Статья "Проект, как средство развития познавательных УУД"
статья на тему
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно научиться приобретать все в большом объёме, уметь анализировать, сравнивать, отбирать нужное, обобщать. Но самое главное самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов, влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков, что помогает для самореализации, самоопределения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект, как средство развития познавательных УУД.
Бородина Татьяна Александровна
МБУ «Лицей № 60» г.о. Тольятти
Учитель начальных классов
В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. (Слайд 1). В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно научиться приобретать все в большом объёме, уметь анализировать, сравнивать, отбирать нужное, обобщать. Но самое главное самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов, влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков, что помогает для самореализации, самоопределения. (Слайд 2)
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.
Учебный проект для учащегося:
- Это - возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
- Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
- Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер и интересен и значим для самих открывателей.
Проектная деятельность – это та среда, где каждый может проявить себя.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы: (Слайд 3)
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (учащиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). (Слайд 4)
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- По числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой)
- По доминирующему методу
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно - ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико - ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. (Слайд 5)
- По предметным областям
- По продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
В реальной практике чаще всего приходиться иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет сроки исполнения, этапность, количество участников.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
Использование метода проектов можно начинать с первого класса. В первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики можно включать задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение). Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений: чтение и анализ текста и его оценка.
Первоклассникам для начала можно предложить творческое задание «На что похожа буква» или «На что похожа цифра». И уже тогда они станут настоящими исследователями, ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придётся внимательно осмотреться вокруг, сравнить, найти сходство, спросить у родителей и, наконец, создать «продукт» - рисунок предмета, похожего на букву или цифру. (Слайд 6) В результате совместной деятельности взрослого с ребенком могут быть созданы истории о буквах, звуках, цифрах, могут быть созданы книжки-малышки на любые темы. (Слайд 7)
Тематика проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика очень разнообразна. По литературному чтению «Мой любимый писатель», по математике «Узоры на посуде», по окружающему миру «Красная книга», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира», по русскому языку «И в шутку и в серьёз», «Письмо Деду Морозу», «Рифма», по технологии «Африканская саванна», «Макет города». (Слайд 8)
Проекты в младшей школе, особенно на начальных этапах, отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя). Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными действиями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации.
Наряду с работой над проектами, большое значение для развития познавательных УУД имеет организация самостоятельной работы на уроке, когда учащиеся учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Очень эффективны задания, которые нужно выполнить совместно с родителями. («Генеалогическое древо»)
Учащимися моего класса были созданы проекты по следующим темам: ««Маленький мяч – большие возможности», «Сладкий и загадочный шоколад», «Чем опасны домашние животные?», «Грибы в нашем доме», «Сахар и его превращения», «Стихи о весне», «Волшебство бисера», «Моя фантастическая повесть», «Ночные жители», «Драконы в моем аквариуме», «Народы России» и другие. Выбор темы чаще всего обусловлен интересами учащихся. Нередко тема рождается в ходе беседы с учащимся о его увлечениях. (Слайд 9)
Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой школы. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. (Слайд 10)
Необходимость организации работы над проектами с обучающимися подтверждает тот факт, что данный вид деятельностидает возможность: (Слайд 11)
- повысить мотивацию школьников к учению;
- расширить свой творческий потенциал;
- развивать личность ученика: его интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты;
- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; (Слайд 12)
- приобретать опыт школьникам при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
- наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
В заключение хочу отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Желаем творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий Проектная деятельность – это та среда, где каждый может проявить себя. Основная задача - исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни.
Этапы проектной деятельности: мотивационный планирующий – подготовительный информационно-операционный рефлексивно-оценочный
Типы проектов в начальной школе: По числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой) По доминирующему методу творческие проекты ролевые, игровые проекты , ознакомительно - ориентировочные практико – ориентированные исследовательские проекты
Типы проектов в начальной школе: По предметным областям По продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Наши проекты. На что похожа буква. На что похожа цифра . Наша азбука.
Наши проекты. Книжки-малышки.
Наши проекты.
Наши проекты.
Наши проекты.
Работа с проектом дает возможность: повысить мотивацию школьников к учению; расширить свой творческий потенциал ; развивать личность ученика создать условия , в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск
Работа с проектом дает возможность: приобретать опыт школьникам при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни; наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления; получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...
Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.
Вот уже несколько лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий для у...
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности младших школьников
В статье рассматривается познавательная активность младших школьников, одним из средств развития которой может являться создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведе...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...
"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""
В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....
Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»
Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...