ЗНАКОМИМСЯ С СЕКРЕТАМИ ДРАМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (4 класс) на тему
Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены все более нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomimsya_s_sekretami_dramy_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМИМСЯ С СЕКРЕТАМИ ДРАМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Образцова Людмила Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»
города Балаково Саратовской области
Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены все более нарастающим интересом нынешнего театра к постановке классических произведений в новых, современных интерпретациях.
……The importance and urgency of addressing dramatic works in literature lessons, the need to study this complex, dual nature of the genre of literature is largely due to the ever-increasing interest of the current theater to the formulation of classical works in new, modern interpretations.
С чего и как начать первое в жизни знакомство с драмой? Здесь самое время напомнить об одном важном свойстве: драма обычно пишется для исполнения и существует как бы на границе двух видов искусства: литературы и театра. Отсюда высокий уровень недосказанности в драматическом произведении.
Драматург обычно не вмешивается в ход событий произведения, не объясняет своего отношения ко всему происходящему.
В.Г. Белинский писал, что «в драме событие говорит само за себя, каждое действующее лицо говорит само за себя», «драматическая поэзия неполна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, – надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует».
Драматург даёт большую свободу для читателя, и к ней нужно быть готовым.
Хочется напомнить, что драма моделирует человеческие отношения в форме диалога – именно в той форме, в какой оно существует в жизни. А это означает, что в пьесе важно не только то, что непосредственно говорится, но и то, что таится за словами, скрыто в паузах. Заполнить пространство между репликами, сценами предстоит самостоятельно, читающему произведение.
Вот почему требуется активное сотворчество читателя, интенсивная работа воображения, ведь читатель в какой – то мере является и зрителем воображаемого спектакля.
Современные дети скорее всего уже видели в театре или по телевизору драму, но не в полной мере представляют ее специфику. Впервые увидев напечатанную пьесу, дети легко в процессе беседы с учителем уясняют, что данное произведение написано не сплошным текстом, а разбито на роли, которые надо играть.
Чтение пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» в классе целесообразно начать с особого внимания к списку действующих лиц (афише). В нём мы находим многие подсказки, с помощью которых драматург направляет наше восприятие.
Осмысляя название произведения, мы постепенно проникаем в замысел автора. Маршак не случайно назвал пьесу «Двенадцать месяцев», давая тем самым понять, кого он считает главным действующим лицом пьесы. Причём в афише перечислены не все месяцы, а «Двенадцать месяцев» как собирательный образ – символ русского народа.
Из афиши мы узнаём жанр пьесы, возраст и профессии героев – так рождается особый эффект вхождения в драматический текст. Пассивное пока воображение слушателей совершает скачок – и вот уже меняется и характер, и объём работы воображения. Повествование всегда несколько отстранено от происходящих событий. В драме действие происходит здесь, сейчас, перед нами «… не свершившееся, но совершающееся событие». Драматург рассчитывает на прямое общение читателя с героями пьесы, лицом к лицу. После чтения пьесы важно найти формы такого типа общения.
Принятие на себя роли того или иного героя – одна из форм этого общения. Ребятам предстоит выбрать героя, которого им хотелось бы сыграть. Установка на свободный выбор героя активизирует весь аппарат восприятий. Но детям предстоит не просто назвать его, но и обосновать свой выбор.
Заявки на роль дают обширную информацию о том, что удалось расслышать ребятам при чтении пьесы в классе, какие чувства пробудились.
Многие обучающиеся, мотивируя своё желание исполнить роль Падчерицы, остались в рамках традиционно сказочных представлений об образе этой послушной, тихой девушки, живущей с Мачехой и её Дочкой:
«- Я бы хотела сыграть роль Падчерицы, она добрая, трудолюбивая, за её доброе сердце все вокруг её любят».
С психологической точки зрения это объяснимо: под влиянием длительного периода общения с народной сказкой у ребят сложились стойкие образные обобщения типа «логика характера», «ситуации», «судьбы героя».
Чтобы дать почувствовать своеобразие созданного Маршаком образа, следует прибегнуть к методу сравнения. Один и тот же эпизод сопоставить в прозаическом и драматическом вариантах сказки – ведь воображение в значительной степени развивается на основе способности к сравнению, выявлению сходства и различия.
Когда в сказке Мачеха посылает Падчерицу в лес за подснежниками, девочка рассуждает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Только пропадёшь, увязнешь в сугробах». Но перечить она не осмелилась, лишь заплакала и пошла.
А вот этот же эпизод в пьесе:
ПАДЧЕРИЦА. Да какие же теперь в лесу подснежники – ведь зима.
МАЧЕХА. Весною – то за подснежники не золотом платят, а медью.
ПАДЧЕРИЦА. Не пойду я!
ДОЧКА. А что же мне вместо тебя в лес идти?
ПАДЧЕРИЦА. Да ведь не мне золото нужно?
В словах Падчерицы чувствуется определённая твёрдость, ощущение собственного достоинства, с жизнью готова расстаться, но не выдаст тайны Братьев Месяцев.
Заявки на роль Королевы могут быть столь различными, что их обсуждение в классе превращается в совместное обсуждение – размышление об этом непростом характере.
Чтобы проследить путь постепенного прозрения королевы, придётся вернуться и к сцене в классной комнате, и к Новогоднему празднику, и к другим сценам, в которых раскрывается образ во всей своей многогранности.
В последнее издание пьесы Маршак ввёл новую сцену – встречу Королевы с медведем.
Вместе с детьми можно поразмышлять, для чего введена эта сцена, что приоткрывает она в характере Королевы.
« Кто вы такой?» - спрашивает Королева у медведя. Она не испугалась его, так как просто не признала в медведе … медведя. У неё во дворце сто разных медведей, плюшевых, резиновых, бархатных, но этот нисколько не похож на них – он был живой, настоящий!
Предложим детям вспомнить, что поначалу Королева и лес воспринимала как что – то созданное специально для её забавы, ведь дальше дворцового парка нога её не ступала. Придворные окружают её плотной стеной, словно в золотом футляре живёт и Королева во дворце.
Возможно, поэтому она и придумала свой указ, по – детски стремится разорвать раз и навсегда установленный круг бесконечных придворных церемоний. Чтобы пробиться к жизни, этой девочке предстоит многое понять, преодолеть, узнать. Сумеет ли?
Принятие на себя роли героя, соотнесение своих представлений со своими возможностями приводит к более глубокому, личностному проникновению в художественный образ. Это позволяет выявить индивидуальные особенности ребят – ведь каждому предстоит «пропустить» образ через себя.
В драме диалог – основной способ воплощения содержания, структурная «клетка» драматического текста. Чтобы почувствовать особую смысловую насыщенность диалога ребятам предстояло выступить ив роли драматурга – продолжать одну из сцен в форме диалога. Всему классу были розданы листочки с небольшими отрывками из пьесы:
КОРОЛЕВА. Как же это так? Нарвали целую корзину подснежников и не знаете где?
СТАРУХА. Мы не рвали.
КОРОЛЕВА. Ах, вот как? Не вы рвали? А кто же?
СТАРУХА. Падчерица моя, Ваше величество! Это она, негодница, за меня в лес ходила. Она и подснежники принесла.
КОРОЛЕВА. В лес — она, а во дворец — вы? Почему же вы ее с собой не взяли?
Ребята продолжают этот диалог. Вот два примера из детских работ:
СТАРУХА. Добрая она у нас. Деньги возьмёт и раздаст их по дороге домой.
ДОЧКА. На эти деньги всё купить можно…
КОРОЛЕВА. Ну и что?
СТАРУХА. Как что? Всё – юбки, кофты и многое другое!
СТАРУХА. Да она у нас всех людей боится, будто зверушка лесная.
КОРОЛЕВА. А что, она вся шерстью заросла?
СТАРУХА. Да нет, мы её уговаривали, а она: «Не пойду я, что мне во дворце делать?»
ДОЧКА. Вот мы и пришли одни.
Продолженный диалог многое приоткрыл в детском восприятии. Способность передать выразительность языка свидетельствовала о том, что воображение работало в русле авторского замысла. Если соединить предложенный авторский отрывок с детским восприятие, то между ними не будет резкой границы. Для учителя важно следующее: чтобы заговорил ребёнок словами персонажа, сумел поставить себя на его место, а это требовало высокой творческой активности.
Чтобы активизировать читателей и слушателей К.С. Станиславский советовал научиться определять в пьесе наиболее значимое событие по принципу его возможного исключения.
«А что случилось бы, если бы этого события в пьесе не было?», – спрашиваем мы у своих учеников.
Без сцены, в которой Королева издаёт указ, пьесы бы не было – так считали одни ребята. Другие были убеждены, что не менее значима сцена встречи Падчерицы с Месяцами. И они правы.
Но могла ли быть пьеса без встречи Падчерицы и Королевы? Безусловно, нет. И к ней предстояло привлечь особое внимание детей. «Королева и Падчерица встретились в лесу, но почему встреча произошла именно там?» - был задан вопрос. Прежде, чем ответить на него, важно было ещё раз вернуться в лес, побывать, посмотреть, как заботятся о нём Месяцы (называют его «дедушка – Лес», запирают на ночь, чтобы дать отдохнуть). Каждое действие пьесы начинается в лесу.
Одни ребята решили так: «Королева была ещё маленькой , и ей самой захотелось увидеть всё то, о чём она услышала от Мачехи». В этом прослеживается лишь сюжетная линия. Другие проникли в суть вопроса глубже: «Во дворце Королева не была бы так наказана», «В лесу она не смогла бы делать того, чего ей захотелось». Прочувствовав встречу Падчерицы и Королевы как психологический поединок, ребята приблизятся к сути конфликта. Эта сцена - кульминация драмы, т.к. там, в лесу, королевой является Падчерица, а на её санях, в её шубке возвращается домой Королева. Падчерица отстояла своё право на другую жизнь в родном лесу – жизнь без унижений.
Рассмотрим сцену встречи Падчерицы с Месяцами как сцену повышенной значимости. Чтение в лицах давало такую возможность. Каждому предстояло выбрать «свой» Месяц, описать или нарисовать его – создать сценический портрет, передать настроение данного времени года. Так рождался ещё один взгляд на знакомый текст, не позволяющий общению с пьесой.
Какими предстали Месяцы в воображении ребят? «Январь с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками», «Май – нежно – зелёный с весёлой стремительной походкой, с зеленоватыми кудрями, со звонким голосом, состоящим из птичьего щебетания», «Братец Апрель - в зелёном плаще накинутом на плечи, с длинным волшебным посохом, от которого на поляне оттаивает снег и появляются подснежники.»
«А какие подснежники в пьесе, чудесные или обыкновенные? И почему именно для Падчерицы расцвели они среди зимы?», - спросим мы у своих учеников.
Вот какими представляют их наши дети: «Первый цветок был похож на звёздочку», «В сказке они более крупные, яркие, красивые, чем в жизни», «Когда ещё лежит снег на земле, они стоят на своей тонкой ножке и покачиваются, как колокольчики», «Добрым людям цветы кажутся чудесными, а злым – обыкновенными, в сказке они – особенные, спасают Падчерице жизнь».
Долго думая над финалом пьесы, Маршак решил вернуть Падчерицу из сказки в реальную жизнь. Но финал пьесы не закончен.Это даёт возможность продолжать сказку.
Попробуем задать ребятам вопрос: «Представь, что тебе предстоит продолжить пьесу. Где и как могли бы встретиться Королева и Падчерица лет через пять?».
Из детских работ следует, что финал может быть разным. Королева одна гуляет по лесу, вступает в разговор. Тон покровительственный и властный.
Падчерица не стремится к общению с высокопоставленной особой – каждый остался жить в своём мире. И всё это можно передать в коротком диалоге.
Или другой финал говорит о том, что ничего не забыто.Случай с подснежниками связал судьбы героев. Королева может поведать Падчерице о своей жизни.
Смысловая насыщенность диалога, его ценность, присутствие подтекста – показатели высокого уровня творческих возможностей ребят. Живое отношение к драматическому действию как к сиюминутному событию, взгляд героев со своей точки зрения – это творческий процесс, в котором огромную роль играют образное мышление и творческое воображение. Каждый урок – новая грань знакомства с драмой.
Универсальные возможности «трудного» жанра позволили, вовлекать всё больше и больше детей, воспитывать в них нравственные качества, не снижать тонус их творческой активности.
Список литературы:
[1.Детская литература: учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец.№ 03.08 «Дошк. воспитание»/В.П.Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
2. Магдиева, С. С. Изучение драматических произведений на уроках литературы : учебное пособие /С. С. Магдиева. – Ташкент : ТГПИ имени Низами, 2004. – 98 с.
3. Методика преподавания литературы : учебник для пед. вузов : в 2-х ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М. : Просвещение, 2004. – Ч. 2. – 288 с.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
- Мне нравится (1)