Александринский театр (смысловое чтение)
методическая разработка (4 класс) на тему

Дьякова Наталия Николаевна

Понятие “смысловое чтение” определяет не только восприятие напечатанного на бумаге текста, а еще и восприятие видеотекста и аудиотекста.

 

Любая, а тем более языковая школа тщательно учит учащегося работать над всеми видами текста, и чем старше становится ученик, тем сложнее предлагаемый ему для изучения вид текста,  тем важнее скрупулезный подбор учителем пропедевтических составляющих процесса восприятия учеником любого вида текста, дальнейшего его осмысления и полноценного понимания.

 

В предложенном из опыта моей работы материале, составленном для наилучшего понимания и восприятия содержания видеосюжета “Александринский театр”  для урока истории и культуры Санкт-Петербурга показаны все основные виды предтекстовой, текстовой и послетекстовой работы, апробированные мною не однажды.

 

Примерно такие же работы выполнены мною по рассказам Л.Н.Толстого “Прыжок” и “Акула”, изучаемым на уроках литературного чтения в 4-ом классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_k_zachetu_v_word.docx446.22 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания

Зачетная работа

слушателя дополнительной образовательной программы

«Преподавание РКИ»

Дьяковой Н.Н.

по курсу «Звучащий текст как объект методики»

Преподаватель:

              к.п.н., доц.кафедры РКИ и методики его преподавания

 Гончар И. А.Н.

Санкт-Петербург

2016

Александринский театр

  • Экскурсия по городу

Источник:

5 канал  11.10.2015

(2’41”)

1.Прочитайте комментарий, необходимый для понимания видеотекста:

  • Императорский Александринский театр – петербургский театр, один из старейших драматических театров России. Основан в 1756 году как Русский театр для представлений трагедий и комедий.
  • Россия – Российская империя.
  • Императорские театры России – театры, существующие за казенный счет, находившиеся в ведении царского двора; назывались придворными театрами.
  • Пьеса «Маскарад» - драма Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), русского поэта, прозаика, драматурга, художника.
  • Волхвы –  древнерусские волшебники, гадатели, лекари,

умели искать воду, предсказывали будущее.

волхв.jpeg

Что Вы представляете, услышав слова «театр», «режиссер», «пьеса»?

Как Вы думаете, о чем будет видеотекст?

Лица, названные в тексте видеосюжета

Карл Иванович Росси

(1775-1849)

– российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Росси.gif

Императрица Александра Федоровна

(1798 – 1855)

- супруга российского императора Николая  I (1796 – 1855), мать императора Александра II (1818 – 1881), императрица российская, урожденная принцесса Шарлотта.

Жеена Николая 1.jpeg

Теляковский Владимир Аркадьевич

 (1860-1924)

– последний директор Императорских театров, русский театральный деятель, администратор, мемуарист.

Teljakovsky-v-a2.jpg

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

(1874 – 1940)

 -  русский советский театральный режиссер, актер и педагог; создатель актерской системы, получившей название «биомеханика».

мейерх.jpg

2. Выясните по двуязычному словарю значение следующих слов и выражений, запишите их перевод в таблицу.

Слово и словосочетания

Значение

зодчий

баланс

фундамент

пропорция: идеальная пропорция

акустический/ акустические: акустические возможности

идеальная, ср. идеал

чан/чаны (для чего?): чаны для сбора воды

емкость/емкости

свая/сваи: фундамент расположили на 5 тысячах свай

болото: заболоченный участок

дарить (что?): дарить цветы даровать (что? кому?): даровать имя театру

Слово и словосочетания

Значение

звать (кого? как?): звали ее Александриной

составлять/составить (что?): составляет пропорцию

нарушать/нарушить (что?): нарушить баланс

оставаться/остаться (чем?): оставаться лучшим зданием

построить (что?),

постройка: качество постройки

соотносить (что?).                            

 соотношение: соотношение длины, ширины и высоты

реформировать (что?),                             реформатор (чего?): реформатор театра

авангардный, ср. авангард

3. Составьте словосочетания, соединив между собой слова. Работайте в паре с соседом по парте.

Глагол (infinitive)

Существительное

1. сохраниться (где? в чем?) 6

a. этаж

2. слышать (в ком? в чем ?) 6

b. архив

3. затопить (кого? что?) 4

c. ремонт

4. поместить (куда? во что?) 4

d. улица

5. пригласить (кого?) 4

e. 19 спектаклей

6. продержаться (без кого? без чего?) 2

f. режиссер

7. слышать (о ком? о чем?) 6

g. детали

8. поставить (кого? что?) 4

h. здание

9. рассказать (каким образом? в чем?) 6

i. Вы

10. начинаться (от кого? от чего?)2

j. подвалы

4. Прочитайте вслух цепочки слов. Последнее звено каждой цепочки повторите, не смотрите в текст.

Имя - имя театру - имя театру даровала - имя театру даровала императрица  - имя театру в 1837 году даровала императрица  - имя театру в 1837 году даровала императрица Александра Фёдоровна.

Документ - сохранился документ - в архиве сохранился документ - в архиве сохранился документ, свидетельствующий о том   - в архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что место для театра -в архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что место для театра помогали выбирать  - в архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что место для театра помогали выбирать волхвы  - в архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что место для театра Росси помогали выбирать волхвы.

Зал - зрительный зал - в зрительном зале можно -  в зрительном зале можно слышать - в зрительном зале можно хорошо слышать  - в зрительном зале в любой точке можно хорошо слышать  - в зрительном зале в любой его точке можно хорошо слышать голос  - в зрительном зале в любой его точке можно хорошо слышать голос человека -  в зрительном зале в любой его точке можно хорошо слышать голос даже неподготовленного человека.      

5. Посмотрите видеосюжет. Сформулируйте его главную мысль одной фразой. Во время просмотра определите порядок следования микротем текста.

Микротемы видеотекста “Александринский театр”

  1. Имя театра.
  2. Выбор места для постройки театра.
  3. Улица Зодчего Росси.
  4. Знаменитый реформатор театра.
  5. Лучшее театральное здание в  России.
  6. Секреты фундамента театра.

6. Ответьте на вопросы по тексту видеосюжета.

  1. Почему улицу Зодчего Росси считают самой гармоничной в мире?
  2. По какой причине здание Александринского театра называют лучшим театральным зданием в России?
  3. Что может случиться, если вокруг театра начнут земляные работы?
  4. Какой известный театральный режиссер работал на подмостках Александринского театра?
  5. Кого изображают две скульптуры, показанные в видеосюжете?

  1. Посмотрите видеосюжет второй раз. После этого отметьте в матрице, соответствует ли данное высказывание содержанию текста:

N

Вопрос

Да

Нет

1.

Улица Зодчего Росси  имела название Театральной.

да

нет

2.

Театр носит имя  дочери императрицы.

да

нет

3.

Место для театра выбрал архитектор Росси.

да

нет

4.

Всеволод Мейерхольд – знаменитый театральный режиссер.

да

нет

5.

Все названные в тексте родились в России.

да

нет

6.

Здание театра – одно из лучших театральных зданий страны.

да

нет

Задания

7.  Александру  Федоровну называли Александриной … .

  1. императоры ближних стран
  2. ближайшие ей члены семьи
  3. находившиеся вблизи артисты

8. Здание театра считается лучшим в России потому, что … .

  1. оно самое современное
  2. много посадочных мест
  3. имеет прекрасные звуковые особенности

9. В подвале театра поместили … .

  1. бочки для питьевой воды
  2. емкости для накопления подземной воды
  3. резервуары для технической воды

10. Владимир Теляковский … .

  1. заинтересовался личностью Мейерхольда
  2. не слышал о нем ничего
  3. считал его плохим человеком

11. Здание театра … .

  1. не требовало ремонта более полутора веков
  2. часто ремонтировалось
  3. было перестроено из-за наводнения

12. Передовой режиссер … .

  1. поставил почти два десятка пьес
  2. перестроил здание театра
  3. написал мемуары о театре

Закончите предложения в соответствии с содержанием текста. Продолжите фразы по смыслу и запишите в матрице:

13. Театральная улица – это первое…

14. В архиве театра хранится необычный документ о том, что…

15. Корреспондент объясняет невозможность  земляных работ у театра опасением…

16. Первый этаж театра был затоплен водой из-за того, что…

17. Знаменитым реформатором театра в репортаже называют …

18. Драму М. Ю. Лермонтова ставили в театре и после войны, а …

7.Вопросы для обсуждения после выполнения теста.

 Есть ли в Вашем городе театр? Расскажите о нем.

 Что Вы знаете о других театрах Санкт-Петербурга? Какие театры посещали? Какие спектакли смотрели? Расскажите о них.

 Какие российские режиссеры театра и кино Вам известны? Творчество какого из них Вам по душе? Подготовьте устное сообщение о нем к следующему уроку.

 Подумайте, что для Вас важно: беречь и сохранять исторические здания театров или строить новые, технически более совершенные? Может быть, Вы видите другие решения? Обменяйтесь мнениями с товарищем.

Подготовьтесь к диспуту, разбившись на группы.

Какие красивые улицы Санкт-Петербурга Вам известны? Есть ли такие в Вашем городе? Расскажите о них.

Посмотрите продолжение видеосюжета об Александринском театре:

www.5-tv.ru/video/10217202

Ответы

  1. Улица Зодчего Росси.
  2. Имя театра.
  3. Лучшее театральное здание в  России.
  4. Выбор места для постройки
  5. Секреты фундамента театра
  6. Знаменитый реформатор театра.

Глагол

Существительное

1. сохранился (где? в чем?) 6

b.  в архиве

2. слышать (в ком? в чем ?) 6

d. в зале

3. затопила (кого? что?) 4

a. этаж 

4. поместили (куда? во что?) 4

j.  в подвалы

5. пригласил (кого?) 4

f. режиссера

6. продержалось (без кого? без чего?) 2

c. без ремонта 

7. слышал (о ком? о чем?) 6

I.  о Вас

8. поставил (кого? что?) 4

e. 19 спектаклей 

9. расскажу (каким образом? в чем?) 6

g. в деталях 

10. начиналась (от кого? от чего?)2

h. от здания 

N

Вопрос

Да

Нет

1.

Улица Зодчего Росси  имела название Театральной.

да

нет

2.

Театр носит имя  дочери императрицы.

да

нет

3.

Место для театра выбрал архитектор Росси.

да

нет

4.

Всеволод Мейерхольд – знаменитый театральный режиссер.

да

нет

5.

Все названные в тексте родились в России.

да

нет

6.

Здание театра – одно из лучших театральных зданий страны.

да

нет

Задания

7.  Александру  Федоровну называли Александриной

  1. императоры ближних стран
  2. ближайшие ей члены семьи
  3. находившиеся вблизи артисты

8.  Здание театра считается лучшим в России потому, что:

  1. оно самое современное
  2. много посадочных мест
  3. имеет прекрасные звуковые особенности

9.  В подвале театра поместили

  1. бочки для питьевой воды
  2. емкости для накопления подземной воды
  3. резервуары для технической воды

10.  Владимир Теляковский

  1. заинтересовался личностью Мейерхольда
  2. не слышал о нем ничего
  3. считал его плохим человеком

11. Здание театра

  1. не требовало ремонта более полутора веков
  2. часто ремонтировалось
  3. было перестроено из-за наводнения

12. Передовой режиссер

  1. поставил почти два десятка пьес
  2. перестроил здание театра
  3. написал мемуары о театре

13.  Театральная улица – это первое название улицы Зодчего Росси.

14. В архиве театра хранится необычный документ о том, что место для театра помогали выбирать волхвы.

15. Корреспондент объясняет невозможность  земляных работ у театра опасением нарушить баланс грунтовых вод.

16. Первый этаж театра был затоплен водой из-за того, что попытались ликвидировать чаны для сбора грунтовых вод.

17. Знаменитым реформатором театра в репортаже называют Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

18. Драму М. Ю. Лермонтова ставили в театре и после войны, а режиссер умер еще до войны.

Значения слов

  • Фундамент – часть здания, сооружения, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.
  • Чан, -ы – большой железобетонный или кирпичный резервуар прямоугольной формы.
  • Свая, -и – бревно, брус, забитый в грунт для придания прочности фундамента.
  • Грунтовые воды – подземные воды, находящиеся выше первого водонепроницаемого слоя грунта. Источником их образования служат атмосферные осадки.
  • Баланс – равновесие, уравновешивание.
  • Авангардный – передовой, находящийся впереди других, в авангарде;важнейший.
  • Реформатор – преобразователь; тот, кто осуществляет реформу.
  • Зодчий – архитектор.
  • Пропорция – соразмерность, определенное соотношение частей между собой.
  •  Акустические – звуковые, соотносится по значению с существительным акустика (особенности распространения звука в помещении).

Рабочая матрица

Позиция

Правильный вариант ответа

I

1.

да

нет

2.

да

нет

3.

да

нет

4.

да

нет

5.

да

нет

6.

да

нет

II

7.

a

b

c

8.

a

b

c

9.

a

b

c

10.

a

b

c

11.

a

b

c

12.

a

b

c

III

13.

14.

15.

16.

17.

18.

      Не нужно лишних слов. Перед вами самая гармоничная улица в мире – улица Зодчего Росси. Соотношение ее длины, ширины и высоты зданий составляет идеальную пропорцию. А когда-то она называлась Театральной, потому что начиналась от здания Императорского Александринского театра.

     Имя театру в 1837 году даровала императрица Александра Федоровна. Это ее близкие звали Александриной.

     Здание Александринского театра до сих пор остается лучшим театральным зданием в России. Например, акустические возможности его сцены таковы, что в зрительном зале в любой его точке можно хорошо слышать голос даже неподготовленного человека. Ну а качество постройки таково, что без капитального ремонта здание продержалось 170 лет. Зато вот теперь ремонтируют!

    В архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что место для театра Росси помогали выбирать волхвы!.. Участок оказался заболоченным, но строительство все же началось.

    Фундамент расположили на пяти тысячах дубовых свай, а в подвалы поместили  специальные чаны для сбора грунтовых вод. Интересно, что в начале 30-ых годов XIX века эти емкости попытались ликвидировать. Тогда вода затопила весь первый этаж театра. И по сей день никакие земляные работы вокруг здания, построенного 170 лет назад, невозможны, потому что они способны нарушить баланс грунтовых вод.

     Именно в Александринский театр директор Императорских театров Теляковский в 1908 году пригласил самого авангардного режиссера того времени Всеволода Мейерхольда со словами: «Молодой человек, я слышал о Вас столько плохого, что решил – в Вас что-то есть». Знаменитый реформатор театра поставил здесь 19 спектаклей. Его «Маскарад» шел до 1947-ого года,  в то время как сам режиссер умер в сороковом. Но об этом я в деталях расскажу, когда мы сможем войти внутрь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...