Мастер - класс. Тема: "Технология дифференцированного обучения"
материал на тему

Прокопьева Лидия Анатольевна

Мастер - класс по теме: "Технология дифференцированного обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc69.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Я Прокопьева Лидия Анатольевна, учитель начальных классов школы №9, хочу представить вам мастер – класс по теме «Технология дифференцированного обучения». (СЛАЙД 1)

Начать свое выступления мне бы хотелось со слов Ираиды Сергеевны Якиманской:

Без специальной организации учебной деятельности

не может быть эффективного усвоения знаний.

В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.

В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, в котором выделяются 2 ведущих направления: (СЛАЙД 2)

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценности индивидуального развития каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми  изменениями, которые вводятся  новым образовательным стандартом.

Решение этих задач многие педагоги видят в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Давайте уточним понятия «дифференциация»: (СЛАЙД 3)

 «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

(СЛАЙД 4) Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации: (СЛАЙД 5)

1. Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;

2. Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;

3. Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.

4. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания.

Практическая часть:

           Попробуем воплотить сегодня в жизнь внутригрупповую дифференциацию, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания на разных этапах урока.

        Я приглашаю принять участие в практическом занятии не только учителей начальных классов, но и учителей старших классов.

 (Участники занимают места)

 В начальной школе на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математике учителя начальных классов используют дополнительный материал для развития мыслительной деятельности учащихся.  

     Предлагаю вам на основе текста «Бурундук» (СЛАЙД 6) дифференцированные задания по разным предметам: русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

        Давайте представим что первая группа присутствует на уроке уроках русского языка, вторая группа на уроке литературного чтения, а третья группа на уроке окружающего мира.

      Каждой группе выдается текст на основе которого вы будете работать.

(Текст выдается группам). Прочитайте внимательно текст «Бурундук».

Бурундук

В самом конце лета я жил у лесника в глухом лесу. Однажды на его небольшом огороде я увидел, как сама собою колышется шапка подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна подсолнуха и набивал ими защёчные мешки. Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк. Он похож на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями. В земляных неглубоких норах они устраивают кладовые. Там прячут зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав. Быстрый бурундук всегда в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу. У бурундука в лесу много лютых врагов. Его уничтожает ястреб, горностай, соболь, куница и хорёк. А кладовые бурундуков находят и разоряют медведи.

Сейчас каждая группа получает задания по определенному предмету и распределит задания между членами своей группы (в зависимости от уровня подготовленности или по индивидуально-психологическим особенностям).

1 группа получает задания по русскому языку, на этапе «Словарная работа». (СЛАЙД 7)

Найдите в последнем предложении текста словарное слово «медведь».

Задания для 1 уровня: Запишите слово «медведь» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса.

Задания для 2 уровня: Подберите однокоренные слова к слову «медведь», докажи, что эти слова однокоренные (выделяют корень). Составьте словосочетания с этими словами.

Задания для 3 группы: Творческое задание: «Кто – то начал, ты – продолжи!»

Допиши стихотворение.

***

Спит медведь в своей берлоге,

Не будите по тревоге …

(Сладко дремлет видно  он,

Сном красивым окружен …

Коль проснется рано он,

Будет очень, очень зол.)

***

Бурундук - смешные щёчки,
На спине - полосок пять.


(Зернышки сложил в мешочки

Его добычу не отнять…  

А за щёчками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.)

***

Полосатый бурундук
День-деньской грызёт фундук.

(Все мешочки набивает

Про себя не забывает …


Говорит, совсем не грех
За щекой держать орех.)

            2 группа получает заданиия по литературное чтение на этапе «Первичное закрепление». (СЛАЙД 8)

Задания для 1 уровня: Найдите отрывок, где говорится о жизни бурундука. Прочитайте.

Задания для 2 уровня: Восстановите последовательность событий всего текста.

А) Лютые враги.

Б) Лесной зверь

В) Кладовые бурундука.

Г) Бурундук – непоседа.

Задания для 3 уровня: Как ты считаешь, зачем бурундуку нужны  защёчные мешки?

          3 группа получает задания по окружающему миру на этапе «Закрепления». (СЛАЙД 9)

Задания для 1 уровня: Выпишите всех животных. Какое животное лишнее? Почему?

Задания для 2 уровня: Выпишите всех животных и составьте цепи питания.

Задания для 3 группы: Разгадай кроссворд, и узнаешь, кто живет по соседству с бурундуком.

Использовать дифференцированный подход можно на бинарных уроках (Литературное чтение-русский язык, русский язык – окружающий мир, окружающий мир – литературное чтение).  

Выполнения задания по группам.

Пока группы выполняют задания, я хочу обратиться к аудитории.

С 1 сентября 2016 года в России введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся вместе с обычными школьниками. Как же  дифференцированное обучения применить в данной ситуации. Хотелось бы привести примеры. Ребенок с нарушением общей двигательной активностью (ДЦП в разной степени тяжести) не может быстро писать.

На уроке русского языка, на этапе Словарная работ, ему могут быть предложены следующие дифференцированные задания: (СЛАЙД 10)

1 уровень: Вставить пропущенную букву в слово м…дведь.

2 уровень: Выбрать из предложенных слов однокоренные и выделить в них корень, подчеркнуть безударную гласную.

3 уровень: Составить из слов предложение: спячку, в, зимой, ложиться, м…дведь.

На уроке литературное чтение: (СЛАЙД 11)

1 уровень: Восстановить текст с пропусками, пользуясь текстом. Живут …….. под деревьями. В…….. неглубоких норках они устраивают ………… . Там прячут зимние запасы: ………………….., ……………………, ………………. .

2 уровень: Расположить предложения по смыслу, опираясь на текст.

1)Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк.

2)На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк.

3)Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу.

3 уровень: Восстановить последовательность событий всего текста.

А) Лютые враги.

Б) Лесной зверь

В) Кладовые бурундука.

Г) Бурундук – непоседа.

На уроке окружающего мира: (СЛАЙД 12)

1 уровень: Предлагаются картинки с животными из текста, надо убрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.

2 уровень: Составить цепи питания пользуясь картинками.

3 уровень: В слове «БУРУНДУК» найти название дерева.

Проверка задания.

(СЛАЙД 13-23)

   А сейчас, используя технологию дифференцированного обучения, я предлагаю каждой группе попробовать подготовить домашнее задание для учащихся класса по своим предметам.

Выполнение задания.

Пока группы выполняют задания, я хотела бы рассказать общие  приемы дифференцированного обучения  для детей с ОВЗ, которые помогут формировать коммуникативные и личностные УУД, формировать самооценку.

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. 

Представьте себе ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 человека), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 10 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха. Данный прием называется «Солидарный опрос».

Следующий прием «Взаимоопрос».

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Еще один из приемов – это « Тихий опрос».

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Оценивание.

Рефлексия.

«Отрефлексируй»,

что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

К открытью дверца,

Любое чувство – к мысли путь,

Мы все способны – в это верьте –

За горизонты заглянуть!

Я предлагаю оценить мастер – класс. Перед вами яркая, солнечная поляна. Не хватает бабочек.

  • Понравился мастер – класс. Буду применять технологию дифференцированного обучения пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
  • Неплохо было. Но о том буду ли я применять эту технологию среди детей - не знаю, пусть прилетят бабочки синего цвета.
  • Ничего не понял по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.

Заключение.

Как  у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и трудности при организации. Плюсы дифференцированного обучении перед вами на слайде.

Плюсы дифференцированного обучения  (СЛАЙД 24)

  1. Развитие сильных и выравнивание слабых.
  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям.
  3. Учеба сопровождается успехом.
  4. Развитие учебно – коммуникативных умений.
  5. Повышение уровня «Я- концепции».
  6. Реализация желания сильных учащихся.

Трудности при организации уровневой дифференциации тоже имеют место. Они перед вами. (СЛАЙД 25) 

1. Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание мышление анализ синтез

2. Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей.

3. Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника

4. Умение держать в поле зрения всех учеников.

5. Умение осуществлять  обратную связь с учениками.

6. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся

Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.

        Закончить свое выступления я хотела бы закончить слова одного мудреца «Все в твоих руках» (Видео)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

,,

Плюсы дифференцированного обучения:

  1. Идет развитие сильных и выравнивание слабых
  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям каждого ученика, предъявление соответствующих уровню его развития требований, программ, учебников, методов  и форм обучения.
  3. С первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом.
  4. Дифференциация по уровню восприятия информации и типу темперамента способствуют развитию учебно-коммуникативных умений (умению слушать, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать).
  5. Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  6. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Минусы:

  1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними;
  2. Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  3. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
  4. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
  5. Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения

презентация выступление по слайдамзадания для групп итоговый тест оценка мастер- класса...

Мастер-класс по теме: "Дифференцированный подход к восприятию темы"

Форма проведения: фрагмент урока импровизация.Цель: показать приемы и методы  по формированию универсальных учебных действий.Задачи: 1. показать способы формирования  универсальных учебных...

Мастер-класс на тему «Дифференцированные задания для формирования предметных и метапредметных умений»

Цель: научить составлять дифференцированные задания по предметным и метапредметным умениям.Задачи: показать, как составляются задания различного уровня трудности, как дифференцировать задания по...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»

Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе

Особенности работы учителя начальных классов по организации дифференцированного обучения в классе...