"Технология коллективного способа обучения"
статья (4 класс) на тему
Статья была опубликова на в 2017 году во всероссийском науно-методическом журнале "Управление качеством образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология коллективного способа обучения
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 города Пятигорска Ставропольского края
Ляпиной Натальи Александровны
К личностно-ориентированным технологиям обучения относится и технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина иВ.В. Дьяченко. Данные методики имеют различные названия: «Организованный диалог», «Сочетательный диалог», «Коллективное взаимообучение», «Коллективное взаимообучение», «Коллективный способ обучения» (КСО), «Работа учащихся в парах сменного состава». КСО – такая форма обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
Я применяю элементы технологии КСО в своей работе на протяжении десяти лет работы в начальной школе.
Общие правила организации парной работы:
Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;
Разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия.
Детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому «слабому» ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный.
При оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества)
Перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.
Золотые правила при организации парной работы:
- Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
- 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
- Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
- Не наказывать лишением работы в паре.
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
Парную работу можно строить в трёх видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями (учитель-ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;
- динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому ребёнку.
Виды работ в отдельно взятой паре:
Обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.
На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Результат:
В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
- Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.
На уроках русского языка провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.
При этом:
- у обучающихся вырабатываются навыки совместной работы;
- они активнее включаются в учебный процесс;
- у них быстрее вырабатывается навык самоконтроля;
- повышается орфографическая зоркость.
Для того чтобы ученики научились диктовать, проверять, выполнять работу
над ошибками, оценивать, учитель предварительно организовывает взаимные
диктанты: вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру проведения данного вида деятельности. На взаимные диктанты отводится от 10 до 25 минут. Над одной темой можно работать на протяжении нескольких уроков. К наиболее трудным темам можно возвращаться неоднократно. Анализ допущенных ошибок дает возможность учителю грамотно
спланировать дальнейшую работу по устранению пробелов в знаниях
учащихся. Например,
Тема: Перенос слов
Задание: разделить слова для переноcа
№ 1. Стройка, волейбол, прутья,
Ульяна, жильё, зайчата, воробьи,
перья, майка, поют.
_____________________________________________
№ 2. Вьюга, майский, Илья,
семья, чайник, друзья, сучья, льют,
зайка, Васильевна.
_______________________________________________
№ 3. Веселье, лейка, стулья,
клочья, пойдём, соловьи, счастье,
чайка, война, ручьи.
_________________________________________________
№ 4. Ученье, двойка, линейка,
братья, крылья, балалайка, хлопья,
ненастье, прилежанье, вьют.
________________________________________________
№ 5. Дарья, печенье, прийти,
жилье, тайна, осенью, ружьё, прутья,
здоровье, Марья.
______________________________________________
№ 6. Колосья, прочитайте,
бьёт, обезьяна, Татьяна, рой, платье,
свинья, лужайка, Аксинья.
__________________________________________
№ 7. Шалунья, стройте, братья,
улей, чай, гостья, вьюнок,
иней, Наталья, колосья.
___________________________________________
№ 8. С радостью встречают,
воскресенье, бежит рысью, пью,
листья, Валерьевич, войска, идёт
степью, волчьи следы, отдыхали
у ручья.
_______________________________________
№ 9. Лисьи хвосты, трамвайный,
мойка, облетают с деревьев,
обезьянка, ловит сетью, пойма,
сели под тенью, семейный, польёт
огород.
_______________________________________
№ 10. В ручейке, барсучьи
норы, прийти, слой, солью воду,
шьёт платье, землеройка, стирает
бельё, пойми, зарядить ружьё.
Технология КСО имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения:
- у детей активизируются приобретенные знания и предыдущий опыт;
- активизируются и развиваются все виды памяти - слуховая, зрительная, моторная;
- каждый ребенок чувствует себя комфортно, так как работает в индивидуальном темпе;
- у учеников повышается ответственность не только за себя, но и за товарищей;
- формируется адекватная самооценка личности. Ребенок определяет собственные возможности и способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...
Технология коллективного способа обучения
Технология коллективного способа обучения(Методика «Взаимообмен заданиями»)Отработка умений учащихсяТема: 1.4.3. «Ирис, производство, типы, ассортимент. Требования к качеству. Упаковка, маркиров...
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...
Технология коллективного способа обучения
Технология коллективного способа обучения (КСО)...
«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»
Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопр...