Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 62 КБ |
seminar-prezentatsiya.ppt | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе
«Знание - сокровище, а умение учиться – ключ к нему»
СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
I. Актуальность темы. СЛАЙД №3
В связи с интенсивным развитием информационного общества одним из основных направлений модернизации образования в условиях современного рынка труда, который быстро изменяется и постоянно усложняется, является ориентация на обучение в течение жизни. В современных условиях все больше ученых подчеркивает целесообразность проблемы формирования способности к самообразованию в контексте компетентностного подхода.
Новый государственный стандарт основывается на компетентностном подходе в обучении. Одним из них является ключевая компетенция – это объективная категория, которая фиксирует общественно - обозначенный комплекс определенного уровня знаний, умений, отношений, которые можно использовать в широкой сфере деятельности человека (умение учиться).
Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независимо от затраченных усилий ребенок все равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность ребенка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника.
СЛАЙД №4
Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания. Впервые программа формирования умений учиться была предложена Б.Элькониным и разработана его учениками В.Давыдовым, В.Репкиным, Г.Цукерман. Младший школьник выступает как субъект учения. Это модель развивающего обучения. Учителя начальных классов гимназии №1 обучались на курсах по развивающему обучению в г. Харькове и широко используют теорию РО в своей работе. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Именно поэтому, сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
II. УУД
СЛАЙД№5
1. Универсальные учебные действия.
Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В рамках современных образовательных технологий это предполагает формирование универсальных учебных действий.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
СЛАЙД №6
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
2. Виды универсальных учебных действий.
СЛАЙД №7
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
СЛАЙД №8
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
СЛАЙД №9
СЛАЙД №10
СЛАЙД №11
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
СЛАЙД № 12
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
СЛАЙД № 13
СЛАЙД №14
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
СЛАЙД №15
СЛАЙД №16
Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству.
СЛАЙД №17
К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
СЛАЙД №18
СЛАЙД №19
3.Функции универсальных учебных действий:
- это обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
СЛАЙД №20
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
СЛАЙД №21
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Заключение
СЛАЙД №22
Формирование умений учиться – это задача всех ступеней школьного образования. Она не может быть решена только в начальной школе, однако, если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе это будет сделать намного труднее.
По мнению А.Савченко сформированное умение учиться предполагает, что ученик:
- сам определяет цели деятельности или принимает поставленные учителем;
- проявляет заинтересованность в обучении, прилагает волевые усилия;
- организовывает свой труд для достижения результата;
- отбирает или находит нужные знания, способы решения задачи;
- выполняет в определенной последовательности сенсорные, умственные и практические действия;
- осознает свою деятельность и хочет ее усовершенствовать;
- имеет умения и навыки самоконтроля и самооценки.
СЛАЙД №23
Литература
- Петерсон Л.Г. «Что значит уметь учиться?» Москва 2006
- Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» М. Просвещение 2010
- Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» М. Академия 1998
Подготовила учитель начальных классов
Средней школы № 33
Лозицкая Наталья Борисовна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти,...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"
Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....
Презентация педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения в условиях ФГОС"
Представлена презентация опыта...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Лекция "Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения"
Формирование метапредметных умений у младших школьников в условиях дистанционного обучения...