Методическое объединение Опыт работы . «Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»
учебно-методический материал на тему
В статье я делюсь опытом своей работы по организации проектной деятельности младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustina_metodicheskoe_obedinenie_2.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
Опыт работы .
«Проектная технология, как средство формирования универсальных учебных действий»
Капустина Ю.С. , учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 50,
высшая квалификационная категория
СЛАЙД.2
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю Вам опыт моей работы по формированию УУД через проектную деятельность.
Цель работы: развитие личности младшего школьника и достижение планируемых результатов в соответствии с возможностями обучающихся и требованиями ФГОС НОО
Задачи: Создать условия для личностного развития
учащихся и формирования универсальных учебных действий.
- Сформировать положительную мотивацию к обучению и познанию.
- Обеспечить достижение всеми учащимися предметных результатов.
(цель и задачи представлены на слайде)
СЛАЙД 3
Анализируя свою педагогическую деятельность я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих обучение детей в начальной школе и переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Актуальность ФГОС нового поколения
– Повышение роли проектных методов обучения в современном обществе.
В послании президента России Владимира Владимировича Путина к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. подчеркнуто, что в школе нужно активно развивать творческое начало, учить самостоятельно мыслить, работать в команде, решать нестандартные задачи, воспитывать культуру исследовательской работы .
СЛАЙД 4
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать следующие универсальные учебные действия, установленные ФГОС НОО:
Личностные
- испытывая чувство радости узнавания нового
- младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе
- формируется мотивационная основа учебной деятельности
Познавательные :
- самостоятельно находить информацию
- анализировать ,
- выдвигать гипотезы,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- находить несколько вариантов решения проблемы
Регулятивные :
- ставить цели,
- планировать процесс
- контролировать и корректировать свою деятельность
- оценивать ход, результат своей деятельности
Коммуникативные :
- выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы
- умения вступать в диалог, вести дискуссию,
- задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения
СЛАЙД 5
Метод проектов я начала использовать в своей работе с 2009 года . Изучала опыт педагогов , анализировала собственную деятельность . При организации проектной деятельности я столкнулась с трудностями:
- подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить выполнение задания родителям.
- при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
- переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
- подготовка к использованию метода проектов занимает достаточно много времени;
- трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль.
- возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе.
Со временем я разработала собственную программу организации проектной деятельности в начальной школе.
Чаще всего метод проектов я использую на обобщающих уроках после изученных тем по предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, а также во внеурочной деятельности
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Есть мнение , что полноценная проектная деятельность в начальной школе невозможна. Но я считаю, что проектной деятельностью заниматься можно, нужно только её правильно организовать , учитывая возрастные особенности учащихся.
СЛАЙД 6
Поэтому я выделили два этапа формирования навыков проектной деятельности
Подготовительный этап (это 1 и 2 класс)
Основной этап (3-4 классы )
СЛАЙД 7
Есть разные классификации проектов. Меня интересуют представленные на слайде. проекты:
- Информационные(1-4 класс)
- Творческие (1-4 класс)
- Исследовательские (3-4 класс)
СЛАЙД 8 -10
В 1классе введение в проектную деятельность
В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать
индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только
индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам.
Провожу интерактивные игры, направленные на формирование навыков сотрудничества .
В первом классе в основном все проекты носят творческий и информационный характер , дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
СЛАЙД 11
Во 2 классе дети уже умеют читать, имеют навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Можно включить не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Можно увеличить степень самостоятельности детей в работе над проектом. (дать перечислением)
Так же во 2 классе мы решаем проектные задачи, как прообраз проектной работы .Учу не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
Основной этап ( 3 и 4 класс)
СЛАЙД 12
3 класс это целенаправленное изучение основ проектной деятельности
В 3 классе формирую умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать , наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы на основе упражнений , которые предлагает доктор психологических и педагогических наук Александр Ильич Савенков.
В 3 классе ученики знакомятся со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления.
Осуществляются коллективные проекты в которых степень самостоятельности учеников выше , чем в первом и втором классе.
СЛАЙД 13-16
В 4 классе закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами. Увеличивается степень самостоятельности учащихся при работе над проектами. Выявляются и поддерживаются , те учащиеся , которые показывают высокий уровень сформированности универсальных учебных действий. Они готовят индивидуальные исследовательские проекты. Участвуют в различных мероприятиях где могут продемонстрировать свои исследовательские умения.
СЛАЙД 17
Показателем результативности и эффективности разработанной программы является предметные знания моих учеников и уровень формирования универсальных учебных действий,
СЛАЙД 18-19
Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике качества знаний по основным предметам.
СЛАЙД 20-24
Я провожу диагностику УУД в начале реализации программы и на выходе из начальной школы. Для диагностики УУД я использую учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать»
Результаты диагностики подтверждают рост учебной мотивации, личностных, метапредметных УУД.
СЛАЙД 25-28
На следующих слайдах вы видите активность моих учеников
Таким образом, реализация программы по организации проектной деятельности в начальной школе позволяет мне решить поставленные выше задачи, т.к.
1) Повышается качество знаний учащихся
2)Учащиеся активно участвуют и показывают высокие результаты в различного рода конкурсах и мероприятиях, связанных с проектной деятельностью
3)Результаты наблюдений и анкетирования учащихся позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности
СЛАЙД 29-30
Результаты наблюдения показывают при переходе в основную школу мои выпускники быстрее других учащихся адаптируются к обучению в 5-ом классе, но и сохраняют и даже приумножают качественные показатели обучения, по-прежнему демонстрируя высокую познавательную активность и успешное участие в различного рода конкурсах и проектах.
СЛАЙД 31
Своё выступление я хотела бы завершить стихотворением С. Я. Маршака, которое он написал в 1964 году.
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...
Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знан...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»
В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в н...
Педагогический проект "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Данный практико-ориентированный педагогический проект представляет собой описание организационно-педагогических условий использования системы проектных задач как средства формирования универсальных уч...
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"....