«Использование технологии «Коллективный способ обучения» на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал

Дашиева Цындыма Сергеевна

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_kollektivnyy_sposob_obucheniya.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Дашиева Цындыма Сергеевна,

 учитель начальных классов

МОУ Тапхарская СОШ Иволгинского района РБ

«Использование технологии «Коллективный способ обучения»

на уроках в начальной школе»

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет КСО в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.

Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.

Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.

Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать.                                                         Я.А.Коменский.

Технология КСО имеет различные названия:

  • организованный диалог
  • коллективное взаимообучение
  • обучение в сотрудничестве

Эта технология разрабатывалась

Александром Георгиевичем Ривиным в 30-е годы нашего века,

Виталий Кузьмич Дьяченко в 90-е,

а также тремя группами американских педагогов

Р.Славиным; Роджером Джонсоном и Дэвидом Джонсоном; и Эллиотом Аронсоном

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяют актуальным запросам общества.

«Образование в течение жизни»- вот направление сегодняшнего дня.

Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек)

Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником

Индивидуально - самостоятельный

2. Общение в паре (два человека)

Индивидуально -парная (один учит другого)

Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную

3. Групповое общение

(три и более человека)

Групповая

( один одновременно учит многих)

Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную

4. Общение в парах сменного состава

Коллективная

(каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Специфика коллективных способов обучения

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

  • Наличие сменных пар учащихся;
  • Их взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В. К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)

ГСО

КСО

Организационные

  • четкость, упорядоченность
  • говорит один
  • общение учащихся отсутствует
  • молчание
  • постоянное рабочее место
  • отсутствует
  • говорят все
  • все общаются
  • рабочий шум
  • смена рабочего места

Дидактические

  • обучает профессиональный педагог
  • весь материал – сразу и для всех
  • мало самостоятельности
  • сотрудничество отсутствует
  • усвоение и применение - разнесены
  • обучают ученики
  • разные темпы и материалы
  • полная самостоятельность
  • сотрудничество – основа обучения
  • максимально приближены

Развивающие

  • ученик-объект
  • уравниловка, усреднение способностей детей
  • систематический характер обучения
  • не учатся выступать
  • не умеют объяснять
  • ученик – субъект + объект
  • в соответствии с индивидуальными особенностями
  • учатся выступать, рассуждают, доказывают
  • развитие педагогических способностей

Воспитательные

  • каждый работает на себя
  • на себя и на других

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.

В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
  • интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
  • дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
  • разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
  • разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых, тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  • непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения (КСО), разработанном В.К.Дьяченко? КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.

При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  • взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий);
  • решение задач и примеров по учебнику;
  • взаимные диктанты;
  • разучивание стихотворений в сменных парах;
  • выполнение упражнений в парах;
  • работа по вопросникам;
  • изучение иностранного языка.

Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии (рисунок 1)

Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения.

(предоставлено в раздаточном материале)

В.К.Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:

наличие у всех учащихся общей цели;

разделение труда, функций и обязанностей;

работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;

участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;

работа каждого приобретает общественную значимость;

эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;

деятельность каждого ученика становится общественно полезной.

Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе школьники должны изучить правила общения:

отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;

ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;

исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);

для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.

Учащимся также необходимо приобрести навыки:

читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст, и чтобы партнёр его понимал;

говорить вполголоса, но внятно;

слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;

задавать вопросы по существу, обсуждая тему;

управлять процессом работы пары и группы.

Организация работы в парах постоянного состава.

Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах можно использовать как при изучении, так и при закреплении, повторении и обобщении изученного. На основе работы в постоянных парах может быть построен целый урок, а может только одна его часть. Выбор определяется особенностями изучаемого материала и конкретными практическими задачами урока.

При изучении нового материала пара может работать совместно над одним и тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний. Работу учащихся учитель организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. Карточка тщательно продумывается и составляется с учётом подготовленности класса и конкретных учащихся.

Цели использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение темы каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются не только потому, как он сам разобрался в материале, но и исходя из того, как помог товарищу. На таком уроке учитель имеет возможность наблюдать за ходом учебного процесса и своевременно оказывать индивидуальную помощь тому или иному ученику, корректировать усвоение темы.

Организация работы в парах сменного состава.

Использование методики «Взаимодиктант».

Сначала организовывать работу в парах сменного состава можно, используя методику «Взаимодиктант» (Дьяченко 2001: с. 303 – 306). Предварительно учитель должен подготовить больше текстов. Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.

Порядок работы при использовании методики

«Взаимодиктант».

Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (то есть тот, кто перед этим писал) читает, а прежде диктовавший пишет.

Каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в карточку, проверяет.

Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе)- сначала один диктант, затем второй.

Ребята устно разбирают ошибки.

Каждый ученик в своей тетради делает работу над своими ошибками.

Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи.

Они обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.

Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды. Закончив работу со вторым партнёром, ребята обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром и так далее. При каждой новой встрече – новый текст диктанта.

Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется вначале показывать им алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом. Можно первое время учителю самому работать в парах сменного состава, Выполняя всё то, что требуется от ученика.

Использование методики «Взаимопередача темы».

Учителю следует знать структурные особенности этой организационной формы (Дьяченко 2001: с. 308-311):

При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы.

Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. (Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один блок карточек учитель оставляет себе). Ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический вопрос, выполняет своё практическое задание, затем объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, дальше оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.

Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения материала.

Такая организация работы в сменных парах требует нового, нетрадиционного подхода к отбору и подготовке самого учебного материала.

Что необходимо учитывать при выборе темы для изучения в парах сменного состава и при составлении карточек. Материал должен быть доступен для самостоятельного изучения. Тема должна делиться на несколько подтем. Каждая карточка должна быть самостоятельным входом в тему, чтобы школьник мог начать её изучение с любой карточки. Поэтому не каждая программная тема может быть заложена в карточки и изучаться в парах сменного состава. По выбранной теме составляются карточки: 1, 2, 3 или более блоков. Блок должен охватить всю тему (подтему) и быть объединён одной идеей. Все карточки одного блока должны соответствовать теме данного блока, но у каждой карточки должна быть своя идея, свой главный вопрос. Изучив все вопросы блока, ученик изучит всю тему. Каждая карточка обычно состоит из двух обязательных заданий: первое теоретическое, второе – практическое. Однако в карточке может быть больше двух заданий. Чтобы самостоятельное изучение учебного материала строилось правильно, необходимо чётко сформулировать задание и по первому, и по второму вопросам. В нём должно быть указано, что нужно конкретно прочитать, что выучить, что записать, какую графическую работу выполнить. Первые и вторые задания всех карточек одного блока должны быть равноценными по трудоёмкости. Организуя учебный процесс для работы в парах сменного состава, нельзя забывать о том, что на уроках русского языка изучается язык на основе логических внутрипредметных связей, что задача уроков – обеспечить не только орфографическую и пунктуационную грамотность, но и владение связной речью; понимание функционирования изучаемой языковой единицы в речи, сферы её использования. Упражнения учебника содержат такие задания, учителю важно не пропустить их и включить подобные задания в карточку. В такой форме нельзя проводить отдельные, выборочные уроки, нельзя и все подряд. Следует продумывать систему уроков. В парах сменного состава можно изучать новый материал, повторять, закреплять и обобщать изученное. Работая в парах сменного состава, каждый ученик обучает каждого, каждый помогает каждому, каждый изучает все вопросы темы теоретически и практически. Эта форма работы интересна школьникам, потому что они действительно работают на уроке все 45 минут, сами организуют и контролируют весь ход работы и её результат. Они учатся общаться, приобретают такие качества, как самостоятельность, уважение к товарищам, толерантность, настойчивость, умение убедить, объяснить, прислушаться к слову товарища. Технология КСО – одна из личностно- ориентированных технологий, позволяющих плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном темпе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное и осознанное усвоение изученного.

Ещё Я. А. Коменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чём – нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать», «многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой учёности». [Коменский 1989: с. 289].

Заключение

Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать:

дидактические задачи – обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено;

развивающие – ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают;

воспитательные – имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма.

КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.

КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.

В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.

Во время урока учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание детей на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы.

Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик класса успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у моих ребят есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Чарльз Диккенс

Использованная литература и интернет-ресурсы.

  1. Шакура С. Д. Использование коллективного способа обучения при формировании умения учиться. – Мн.: 2004.
  2. Брейтерман М. Д. Оргдиалог Александра Ривина. Частная школа. – 1995. - №6.
  3. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии. Под редакцией Кукушкиной В. С. – 2004.
  4. Дьяченко В. Новая педагогическая технология в действии. Начальная школа.- 1994. №4.
  5. Дьяченко В. Сотрудничество в обучении. – М: Просвещение, 1991.
  6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Под ред. И. В. Первина. - М: Педагогика, 1989.
  7. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. Начальная школа. – 1997. - №12.
  8. Рыскужина Р. С. Работа в парах сменного состава на уроках русского языка. Начальная школа – 1998. - №3.
  9. Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. Начальная школа – 1998. - №1.
  10. Вялкова Г.М.- 2-е изд.стереотип. – М.:Планета, 2013. – 96 с. – (Современная школа).
  11. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах.-М.: Народное образование, 2004. Дьяченко В.К. Ещё раз о коллективных учебных занятиях.//Народное образование.-1994.-№2-3. Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии.-2007.-№1.- С.93-98. http: www.kso – kras.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Познакомить с технологией развития критического мышления, приобрести практический опыт использования некоторых приёмов ТРКМ....

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня...