Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
статья
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
МБОУ «Гимназия г.Алдан » РС( Якутия)
Учитель начальных классов:
Беккер Галина Николаевна ,
учитель высшей категории,
В.А. Сухомлинский писал :
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности
Размышляя над происходящим , понимаешь, что ценности прошлых лет пытаются сменить иными духовными ориентирами: якобы добро, истина и красота в современном мире уже не являются основополагающими критериями. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций у значительной части молодежи, деформированию у них ранее существовавших бесспорных убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм» школьника.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Формирование базовых ценностей моих учеников проходило и через реализацию следующих социальных проектов:
Заходите в гости к нам
Берегите Землю
Моя малая Родина
Мы граждане России
Спасибо ветеранам за победу
Покорми птиц зимой
«Создаем спецвыпуск «Гимназенка»
Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность
В ходе реализации этих проектов понимала, что для доступности и прочного закрепления духовно-нравственных качеств нужен переход от « книжного» материала к окружающей их социальной жизни и тем ближайшим и доступным объектам, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально-значимую деятельность.
Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята и я работали в 1-2 классах с точки зрения нравственного воспитания.
Урок – проект. «Моя малая Родина»
В ходе реализации проекта, мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Обсудив данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание. И уже на следующий урок ребята стали приносить готовые работы. Самым увлекательным для детей стала работа по оформлению собранных материалов и защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городе , в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали фотографии, рисунки. Ценность такой работы заключалась в том, что каждый с большим удовольствием и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы.
Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.Данный проект был представлен на районом семинаре День открытых дверей.»
Проект-«Создаем спецвыпуск «Гимназенка»»
Результатом данного проекта предполагался выход создания тематической газеты, формированию позитивное отношение к чтению, умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, эмоционально «проживать» текст, сочувствовать, сопереживать. Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется творческая личность.
Формируя личность ребёнка, мы формируем не только его – мы создаём будущее нашей страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, таким и будет будущее целых поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""
Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....
статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
В.А. Сухомлинский писал : «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот мо...
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"
Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....