Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся
учебно-методический материал на тему
На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в обучении. Следовательно, остро встает проблема развития системы инклюзивного образования
Одна из целей инклюзивного образования состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем создать равные условия для всех обучающихся независимо от их физического, умственного и психического развития.
Инклюзивное образование – это больше, чем присутствие ребенка в школе. Оно охватывает включение ребенка в рамки социальной и учебной образовательной среды
Чтобы устранить проблемы на пути развития инклюзивного образования, необходимо не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности, но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.
Таким образом, идея инклюзивного образования может быть успешно реализована в школах Татарстана при условии специальной готовности школы, администрации школ, учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями, если отношение родителей и самих школьников к инклюзивному образованию станет положительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы внедрения инклюзивного образования | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в школы Чистопольского района поступает все больше детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практика включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс реальная альтернатива изоляции детей с особыми возможностями здоровья в специальных учреждениях.
О недостатке, отклонении в развитии можно говорить только в том случае, если возникает несоответствие возможностей данного ребенка общепринятым социальным ожиданиям, образовательным стандартам, т.е. когда налицо ограничение социальных возможностей.
Одна из целей инклюзивного образования состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем создать равные условия для всех обучающихся независимо от их физического, умственного и психического развития.
Инклюзивное образование - это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс путем создания адекватных образовательных условий.
Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы.
Основные организационные условия для развития системы инклюзивного образования определены в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.
Согласно Закона ㅤ Республики Татарстан ㅤ «Об образовании» инклюзивное образование - совместное ㅤ обучение и воспитание ㅤ лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие ㅤ равный доступ с иными ㅤ категориями обучающихся к ㅤ соответствующим образовательным ㅤ учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую ㅤ и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий.
Тем не менее, инклюзивное образование – это больше, чем присутствие ребенка в школе. Оно охватывает включение ребенка в рамки социальной и учебной образовательной среды
На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в обучении. Следовательно, остро встает проблема развития системы инклюзивного образования.
В Чистопольском районе по статистическим данным за 2016 г. выявлено 296 детей с ограниченными возможностями в развитии, что составляет 4% от всех обучающихся. Из них 149 (2 %) обучаются в специальных (коррекционных) организациях образования и 147 (2%) находятся в общеобразовательных организациях, в том числе 81 детей-инвалидов.
Научно-теоретически обоснованная необходимость и возможность скорейшего внедрения инклюзивного образования в реальную жизнь на практике еще имеет много проблем и трудностей.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в проблеме неприятия детей с ОВЗ, непринятии идеологии инклюзивного образования, трудности в понимании и реализации подходов к обучению, нежелании многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ, неадекватном восприятии нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ, трудностях социально-психологической адаптации детей с ОВЗ и других.
Так же существует проблема профессиональных установок учителей общего образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д.. Учителя массовых школ в замешательстве оттого, что им нужно будет учить ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения.
Одной из основных форм работы в системе решения психолого-педагогических проблем – работа с родителями. Целью, которой является помощь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВР в семье.
Чтобы устранить проблемы на пути развития инклюзивного образования, необходимо не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности, но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.
Для школ, которые реализуют инклюзивную практику, необходимо устранить проблемы психолого-педагогической направленности.
Чистопольский муниципальный район был включен в долгосрочную целевую программу Республики Татарстан «Доступная среда». Образовательные организации оборудованы пандусами с поручнями, в них установлены тактильные плиты, системы звукоусиления и кнопки вызова.
Для обучения детей с ОВЗ, в рамках программы «Доступная среда» около 200 учителей школ района прошли курсы повышения квалификации. Два учителя имеют диплом переподготовки по инклюзивному образованию.
Однако следует иметь ввиду, что по статистике неврологии с каждым годом в России увеличивается рождение детей с разными отклонениями в здоровье. Эти дети по достижению определенного возраста приходят в образовательное учреждение вместе с другими детьми не имеющими отклонений. Возникает проблема получения качественного обучения всех детей по причине постоянного отвлечения педагога на детей с ОВЗ. Что в таких случаях делать педагогу, школьному коллективу учителей и учащимся?
Выявленные психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования, предопределили постановку следующих рекомендаций:
На организационно-управленческом уровне: определение путей взаимодействия всех структур, обеспечивающих процесс инклюзивного образования; разработка пакета нормативно-правового обеспечения; разработка системного комплексного подхода к решению проблемы доступного и качественного образования; организация системы непрерывного сопровождения; создание «центров сопровождения»; расширение перечня форм оказания специальной помощи проблемному ребенку и его семье; развитие сети областных, районных и межрайонных интегрированных учреждений; организация на базе имеющихся специальных учреждений организационно-методических центров; широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ.
На содержательном уровне: отработка многоступенчатой системы диагностики; разработка новых форм сопровождения; переподготовка педагогических коллективов; формирование дополнительного ресурса - подготовка родителей детей с проблемами.
Идея инклюзивного образования может реализовываться, при условии, если школа будет готова принять детей с ограниченными возможностями, нарушениями в развитии; если учителя и администрация школ будут профессионально готовы работать с такими детьми; если отношение администрации школ, учителей, а также родителей и самих школьников к подобной идее станет положительным.
Таким образом, идея инклюзивного образования может быть успешно реализована как в школах Чистопольского муниципального района, так и в школах Татарстана при условии специальной готовности школы, администрации школ, учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями, если отношение родителей и самих школьников к инклюзивному образованию станет положительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность педагога как условие реализации стандартов нового поколения
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в образовательной организации
Выпускная квалификационная работа на курсах повышения квалификации "Доступная среда" для специалистов ПМПК....
Городской семинар, мастер-класс "Инновационная деятельность педагога как одно из условий победы в конкурсе."
МАСТЕР-КЛАССпроводит учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» г. КогалымаГурина Светлана Николаевна. ЦЕЛЬ: повыси...
Понятие инновационной деятельности педагога в современном образовании
В cтатье pаccматpиваютcя понятия инновации, инновационной деятельноcти педагога и инновационного потенциала....
«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».
Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов ...
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребёнка с ОВЗ в образовательной организации»
Данная статья о том, что дети с задержкой психического развития имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обычными детьми. Но все-таки эти потребности есть и их учет необходи...