БЫЛИНА ПРО ЦАРЯ МУДРОГО, БОГАТЫРЯ РУССКОГО АЛЁШЕНЬКУ ДА О ЗНАКАХ, ДОСЕЛЕ НИКОМУ НЕ ВЕДАННЫХ.
классный час (3 класс)

Анна Александровна К.

Былина о том, как на Руси наука о дорожных знаках появилась

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylina.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

БЫЛИНА ПРО ЦАРЯ МУДРОГО, БОГАТЫРЯ РУССКОГО АЛЁШЕНЬКУ ДА О ЗНАКАХ, ДОСЕЛЕ НИКОМУ НЕ ВЕДАННЫХ.

Ой  вы добры молодцы уж собралися

Да и  красны девицы косы заплели

А послушайте ка вы былинушку.

О науке - о важной, о значимой

О царе, что был славным и мудрым

И о славном  богатыре русском.

Жил во времена добрые царь-батюшка

Мудрый царь был, науки знал разные

Науки новые, никому до селе не ведомые.

Знал царь-батюшка науку физическую,

Полюбил и науку химическую….

Но принесли гонцы царю весть одну

Что есть где-то наука новая,

Наука новая интересная

Наукой «дорожною»  называется…

И отправил царь-батюшка друга верного

Богатыря русского – Алёшеньку

В края далекие да опасные

Чтоб Алёшенька все разведал

Про науку ту новую

Да царю поведал про законы дорожные

(Едет богатырь под вступление песни - инсценировка) 

Ехал Алёшенька на коне своем

Коне бравом, коне верном

Ехал по полю чистому

По тропе извилистой

Ехал долго ли богатырь  то наш

Ехал днем да еще ехал ноченькой

Да вдруг камень  указательный

На пути показался ему

А на камне том да написано:

Коли прямо пойдешь – без коня тебе быть

Коль на лево пойдешь – во дремучем лесу заплутаешься,

Ну а коли направо направишь коня своего –то узнаешь науку доселе ниведанную.

И склонил тут Алёша головушку

Да и думу стал думать он верную.

Что не хочет коня своего он терять

Да по лесу дремучему заплутать

Коли был отправлен царем за наукою,

Значит и ехать ему в праву сторону!

И отправился  богатырь наш Алёшенька в путь-дороженьку…..

(Едет богатырь под 1 куплет песни - инсценировка) 

Долго ли, коротко ли, ехал Алёшенька

На коне своем верном, стремительном

Как и встретил он чудо трехглазое….

Испугался наш добрый молодец, схоронился поблизости да наблюдение ведет за чудищем….

Чудеса вокруг происходят…. Засияет у чудища красный глаз – тишина вокруг наступает…..

Подмигнет чудище желтым оком – птички крылышками затрепещут, зайцы на задние лапки встанут, белки-кудесницы хвостами заметут…..

А как моргнет зеленым глазом – так чудо-чудное – зайцы косые погнали, птицы в полет отправились, белки-кудесницы по деревьям скачут…..

Смотрит Алёшенька да диву дается – и все то так слаженно – все рядом мирно бегут,  никто друг дружке не мешается….. а как только чудище красным глазом моргнет – снова тишинаааааа

Долго ли, коротко ли диву давался наш Алёшенька, да призадумался….. а чудище ли перед ним, иль товарищ его? Все то при нем ладно да мирно…….

Дождался Алёшенька, пока зеленый глаз засияет, да и отправился дальше в путь-дорожку……

Долгой дорожкою шел наш добрый молодец, как увидел он озеро чудное перед собой

А у озера - еще один камень указательный, да не простой! Один знак невиданный на нем был….

И снова чудеса у знака дивного – лесное зверье вокруг ходят, смирно друг за другом, вежливо путь-дорогу товарищу уступают, а напрямки никто и носа не сует! Даже птицы указ соблюдают – не летят прямо….

И отправился наш Алёшенька дальше в путь

Скажет он на коне своем вороном по тропке извилистой

А вдоль тропы той опять камни указательные

Ехал по тропе извилистой богатырь наш

Да в конце пути увидал он избу.

Оконца резные, ясным солнышком освещается

А в избе той мудрый старец живет

И поведал мудрец богатырю нашему Алёшеньке

Правила безопасности, той науки дорожной то

Правила эти и коня уберегут, и богатырей от беды отведут.

Много ли, мало ли обучался Алёша у мудрого старца,

Да получил в подарок Алёшенька грамоту берестяную, со всеми дивными знаменьями,

Да и клятву дал богатырскую

Раз науку дорожную сам выучил

То народ на родной на сторонушке

 Обучит да про знаки поведает.

Чтобы люд честной на родной стороне

 С той наукой дружил да и ладно жил..

Обрадовался царь-батюшка,

что с наукой вернулся Алёшенька.

Закатил славный пир на честной весь мир.

Благодарственно грамоткой одарил богатыря.

И с тех пор в царстве  том

Государстве  том

Всем наука дорожная ведома

Все законы ее почитаемы

Да во веки  не нарушаемы.

Ну а если отыщется  нарушитель вдруг,

То тот час же его наказанье ждет.

И сам царь –государь будет суд вершить.

Потому что наука  дорожная

Да законы ее непреложные

Как любая другая наука важна

И для жизни уж очень и очень нужна.

И на этом закончим былинушку

О царе, что наукам ученый был,

О науке что вровень с другими стоит

 И о славном могучем богатыре,

Что науку узнал и другим рассказал.

Пожелать вам хотим люди добрые

Люди добрые,  жюри строгое

Ту науку всегда почитать

Да и люду доброму о ней рассказать.

ДОБРОГО ВАМ ЗДОРОВЬИЦА!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Русский язык. 4 класс

Цель:познакомить с содержанием картины, ее композиций, деталями; написать сочинение, выразив свое отношение с изображенному, точно употребив слова и словосочетания в тексте....

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка « Пузырь, Соломинка и Лапоть

Цели: создать условия для знакомства учащихся с отрывком из сказки А.С.Пушкина и русской народной сказкой, способствовать формированию читательских умений, развитию навыков чтения, речи, умения сравни...

Игровая программа для 1 классов "Богатыри русские, да девицы красавицы"

Сценарий игровой программы расчитан на начальную школу. Приобщение детей к русскам народным играм и забавам, знакомсвто детей с русскими национальными традициями. В сценарии используются командрые игр...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове". (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: создать условия для развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы; сформировать навыки правильного написания ь и слов с ним; помо...

Рабочий лист к уроку русского языка по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки."

Рабочий лист к уроку русского языка в 1 классе по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки." к УМК "Школа России"....