УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Андриянова Е.В.
г. Липецк, МБОУ гимназия№1
УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно”
Л.Н.Толстой
Качество образования сегодня определяется не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивым стремлением к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту. Сегодня в современном мире идёт ориентирование не на предметные знания и умения, а на метапредметные умения и компетентности и отдаётся предпочтение развитию универсальных умений, которые могут обеспечивать успех в самых разнообразных ситуациях и условиях (не только учебных, но и личностных, самообразовательных, жизненных).
Особое внимание уделяется оценке того, как школьники овладевают различными способами обучения и оценке метапредметной компетентности. Здесь подразумевается умение применять знания, полученные в одной предметной области, при решении задач из другой. Использовать знания, полученные в рамках различных предметов, для решения практических задач и многое другое. Научиться сотрудничать, общаться со сверстниками и взрослыми, людьми разных национальностей и культур, активно участвовать в жизни общества, самостоятельно организовывать свою деятельность, быть готовым к решению разнообразных проблем и использованию новых технологий.
Основы таких компетентностей закладываются и формируются именно в начальной школе и от того, насколько они были получены на данной ступени, зависят качество и эффективность последующего образования. При этом надо помнить, что полноценное становление компетентностей такого типа требует усиленной работы самого школьника, причем на протяжении всего периода обучения. Ведь чтобы научиться общению, надо в нем участвовать, осваивать языки, разнообразные приемы разговора, приобретать собственный опыт объяснения, рассказывания, критики, отстаивания той или иной позиции.
Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, профессор В.Р.Кучма, выступая на слушаниях в Государственной Думе, сообщил, что только у половины первоклассников физическое развитие соответствует стандартам. 58% школьников имеют хронические заболевания. И, к сожалению, эти тенденции сохраняются.80% первоклассников ежедневно выполняют домашние задания, хотя это запрещено санитарным законодательством.
Сегодня обсуждается дошкольная подготовка детей: она рассматривается как воспитание, обучение, выравнивание стартовых возможностей. Но насколько шестилетние дети готовы к систематической работе? Ведь в этом возрасте 70% имеют различные функциональные нарушения, у каждого четвертого – группа здоровья третья, к первой относятся только 5%. Конечно, немало детей поступает в школу с шести лет и хорошо учится. Но по медицинским данным среди них в два раза больше тех, кто за время учебы приобретает болезни органов кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервные болезни. Не учитывать всего этого нельзя.
В большинстве исследований отмечается, что отклонения в состоянии здоровья зависят от объема и интенсивности учебной нагрузки. Проявления повышенной невротизации обнаружены у большинства (до 80%) учащихся школ нового типа. По данным Института возрастной физиологии РАО и других институтов, фактическая учебная нагрузка в начальных классах колеблется от 5 до 6 часов в день, а вместе с приготовлением домашних заданий составляет более 8 часов. К завершению начальной школы число гармонично развитых детей уменьшается в 2 раза и составляет 34%.
По данным Министерства образования и науки, опубликованных в средствах массовой информации, 40% детей не хотят ходить в школу, 50% не удовлетворены школьным обучением и только 10% радуются встрече с учителем. 70% родителей недостаточно высокого мнения о профессиональных и личностных качествах школьных учителей.
Таким образом, сегодня мы наблюдаем разрыв между реальными потребностями обучающихся и предлагаемыми образовательными услугами.
И сегодня очень важно улучшать качество образования по следующим положениям:
- Результаты, которые учащиеся демонстрировали и демонстрируют в обучении, включая знания, умения, личную позицию и участие в общественной жизни.
- Педагогический процесс, где на первом месте стоят интересы ребенка, и создаются такие условия обучения, которые обеспечивают эффективность образования каждого.
- Содержание образования (адекватные учебные планы и программы, соответствующие кругу компетентностей, задаваемых ФГОС).
- Образовательные системы и среда обучения (их экологичность, безопасность), обеспечивающих необходимыми ресурсами и условиями каждого ребенка.
- Здровье ребёнка и его мотивация к обучению.
- Важнейшим субъективным фактором, влияющим на всю систему образования, является учительский потенциал. Именно от усилий и профессионализма каждого конкретного педагога напрямую зависят доступность, качество и эффективность образования для каждого ученика.
ФГОС предъявляет новые требования к содержанию профессиональной деятельности учителя. К ним относятся:
- создание условий, как для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни, так и для проявления его активности, творчества и ответственности;
- формирование мотивации к образованию;
- опора на самостоятельность ребенка в обучении;
- инициативность, творчество и социумная культура учителя.
В современном обществе центральная и основная функция педагога – помощь в образовании школьника. Она осуществляется путем использования открытой образовательной среды. Учитель организует образовательный процесс для конкретного учащегося либо для целой группы и создает условия для выбора ресурсов.
Функция помощи - содействия реализуется и другими путями. В их число входят и отбор содержания образования, который производится по-новому (с использованием материала, самостоятельно найденного учащимися), и межпредметная интеграция знаний, и опора на жизненный опыт учеников. Еще один путь – использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных, исследовательских, оценочно - рефлексивных). Он способствует становлению компетентностей: информационной, социальной, личностной. Благодаря этому обучение приобретет практикоориентированный характер, обеспечивающий развитие умения решать как предметные, практические, так и метапредметные задач.
Новые технологии расширяют сферу профессиональной деятельности учителя, который становится координатором, организатором, помощником, консультантом, и предполагают работу в команде с психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, методистом, другими специалистами, а также с учеными. Они изменяют характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в его широком понимании.
Успешная реализация функции содействия образованию школьника предполагает:
- усиление субъектной позиции педагога;
- его высокую мобильность и гибкость;
- развитие управленческих способностей;
- повышение ответственности за качество и результат образования;
- профессиональный и личностный рост, непрерывное самообразование и саморазвитие.
Модернизация начальной школы является ключевым звеном совершенствования образования, поскольку именно она задает направление творческого саморазвития личности на весь дальнейший жизненный путь. Осознание этого привело к разработке Нового стандарта начального образования. Данные документы предполагают развитие гуманистических принципов, а состояние детской души должно стать основным показателем успешности системы начального образования.
Литература:
- Делор Ж. Образование – скрытое сокровище // Известия Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI в. – Белград, 1996г.
- Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО “Образование для всех”: российское видение. – СПб, 2007г.
- Котова С.А. Проблемы качества современного начального образования. Электронный журнал об образовании 03.02.2010г.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004г.
- Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения, среда обитания». – М., 2003г.
- Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. – СПб, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль интеграции в системе начального образования".
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыта важность здоровьесберегающих технологий и предложены ряд упражнений для снятия напряжения глаз. А также здесь вы можете найти различные игры, используемые на физминутках...
Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Шатурторф Доклад на МО классных руководителей «Формиров...
Значение урока по краеведению в системе начального образования петербуржца
Материал по краеведению...
Primary schools in Great Britain and in Russia (Система начального образования в России и Великобритании)
В презентации предоставлена информация о системе начального образования в Великобритании и России. Также презентация содержит в себе увлекательные упражнения для учащихся начальной школы....
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.
Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.
Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...