«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»
статья по теме

Селезнева Елена Владимировна

В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в начальной школы, представлен опыт работы учителя в данном направлении

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность
как средство формирования универсальных учебных действий»

Учитель начальных классов: Селезнева Елена Владимировна

В современном обществе наблюдается стремительное изменение системы образования. В условиях ускорения  темпов развития встает необходимость вооружить современного школьника универсальными способами действий   как для получения знаний и формирования навыков по предметным дисциплинам, так и для умения принимать правильные решения в жизненных ситуациях. Именно сформированные универсальные учебные действия помогут ребенку  развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования  ставят во главу угла:  «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Развитие личности  обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В более узком  значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

К иновационным  методам и формам обучения, которые дадут возможность  вооружить школьника такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся общества принадлежит метод проектов.

Работая над проектом,  ребенок учится определять цель совей деятельности, составлять план действий по достижению результата; работать  по составленному плану,  сопоставляя получаемый результат с исходным замыслом; анализируя свою работу, учится определять причины возникающих затруднений и находить  способы выхода из проблемных ситуаций, формируя тем самым регулятивные универсальные учебные действия.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,  сеть Интернет; сопоставлять эту информацию и использовать ее для достижения цели.

Работая над групповыми проектами, младшие школьники поставлены в условия совместной деятельности с одноклассниками, когда необходимо организовать взаимодействие всех участников проекта, четко распределить обязанности и роли, договориться друг с другом для более быстрой и слаженной работы. В опыте совместной работы у школьников формируются коммуникативные УУД. Дети учатся  прогнозировать последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:

1.Мотивационный этап

2.Этап планирования

3.Информационно — аналитический этап

4.Этап реализации проекта

5.Защита проекта

6.Этап рефлексии

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.

Организуя образовательный процесс в своем классе, я особое место отвожу организации проектной деятельности, как одному из основных путей достижения успеха младшим школьником. Именно в этом возрасте важно заложить фундамент овладения методами реализации проектов.

Тему первого коллективного проекта для первоклассников в самые первые дни пребывания в школе задала необходимость познакомиться со всеми одноклассниками, запомнить их имена. Так, появилась идея подумать над формами, благодаря которым  знакомство произойдет быстро, весело и интересно. Дети, опираясь на свой жизненный опыт и  на советы родителей предложили разные варианты реализации основного проекта«Моё имя», которые стали его подпроектами: учащиеся предложили провести опрос для представления статистических данных по количеству совпавших и несовпавших имен среди своих одноклассников,  разделившись по группам,  первоклассники  на конкурсной основе отобрали единый шаблон бэйджа для всех учащихся класса. Каждый участник проекта, используя компьютер и принтер по шаблону изготовил для себя свой собственный бэйдж.
Защищая проект, все дети уже помнили имена своих одноклассников и поделились найденной информацией о происхождении и значении своего имени, представили игры с использованием запоминания имен.

Актуальность темы данного проекта  заключается в том, что предметно-содержательная область проекта объединила разные предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок изготовил свой собственный бэйдж,  получив определенный навык работы с клавиатурой, знание о правиле написания имен собственных, опыт социального взаимодействия при организации опроса, отрабатывая навык счета . Структура проекта – блок теоретических знаний, практическая деятельность,  исследовательская работа. Доминирующая деятельность в проекте – учебно –исследовательская, творческая и поисковая.

На подготовительном этапе неоценимую помощь и поддержку оказали родители. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали сами учащиеся в ходе работы над проектом.
Темы:1.Из истории имен. 2. Конкурс «Цвет и стиль бэйджа» 3. Исследование «Наши имена»  4. «Угадай-ка». Игры с именами  6. Игра «Типография» 7. Презентация.

В рамках проекта проводилась рефлексия и диагностика. Следует отметить, что такие показатели, как самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения стали выше, чем до выполнения проекта. Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, который был значим и интересен для детей. Дети выступали в роли исследователей, статистов, историков, художников, дизайнеров, наборщиков, редакторов. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась. В процессе работы над проектом первоклассники приобрели определенные компетенции – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.  Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции, совместная работа очень сдружила учеников. При реализации проекта   дети настолько  были  заинтересованы общим делом, что использовали время, отведенное для отдыха.  Коллективные проекты стали любимыми для учащихся. В четвёртом классе в качестве коллективных проектов были выбраны такие как «Электронный справочник для ученика начальной школы по русскому языку»., «Электронный справочник для младших школьников по математике». Также помимо коллективных в практику уверенно вошла индивидуальная исследовательская проектная деятельность. В конце 1 триместра состоялась защита своих первых индивидуальных исследовательских проектов. Во время защиты использовались разные формы представления: игра, презентация, фотовыставка, видеосюжет. Темы проектов охватили разные предметные области: окружающий мир, экология, техника, культура и искусство.

Проектная деятельность выступает в роли эффективного средства формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

2. Не сдерживайте инициативы детей;

3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений;

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

В начальной школе, используя на уроках проектную  деятельность, учитель стремится развивать у учеников следующие универсальные учебные действия:

 научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

 размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

 принимать самостоятельные аргументированные решения;

 самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины;

 активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы;

 взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Асмолов А. Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. —  М.: Просвещение, 2010.-152с.

3. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.

  1. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.
  2. http://newfound.ru/studentu/vystuplenie-na-shmo-proektnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-formirovaniia-uud/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

         Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знан...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА     Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...