Выберите подходящую. В  распоряжении каждой группы находится облачение богатыря. Ваша задача – «надеть» на богатыря его доспехи и одежду по мере прочтения или просмотра  фрагмента мультфильма

Для 1 группы        Для 2 группы фрагмент мультфильма

Кто на статном вороном коне,        «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
черный щит держа в руке,
да
копье и палицу булатную,
едет по лугу, как грозный царь?
На главе его  островерхий
шлем
на теле-
кольчуга железная ;
на бедре его
тяжелый меч;
латы, солнцем освещенные,
сыплют искры и огнем горят.

Учитель: Итак, перед нами богатырь во всем облачении.  

Определим, как в облике богатыря отразились его черты? Для этого я предлагаю продолжить работу по группам.

Вы обратили внимание, что мы работаем над образом одного богатыря: какого? (Алёши Поповича)

Задание 2

Вы должны выяснить, какими чертами обладает Алёша Попович.  Не забываем работать с ментальной картой, на которой появляются результаты ваших размышлений и работы в группах .(даётся таблица для каждой группы, словарь характеристик людей)

I группа

Работа  с былиной

«Алёша Попович и Тугарин  Змеевич»

План

1.Каким показан  богатырь?

2. Какими качествами он обладает?

II группа

Работа с  мульфильмом

«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

План

1.Каким показан  богатырь?

2. Какими качествами он обладает?

V. Защита работ( дискуссия)-2-3ми

-Какой теперь герой вам понравился больше? Почему?

V.Подведение итогов работы- 3мин.

Вывод учителя по дискуссии

- Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в жизни?

- Только ли в сражениях  проявляются богатырские качества? Кто такие патриоты? Каким нужно быть и как нужно себя вести, чтобы стать патриотом своей Родины?

-Кого из современных персонажей книг, фильмов, граждан страны можно назвать богатырём- патриотом России?

VI. Рефлексия -2мин.

Звучит стук бьющегося сердца. Что это? А зачем оно нам на занятии? Самое главное качество- это большое сердце, любящее Отечество, преданное Родине.

Сейчас я бы хотела, чтобы вы выбрали лежащие у вас сердечки, с теми качествами, которыми вы обладаете или хотели бы обладать.

Выходите и говорите: «Я бы хотел, чтобы в моём сердце нашлось место для………..»

-Работали  вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат.    И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется, во времена лихолетные, ворогов отвратить, Родину –мать защитить! А я хочу каждому из вас подарить тоже частичку своего сердца.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации; работа с интернет-ресурсами;

-определение основной и второстепенной информации;

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-составление ментальной карты;

        

Познавательные УУД:

-анализ и устанавливаем причинно-следственные связи;

-выдвижение ответов и их обоснование

Коммуникативные УУД:  

-умение выслушать всех членов команды, точно выразить свою мысль;

-умение управлять поведением партнёра;

-овладение различными формами речи4

-вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные УУД:

-планирование;

- прогнозирование;

- оценка;

- саморегуляция

Личностные УУД

- формирование умения оценивать конкретные поступки людей, их характеры,  и жизненные ситуации в которые они попадают, с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-формирование умения высказывать своё  отношение к образам и поступкам героев;

-формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс

Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ: АППЛИКАЦИЯ "Богатыри". Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»

И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря,Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны, как на подбор,С ними дядька Черномор.    Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»С...

Игровая программа для 1 классов "Богатыри русские, да девицы красавицы"

Сценарий игровой программы расчитан на начальную школу. Приобщение детей к русскам народным играм и забавам, знакомсвто детей с русскими национальными традициями. В сценарии используются командрые игр...

план конспект кейс урока

Окружающий мир О.П.Поглазова 3 класс "Органы пищеварения"...

Конспект кейс - урока по окружающему миру

Программа: Школа РоссииАвторы:  А. А. ПлешаковТема: Красная Книга РоссииЦель: формировать знания у учащихся о Красной книге, расширить и углубить знания о животных и растениях, занесенных в Красн...