Технология " Аквариум"
учебно-методический материал (3, 4 класс) на тему
Групповая работа с учащимися начальных классов по технологии ", Аквариум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarium.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аквариум» в процессе обучения
Использование технологии «Аквариум»* в учебном процессе содействует формированию у учащихся терпимого отношения к альтернативным мнениям на основе признания самоценности личности и ее права на самовыражение, что стимулирует развитие критического мышления школьников, творческо-поисковую деятельность, партнерский стиль взаимодействия в ходе глубокой переработки учебного материала с учетом реализации принципа познавательного сотрудничества.
Применение данной технологии по зволяет решать следующие задачи:
обучающие. Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;
развивающие. Способствует овладению культурой ведения дискуссии, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;
воспитательные. Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.
В содержательном отношении происходит осознание противоречий, связанных с обсуждаемой проблемой, а также осмысление различных подходов к ее решению и выявление наиболее конструктивного варианта на основе сравнительного анализа степени аргументированности каждого подхода, полноты и информативности доказательной базы, реализации идей гуманизма, терпимости, ненасилия.
В организационном плане достигается коллективное выполнение задания, основанное на соблюдении правил взаимодействия в группе, приводящее к пониманию взаимозависимости членов группы, ответственности за коллегиально принятые решения.
Роль учителя в организации занятий
по технологии «Аквариум»
В целях достижения обучающего эффекта учитель, будучи ключевой фигурой при организации занятий по типу «Аквариум», должен определить целесообразность использования технологии:
при изучении той или иной темы. Во-первых, учитель подбирает для дискуссии тему, содержащую полярные или спорные оценки и мнения. Во-вторых, осуществляет наиболее точное формулирование темы для однозначного понимания ее сути учащимися;
при проведении урока в том или ином классе. Учителю необходимо иметь адекватное представление о том, обладают ли учащиеся набором необходимых умений и навыков по работе с текстовым материалом различного характера (учебник, исторические источники, схемы, таблицы и т. д.), по ведению дискуссии. Незаменима роль учителя в создании атмосферы свободного обмена мнениями в ходе творческого поиска решения учебной проблемы, поддержания благоприятного психологического климата на всем протяжении занятия;
на том или ином уроке. Урок по технологии «Аквариум» может проводиться при изучении новой темы, в качестве повторительно-обобщающего или итогового урока, урока-контроля знаний по разделу, требующему запоминания и оперирования большим количеством фактического материала на основе его творческой переработки учащимися;
для достижения обучающего взаимодействия учащихся в группе. Необходимо соблюдение учителем следующих условий для успешного решения учебных проблем школьниками:
добровольность включения ребенка в деятельность,
доверие ученику в выборе способов решения учебной проблемы,
коррекция негативных проявлений, неадекватного поведения учащихся,
создание мотивации успеха у каждого учащегося путем проведения мониторинга позитивных изменений каждого,
стимулирование у детей навыков рефлексивного мышления;
формирование эвристической среды,
уважение мнения детей.
Распределение по группам
Проведение занятий по технологии «Аквариум» обязательно предполагает деление учащихся на группы, причем таким образом, чтобы в одной группе оказались дети, не взаимодействующие между собой во внеучебной деятельности. Состав групп не должен быть постоянным, но варьироваться каждый раз при работе по данной технологии. Во-первых, необходимо разбить ранее сложившиеся микрогруппы, связанные дружескими отношениями. Первоначально подобное деление осуществляется волевым решением учителя, поскольку может натолкнуться на сопротивление учащихся – дети могут отказаться работать с теми, кому они не симпатизируют. Возможен вариант распределения детей в группы по жребию. Нежелательно создавать так называемые «группы соседей», попросив их объединиться с соседями по партам. Несмотря на быстроту решения организационного вопроса, данный вариант не будет эффективным вследствие привыкания учащихся работать в составе постоянной группы, что резко снижает возможность обучения навыкам диалогового взаимодействия и выхода из ситуации конфликта мнений. Во-вторых, предпочтительно, чтобы состав групп был смешанным по половому признаку в целях развития гендерного сотрудничества. Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда происходит освоение различных социальных ролей, формирование образа «Я». В-третьих, допустимо и смешение детей различных психологических типов – экстравертированных и интравертированных – во имя обучения детей навыкам сотрудничества с преподавателями противоположных типов. Однако подобное деление возможно осуществить только в контакте со школьной психологической службой. В-четвертых, формирование рабочих групп может происходить путем слияния детей с различными уровнями обученности, что должно стимулировать процесс взаимопомощи и взаимоподдержки членов группы, когда более сильные учащиеся будут оказывать помощь менее подготовленным, поскольку ответственность за решения учебной проблемы ложится на всех участников в равной степени.
Таким образом, при комплектовании состава групп учителю не следует идти на поводу у учащихся, требующих организовать группы «по желанию»: в реальной жизни выбор партнера для общения не всегда зависит от человека, но может носить вынужденный, ситуационный характер. Возникновение стихийных, спонтанных «групп соседей» приветствуется при проведении фрагмента урока по технологии «Аквариум», но не при полном цикле ее воспроизведения.
Задача рабочих групп – в нахождении способа решения учебной проблемы при соблюдении правила ведения дискуссии на основе осознания творческой взаимозависимости членов коллектива и необходимости личного участия в работе группы. Количество учащихся в группе 4 – 6 человек, оптимально – 5 человек.
Распределение ролей внутри группы
На этапе подготовки группового решения все участники выступают в роли сборщиков информации из источников для нахождения фактических сведений, подтверждающих точку зрения группы. При этом могут выделяться один–два человека, выполняющих функции аналитиков. Они из массы найденных группой свидетельств выбирают наиболее существенные для решения данной проблемы и выстраивают цепочку доказательств таким образом, чтобы мнение группы было изложено последовательно, логично и аргументированно.
Секретарь-таймкипер протоколирует ход рассуждения группы, фиксируя все высказанные тезисы в защиту какой-либо точки зрения. Одновременно в его функции входит контроль за распределением времени и с учетом того, чтобы группа успела подготовить презентацию коллективного решения.
После завершения обсуждения внутри группы выбирается учащийся, который будет осуществлять презентацию мнения данной группы. При этом спикер может быть выбран по желанию, по жребию, исходя из просьбы большинства членов группы или по принуждению. Выбор спикера должен быть в любом случае обоснованным. Кроме того, необходимо довести до сведения учащихся, что один и тот же человек не может несколько раз подряд исполнять одну и ту же роль – он должен иметь опыт проживания и проигрывания полного спектра имеющихся ролей.
Работа в группах по типу « Большой круг»
Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.
Работа в группе по типу « Аквариум»
«Аквариум»– форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.
Что дает этот организационный прием школьникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.
Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого – личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии. Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии, предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках обществознания.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.
Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по технологии "Аквариум"
изготовление коллективной работы Аквариум...
Урок технологии "Аквариум" (1 класс)
Аппликация "Аквариум" может быть использована на уроках технологии в 1 классе для любого УМК....
Педагогический паспорт проекта по технологии "Аквариум"
Педагогический паспорт проекта по технологии "Аквариум", 2 классУМК "Школа России"Данный материал представляет собой педагогический паспорт проекта и приложения 1-3. В приложениях размещены фотографии...
Конспект урока пр технологии "Аквариум" 2 класс, Школа России
Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....
Технология "Аквариум" 2 класс
Технология " Аквариум"2 класс...
Конспект урока по технологии "Аквариум" Школа России
Структура урока «Открытие нового знания» КОНСПЕКТ УРОКА ...