ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
методическая разработка (4 класс) на тему

Битюрина Виолетта Сергеевна

В данной статье даётся описание видов игр, применяемых на уроках русского языка и литературного чтения и служащих развитию различных видов чтения: ознакомительного, детального и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно». Задания детям можно предложить в следующих формах:

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал, звонишь. 

Вариант текста, составленного из предложенных слов.

Помощник шофера снял телефонную трубку:

- Ты чего звонишь?

- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофера положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

«Пригласи на обед»

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«В эфире – новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста – события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивает расширение кругозора. Систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей программ новостей.

Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов». Задача участника – правильно прочитать предложенный текст. Например: «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оценивается в обществе позитивно. Приведенные данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов. Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегченному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с третьей декады текущего месяца до конца квартала».

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Из слов, данных учителем, нужно собрать несколько фразеологизмов. Например: как, Макар, свистит, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. Ответы: куда Макар телят не гонял, как в воду канул, ветер свистит в карманах, на языке вертится, в ежовых рукавицах.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», собаку съел».

«Собери пословицу»

Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Задание может сопровождаться орфографической работой (раскрыть скобки, вставить пропущенный буквы). Например:

Бояться (не)счастья – в лес не ходить.

(Не)другу поверишь – словам твоим никогда веры (не)будет.

Волков бояться – друга обмануть.

(Не)плюй в колодец – стыдно (не)учиться.

Раз скажешь (не)правду – и счастья не видать.

(Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться.

«Акростих»

К определенному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с букв, имеющихся в данном слове.

К

Кануть в лету

О

Обетованная земля

С

С гулькин нос

М

Мозолить глаза

О

От корки до корки

С

Сбросить иго

«Переводчик»

Суть игры заключается в том, чтобы подобрать к диалектизмам, профессионализмам, жаргонизмам, устаревшим словам общеупотребительные слова с синонимичным значением, т. е. «перевести» данные слова на понятный язык. При работе с устаревшими словами я использую картинку с изображением человека в полный рост и называю части тела человека. Задача учащихся – показать на картинке части тела, названные устаревшими словами, и подобрать современные синонимы: око (глаз), чело (лоб), выя (шея), чрево (живот), перст (палец), перси (грудь), вежды (веки), ланиты (щеки), уста (губы), зеница (зрачок), рамо (плечо), длань (ладонь), шуйца (левая рука), десница (правая рука), пясть (ладонь с пальцами).

Другой пример использования игры – кто быстрее найдет в предложениях заимствованные слова и заменит их русскими:

1. При проверке было выявлено немало дефектов. 2. Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны. 4. Все работали с энтузиазмом. 5. Мы гордимся нашим голкипером. 6. В газете появилась информация о футбольном матче. 7. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Подобная игра может использовать при изучении синонимов, антонимов. Например:

Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.2. Разъяренная вьюга замела тропинки. 3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

«Кто быстрее»

Задание: вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются определенные слова, например, голова (потерять голову, морочить голову, вскружить голову, человек с головой, с больной головы на здоровую и т. д.), ноги (уносить ноги, встать не с той ноги, путаться под ногами и т. д.), нос (задирать нос, водить за нос, зарубить на носу и т. д.). Можно называть фразеологизмы по очереди, выигрывает тот, кто называет последний.

«Следствие ведут знатоки»

Игра используется при изучении темы «Профессионализмы» (6 класс). Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

1.Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия?

- Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

«Аукцион»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Например, волка ноги кормят, брать быка за рога, куры не клюют, умирающий лебедь, хорош гусь, комар носу не подточит, подложить свинью, всяк кулик свое болото хвалит, кот наплакал и т. д.

«Любопытный»

Один учащийся отвечает на вопросы остальных, но все ответы должны начинаться на определенную, обговоренную заранее букву, например к.

- Где был? (На концерте.)

- Кто там выступал? (Королева, Киркоров.)

-Какую еду любишь? (Конфеты.)

- Какие музыкальные инструменты знаешь? (Кларнет).

- Каких знаешь птиц? (Клест, кукушка.) и т. д.

Данная игра позволяет выявить, а затем обогатить словарный запас учащихся.

«Перевертыш»

Игру можно использовать, например, при изучении прямого и переносного значения слова, отрабатывая умение узнавать переносное значение и употреблять слова в переносном значении.

Задание: замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка; замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение: Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

«Эрудит»

Эта игра активизирует мыслительную деятельность и содействует расширению кругозора учащихся.

Задание: угадай слово по толкованию его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

Эту игру можно также провести с помощью кроссворда. (Об использовании кроссворда на уроках русского языка смотри далее.)

  Задание: объясни разницу в значении слов: адресат — адресант, дипломат — дипломант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпечаток, поглотить — проглотить.

Задание: к словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни: персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика — головной убор (кичиться), коло — круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять — ожидать (нечаянный), тщание — старание (тщательный).

3.Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует учащихся. Игра проходит так: все учащиеся встают в круг, а учитель – в центр этого круга. Учитель бросает мяч кому-либо из учащихся и называет слово (например, с орфограммой «Буквы о-ё после шипящих в корне слова» при изучении этой темы). Учащийся отвечает, какую букву (о или ё) нужно писать в слове, и возвращает мяч учителю. Если учащийся отвечает правильно, он может сесть на место (если в классе мало учащихся, то участник игры садится после двух-трех правильных ответов). Если ученик ошибся, он продолжает играть.

«По щучьему веленью»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму они хотели бы видеть в тетрадях одноклассников. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой. Например, «По щучьему веленью, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся и -ться в глаголах».

«Умный редактор»

В этой игре учащиеся становится редакторами, задача которых – перестроить предложения и расставить в них знаки препинания. Варианты заданий:

- исправить предложения, заменив в придаточном союзное слово который союзными словами где, откуда, куда;

- объяснить и исправить ошибки в построении предложений;

- перестроить сложные предложения, заменив придаточные предложения причастными оборотами (или наоборот) и др.

Данная игра позволяет совершенствовать умения учащихся строить предложения с разными синтаксическими конструкциями, закрепляет пунктуационные навыки.

«Светофор»

Игра может быть использована для отработки орфографической зоркости. Учащиеся заранее готовят сигнальные карточки красного и зеленого цветов и поднимают нужную карточку, когда учитель называет слова с повторяемой орфограммой. Например, при изучении темы «Буквы о-а в корне –рос- - -раст-» учащиеся поднимают зеленую карточку, если считают, что слово пишется с буквой о, или красную, если считают, что нужно писать букву а.

Эта игра может использоваться при изучении практически любой орфограммы («Употребление Ь на конце существительных после шипящих», «Буквы о-а после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных», «Буквы е-и в корнях с чередованием» и т. д.), дающей выбор между двумя вариантами написания.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, отличающееся от двух других по какому-либо признаку (написанию, виду орфограммы и т. д.). Например, горяч, могуч, плач (лишнее – плач, так как существительное); революция, циркуль, нация (лишнее – циркуль, так как орфограмма «Буквы ы-и после ц» в корне).

4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий

Предложив детям эту игру, мы даем им возможность почувствовать себя пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Наиболее типичны следующие задания:

- развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

- сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);

- исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Примеры заданий:

1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

  1. Что общего между шпаргалкой и пеленкой?
  2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?
  3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
  4. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

2.Напишите сочинение на одну из тем ( в форме реферата, сказки, доклада, детектива и др. –

в зависимости от формулировки темы).

  1. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
  2. Как вас теперь называть? ( О переходе слов из одной части речи в другую.)
  3. Волшебник по имени Йот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Проверка навыков работы с текстом. Тест 2 класс

Тестовая работа по литературному чтению для 2 класса...

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....

Технологическая карта занятия «Музыкально-игровые технологии в развитии музыкально-двигательных навыков юных гимнасток».

Художественная гимнастика является одним из самых ранневозрастных видов спорта. На этап спортивно-оздоровительной тренировки принимают детей уже с 4- летнего возраста. Маленькие гимнастки легче и быст...

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов ОВЗ (умственная отсталость)

Памятка для родителей по развитию зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ, в разработке приведены и описаны эффективные упражнения....