«Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности»
методическая разработка на тему

Беляева Жанна Михайловна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_belyaevoy.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Мастер-класс

   Есть в Сычевке внешне ничем не примечательный дом – однако, весьма заслуженный, с удивительной судьбой. Расположено это диво на берегу реки Вазуза «ШКОЛА». Здесь учителя с любовью и терпением лепят характер юного человека, повседневно заботясь о гармоничности его эмоционального и интеллектуального развития. 1 слайд Лично я, как учитель, не думаю что смогу решить все проблемы детства. Но я всегда в поиске новых идей, методов, приемов.

 

2 слайд

 «Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности»  

    Цель

         научить школьника мыслить и мыслить творчески, креативно.

   Уважаемые коллеги! В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.    В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения урока повышают познавательную активность обучающихся  и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной и во внеклассной работе, а также лучшему усвоению нового материала.

Какую совокупность приемов, методов следует использовать, чтобы активизировать интерес и раскрыть творческий потенциал личности ребенка?

  Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Заинтересовалась технологией слайд 3"Творческих  мастерских" и сейчас активно пытаюсь применять её на практике.

 Вы спросите меня, что такое творческая мастерская? Я отвечу на таком уроке учитель перестает быт учителем – он становится МАСТЕРОМ.

Слайд 4 Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия  через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал.

Слайд 5 Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество.

   В процессе работы  дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, рисуют, придумывают, мастерят.

Слайд 6 Типы мастерских зависят от:

– состава участников;

– целей и способов деятельности;

– времени продолжительности процесса.

Слайд 7 Принципы и правила ведения мастерской

  -Все равны.

- Право каждого на ошибку, ругать детей за ошибки – непрофессионально. Каждый может ошибаться.

-Создание мастером «ситуаций успеха», учитель должен радоваться за успехи детей, а не приземлять их удивление, радость, восторг.

-Предоставление свободы в рамках принятых правил право выбора каждый оставляет за собой.

  -Значительный элемент неопределенности, неясности, это рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологиче-

ский дискомфорт, появляется тогда желание выйти из него

 -Диалоговость, нельзя учиться в одиночку. Обмен мнениями, знаниями, творческими находками- поощрается.

-Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская. Содействует появлению чувства свободы.

- Решительное ограничение участия практической деятельности мастера

на всех этапах мастерской.

Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. Но он может включиться в работу "на равных" с участниками .

Слайд 8 Этапы работы:

  1. Индукция-создание проблемной ситуации с помощью задания, слова, предмета, воспоминания, стихотворения и т.д.
  2. Самоконструкция  (индивидуальное решение поставленной задачи – создание собственного текста)
  3.  Социоконструкция (работа в парах, группах)

4. Афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера  в аудитории и ознакомление с ними.

     5.  Социализация - Актуальна ли эта тема? Почему?

    6. Разрыв   — кульминация творческого процесс, которое побуждает  к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературнымили научным источником.  Нужны словари, энциклопедии, учебники.

     7. Рефлексия  — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. 

Слайд 9 В мастерской есть  условия эффективной работы :           

     участвуй, будь открыт и активен;

·        высказывай свою точку зрения в диалоге;

·        общайся продуктивно;

·        уча – учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;

·        будь готов к совместному творчеству,;

·    создай настроение счастья, радости и поддержки

    Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Практическую часть я начну с угощения, если позволите, уважаемые коллеги.

   Почему я выбрала именно это лакомство?

   Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.

   Я приглашаю вас на кухню, будем готовить творческую мастерскую с применением скрайбинга.

Слайд 10 Практическая часть

«Технология организации творческой мастерской на уроках и во внеурочной деятельности  с применением скрайбинга»

Слайд 11 Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.привести примеры

    Простыми словами скрайбинг – это образные рисунки,  замена слова  картинками, схемами, графиками.   

 Индукция.

Орг. момент

Слайд 12 ПРИТЧА Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие.

 А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:

 - Наполни её тем, чем сочтете  нужным!

- Человек первым опустил в корзину доброту.

Слайд 13 Что такое доброта?щелчок на слайде

(Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой)

 Отчего, скажи скорей, 
Мир становится добрей? 
Оттого, что кто-то счастлив, 
От простого слова «Здравствуй!» 
И от смеха малышей, 
И от солнечных лучей, 
От подснежников в лесу, 
Что я маме принесу. 
От березки под окном, 
Что стучится веткой в дом. 
От прохлады ручейка, 
От цветного мотылька, 
И от радуги над речкой, 
И от дров, трещащих в печке, 
Оттого, что рядом друг, 
И от бабушкиных рук. 
От снежинок на ресницах, 
И от сказки, что нам снится. 
И от запаха сирени, 
И от соловьиной трели. 
Мир загадочный, огромный, 
Посмотри, какой он добрый. 
Так давай и я и ты 
Ему добавим доброты.

Подумайте, пожалуйста, о каких человеческих ценностях  мы будем с вами говорить.

( О доброте)

         Слайд 14Тема нашей работы : «?» 

Цели поставим нашей работы по теме

Игра «Магнит»  Какие слова «притягиваются» к слову «доброта »?

Самоконструкция  Поработайте в качестве рекламного агента.

Когда я слышу слово доброта, я вижу  (что вы видите? нарисуйте ) 

Дружит солнце с ветерком

А роса – с травою.

 Дружит с бабочкой цветок,

 Дружим мы с тобою.

 Всё с друзьями пополам

 Поделить мы рады!

 Только ссориться друзьям

 Никогда не надо!

Ответы

 Социоконструкция (работа в парах, группах) На этом этапе мы начинаем составлять скрайбинг.(слова заменяются картинками, рисунками и схемами) Какое высказывание можно взять в качестве эпиграфа? Коллективно выбираем одно высказывание. Кто –то один объясняет почему? (подходит к теме занятия)

Слайд 15  Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

  1. Доброта открывает двери к счастью .
  2. Добро и зло — это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить.

(записываем в свой  скрайбинг)    щелчок  на слайде музыка
  Афиширование (защита скрайбинга)

Любой учитель, объясняя школьный материал с мелом у доски, по сути,  является вот таким скрайбером.

Немножко отдохнем.

     

Слайд 16 Представьте, что у вас в руках маленькая беспомощная бабочка. Она промокла, замёрзла. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них бабочку . Согрейте её. Подышите на неё, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с бабочкой  добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что бабочка  радостно взлетела, улыбнитесь ей и не грустите, помашите ей руками, она ещё прилетит к нам.

   Социализация  Актуальна ли эта тема? Почему?

    На этом этапе вы на этот вопрос ответите сами, а я вам помогу. Поработаю скрайбером,  расскажите , что я изобразила с помощью схем.

   итог

    Разрыв 

Слайд 17 Сказка

   Жил был кролик. Он был добрый и вежливый. Однажды шел по лесу домой , любовался природой и напевал песню. На его пути была огромная пещера, в которой жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее. Выглянет не надолго и прошипит: «Какое противное солнце! А зелень! Глаза болят! Ш-ш-ш!» И снова спрячется. Вдруг небо потемнело, грянул гром, подул сильный ветер и полил дождь. Кролик подбежал  к пещере , постучал и вежливо спросил:

 -Уважаемая пещера! Разрешите мне , пожалуйста, войти и переждать дождь. В ответ он услышал: Чего? Ш-ш-ш.

  Кролик испугался, задрожал, а потом понял, кто здесь живет и извинился:

-Простите, я не знал, что здесь занято. Всего доброго! До свидания! Не смею вас беспокоить.

   И со всех ног бросился бежать домой. Змея выползла и зашипела:

-Ш-ш-ш! Ох, уж эти вежливые кролики!

    Понравилась, сказка? Кролика выручила вежливость. Значит, она всегда рядом с добротой. А еще кто еще дружит с добротой.

    Заглянем в салатницу .

Милосердие, сострадание, скромность, благожелательность, бескорыстие, уважение, отзывчивость, заботливость.

Слайд 18  А теперь полученные новые знания сверим со словарем.

Какой мы можем теперь сделать вывод и подвести итог.

  стихи Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

 

7. Рефлексия

Мешаем, пробуем. Мне нравится, очень вкусно

    -

Слайд 19 Итог для детей: Сегодня в вашем сердце еще сильнее расцвели необходимые человеческие качества – это милосердие, сострадание, трудолюбие , бескорыстие, сочувствие и конечно доброта.

Итог для жюри: Уважаемы жюри! Я вам сейчас показала фрагмент работы творческой мастерской с применением скрайбинга. Спасибо за внимание! Но! Сегодня 1 февраля –по народному  Макарьев день. Святой Макарий Великий был отшельником. В возрасте 40 лет он получил он получил дар чудотворения. Макарий на Руси считался великим исцелителем. И с той поры в этот день, если есть хоть возможность, ходят к бабушкам-травницам. Или дома заваривают чай из кипрея, зверобоя, шиповника. Я вас утомила. Заварите чай сегодня. Пусть напиток придаст вам сил. А они вам пригодятся. Впереди еще одна встреча с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...

Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...