«Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Есть в Сычевке внешне ничем не примечательный дом – однако, весьма заслуженный, с удивительной судьбой. Расположено это диво на берегу реки Вазуза «ШКОЛА». Здесь учителя с любовью и терпением лепят характер юного человека, повседневно заботясь о гармоничности его эмоционального и интеллектуального развития. 1 слайд Лично я, как учитель, не думаю что смогу решить все проблемы детства. Но я всегда в поиске новых идей, методов, приемов.
2 слайд
«Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель
научить школьника мыслить и мыслить творчески, креативно.
Уважаемые коллеги! В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения урока повышают познавательную активность обучающихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной и во внеклассной работе, а также лучшему усвоению нового материала.
Какую совокупность приемов, методов следует использовать, чтобы активизировать интерес и раскрыть творческий потенциал личности ребенка?
Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Заинтересовалась технологией слайд 3"Творческих мастерских" и сейчас активно пытаюсь применять её на практике.
Вы спросите меня, что такое творческая мастерская? Я отвечу на таком уроке учитель перестает быт учителем – он становится МАСТЕРОМ.
Слайд 4 Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал.
Слайд 5 Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество.
В процессе работы дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, рисуют, придумывают, мастерят.
Слайд 6 Типы мастерских зависят от:
– состава участников;
– целей и способов деятельности;
– времени продолжительности процесса.
Слайд 7 Принципы и правила ведения мастерской
-Все равны.
- Право каждого на ошибку, ругать детей за ошибки – непрофессионально. Каждый может ошибаться.
-Создание мастером «ситуаций успеха», учитель должен радоваться за успехи детей, а не приземлять их удивление, радость, восторг.
-Предоставление свободы в рамках принятых правил право выбора каждый оставляет за собой.
-Значительный элемент неопределенности, неясности, это рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологиче-
ский дискомфорт, появляется тогда желание выйти из него
-Диалоговость, нельзя учиться в одиночку. Обмен мнениями, знаниями, творческими находками- поощрается.
-Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская. Содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия практической деятельности мастера
на всех этапах мастерской.
Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Но он может включиться в работу "на равных" с участниками .
Слайд 8 Этапы работы:
- Индукция-создание проблемной ситуации с помощью задания, слова, предмета, воспоминания, стихотворения и т.д.
- Самоконструкция (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста)
- Социоконструкция (работа в парах, группах)
4. Афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера в аудитории и ознакомление с ними.
5. Социализация - Актуальна ли эта тема? Почему?
6. Разрыв — кульминация творческого процесс, которое побуждает к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературнымили научным источником. Нужны словари, энциклопедии, учебники.
7. Рефлексия — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской.
Слайд 9 В мастерской есть условия эффективной работы :
участвуй, будь открыт и активен;
· высказывай свою точку зрения в диалоге;
· общайся продуктивно;
· уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;
· будь готов к совместному творчеству,;
· создай настроение счастья, радости и поддержки
Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…
Практическую часть я начну с угощения, если позволите, уважаемые коллеги.
Почему я выбрала именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.
Я приглашаю вас на кухню, будем готовить творческую мастерскую с применением скрайбинга.
Слайд 10 Практическая часть
«Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности с применением скрайбинга»
Слайд 11 Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.привести примеры
Простыми словами скрайбинг – это образные рисунки, замена слова картинками, схемами, графиками.
Индукция.
Орг. момент
Слайд 12 ПРИТЧА Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие.
А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:
- Наполни её тем, чем сочтете нужным!
- Человек первым опустил в корзину доброту.
Слайд 13 Что такое доброта?щелчок на слайде
(Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой)
Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.
Подумайте, пожалуйста, о каких человеческих ценностях мы будем с вами говорить.
( О доброте)
Слайд 14Тема нашей работы : «?»
Цели поставим нашей работы по теме
Игра «Магнит» Какие слова «притягиваются» к слову «доброта »?
Самоконструкция Поработайте в качестве рекламного агента.
Когда я слышу слово доброта, я вижу (что вы видите? нарисуйте )
Дружит солнце с ветерком
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Ответы
Социоконструкция (работа в парах, группах) На этом этапе мы начинаем составлять скрайбинг.(слова заменяются картинками, рисунками и схемами) Какое высказывание можно взять в качестве эпиграфа? Коллективно выбираем одно высказывание. Кто –то один объясняет почему? (подходит к теме занятия)
Слайд 15 Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.
- Доброта открывает двери к счастью .
- Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить.
(записываем в свой скрайбинг) щелчок на слайде музыка
Афиширование (защита скрайбинга)
Любой учитель, объясняя школьный материал с мелом у доски, по сути, является вот таким скрайбером.
Немножко отдохнем.
Слайд 16 Представьте, что у вас в руках маленькая беспомощная бабочка. Она промокла, замёрзла. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них бабочку . Согрейте её. Подышите на неё, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с бабочкой добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что бабочка радостно взлетела, улыбнитесь ей и не грустите, помашите ей руками, она ещё прилетит к нам.
Социализация Актуальна ли эта тема? Почему?
На этом этапе вы на этот вопрос ответите сами, а я вам помогу. Поработаю скрайбером, расскажите , что я изобразила с помощью схем.
итог
Разрыв
Слайд 17 Сказка
Жил был кролик. Он был добрый и вежливый. Однажды шел по лесу домой , любовался природой и напевал песню. На его пути была огромная пещера, в которой жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее. Выглянет не надолго и прошипит: «Какое противное солнце! А зелень! Глаза болят! Ш-ш-ш!» И снова спрячется. Вдруг небо потемнело, грянул гром, подул сильный ветер и полил дождь. Кролик подбежал к пещере , постучал и вежливо спросил:
-Уважаемая пещера! Разрешите мне , пожалуйста, войти и переждать дождь. В ответ он услышал: Чего? Ш-ш-ш.
Кролик испугался, задрожал, а потом понял, кто здесь живет и извинился:
-Простите, я не знал, что здесь занято. Всего доброго! До свидания! Не смею вас беспокоить.
И со всех ног бросился бежать домой. Змея выползла и зашипела:
-Ш-ш-ш! Ох, уж эти вежливые кролики!
Понравилась, сказка? Кролика выручила вежливость. Значит, она всегда рядом с добротой. А еще кто еще дружит с добротой.
Заглянем в салатницу .
Милосердие, сострадание, скромность, благожелательность, бескорыстие, уважение, отзывчивость, заботливость.
Слайд 18 А теперь полученные новые знания сверим со словарем.
Какой мы можем теперь сделать вывод и подвести итог.
стихи Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
7. Рефлексия
Мешаем, пробуем. Мне нравится, очень вкусно
-
Слайд 19 Итог для детей: Сегодня в вашем сердце еще сильнее расцвели необходимые человеческие качества – это милосердие, сострадание, трудолюбие , бескорыстие, сочувствие и конечно доброта.
Итог для жюри: Уважаемы жюри! Я вам сейчас показала фрагмент работы творческой мастерской с применением скрайбинга. Спасибо за внимание! Но! Сегодня 1 февраля –по народному Макарьев день. Святой Макарий Великий был отшельником. В возрасте 40 лет он получил он получил дар чудотворения. Макарий на Руси считался великим исцелителем. И с той поры в этот день, если есть хоть возможность, ходят к бабушкам-травницам. Или дома заваривают чай из кипрея, зверобоя, шиповника. Я вас утомила. Заварите чай сегодня. Пусть напиток придаст вам сил. А они вам пригодятся. Впереди еще одна встреча с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.
Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...
Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...
Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....
Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.
Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....
Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016
Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников в условиях современной шк...
Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...