Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
статья на тему
В этой статье я обобщила свой педагогический опыт по теме "Исследовательская деятельность в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
"Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией" (Майкл Фарадей)
Я считаю, что эта фраза как нельзя лучше раскрывает суть исследовательской деятельности, которую я выбрала для работы с детьми. Чем же обусловлен мой выбор?
Мы знаем, что главной задачей образования является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающегося. У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение. Как же помочь детям раскрыть свои таланты?
Давайте обратимся к мнению ученых.
Исследования показали, что лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Поэтому исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно ставить и решать проблему, вырабатывать и принимать решения, формулировать выводы и прогнозы, занимает особое место в арсенале инновационных педагогических идей и позволяет нам решить задачу развития личности обучающегося.
Я считаю, что это актуальная и перспективная форма работы с младшими школьниками. Поэтому я задалась целью развивать исследовательский тип мышления у своих учеников. А цель реализовывала через такие задачи.
В своей работе я использовала идеи и опыт таких современных ученых, как Леонтович Александр Владимирович, Обухов Алексей Сергеевич , Савенков Александр Ильич.
Обобщив свой опыт работы, я заметила, что у детей, которые занимаются исследовательской деятельностью, развивается любознательность, абстрактное мышление, уверенность в себе, умение общаться с аудиторией, формировать свое мнение и отстаивать его.
Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую деятельность по всем образовательным областям начальной школы, но особенно я окружающему миру и литературному чтению.
Нужно сказать, что знакомство моих учеников с исследовательской деятельностью произошло в процессе работы над общим проектом начальных классов "Моя малая родина". Тема исследования 4 класса - "Ялта - исторический и культурный центр Крыма". Были поставлены цели и задачи, которые с успехом решались обучающимися. Дети подготовили много проектов, посетили музеи, библиотеки, выставки и театр. Результат был оформлен в виде презентации и представлен на конкурсе исследовательских проектов, в рамках семинара «Проектно – исследовательская деятельность как одно из условий формирования познавательных компетентностей в реализации ФГОС НОО», завоевав 1 место.
Очень удачной находкой я считаю проведение исследований на уроках литературного чтения. Так, мною был подготовлен и проведен урок -исследование на тему «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель». На уроке учащиеся представили проекты о Льве Николаевиче. На протяжении урока дети смотрели кадры кинохроники из жизни писателя, слушали вальс, который был написан Толстым, читали воспоминания учеников о Льве Николаевиче-учителе, познакомились с отрывком из "Севастопольских рассказов", которые характеризовали его как военного. Основную информацию ученики записывали в листок исследователя. Гипотеза о том, что Л.Н.Толстой - граф, учитель, военный, великий писатель была подтверждена. А для себя дети сделали вывод о том, какие человеческие качества они хотели бы воспитать в своем характере.
Исследовательская работа на уроках чтения принесла свои благотворные плоды. Ученики этого класса увлеклись литературой. Так, Смирнова Валерия и Кривогуз Анна увлеклись поэзией, начали писать стихи. Валерия заняла второе место в школьном конкурсе поэтов. Васильчишин Серафим стал дипломантом муниципального конкурса чтецов стихотворений "Мы рождены для вдохновенья" в "Музее А.С. Пушкина в Гурзуфе". Купченко Анастасия стала призером очного этапа Всероссийского конкурса сочинений. А Головнич Мария получила диплом в номинации "Звездочка конкурса" за лучшую прозаическую работу IV творческого конкурса молодых литераторов "Я живу у моря, я живу в Ялте ."
Работу над темой я продолжила в этом году с первоклассниками. Понимая, что урока для достижения своей цели мало, я решила призвать на помощь внеурочную деятельность, а именно - кружок ,,Мы - исследователи."
На кружке дети получали ответы на вопросы : " Что такое исследование? ", " Что такое эксперимент. ", " Учимся вырабатывать гипотезы.", " Как работать с книгой.", " Как сделать сообщение о результатах исследования."
Так же были сделаны первые маленькие исследования, связанные с окружающим миром. Результат работы чаще всего представлялся в виде рисунка или коллажа.
С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира УМК «Школа России» по учебнику. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность.
Уже в конце 1 четверти был проведен открытый урок-исследование на тему "Кто такие насекомые". Я использовала практику взаимного обучения, когда старшеклассники становятся руководителями первых своих работ младших школьников. Это позволяет сохранить не только преемственность, но и формирует целые школьные научные представления.
Кроме этого были представлены карточки-опоры для этапов исследования, что помогло первоклассникам успешно справится с задачами урока и подвести итог исследованию.
А мои первоклассники приняли участие в двух олимпиадах. Одна из них - "Мириады открытий", на которой можно было выбрать до 9 разных предметов. Так же заняли призовые места в математической олимпиаде "Поверь в себя". А теперь зарегистрировались на сайте "Инфоурок" для участия в олимпиадах "Весна 2017" по окружающему миру и логике.
Мы видим, что эта форма работы дает возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные .
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий.
Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Думаю, все согласятся, что организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени. Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.
Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Есть такая великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта . Моя обязанность , как учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профориентационногопространства в начальной школе
В докладе сообщается о профориентационной работе в начальной школе МОБУ Талаканская СОШ № 6. Работа проведена большая: создали сменный стенд "Все работы хороши", проведены утренники, классные часы, эк...
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Презентация "Диагностика как основа организации УВП в начальной школе"
Презентация содержит обобщение опыта работы по построению учебно-воспитательного процесса на диагностической основе....
Особенности организации контроля в начальной школе.
Особенности организации контроля в начальной школе...
Материалы для организации работы учителя начальной школы
Материалы помогут провести проверку и анализ воспитательной работы за год, грамотно написать характеристику учащегося на медико-педагогическую комиссию. Напомнят правила оформления письменных работ по...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»
В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...