Групповые технологии как средство формирования коммуникативных УУД
методическая разработка на тему
Научно- методическая статья об использовании групповой технологии на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_tehnologii_kak_sredstvo_formirovaniya_kommunikativnyh_uud.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Организация учебного сотрудничества на уроке подразумевает использование различных видов совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач, включение диалогового общения школьников в учебную деятельность. Формированию такого сотрудничества может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.
И хотя форма групповой работы известна давно, она до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект - субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.
Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Следует отметить, что групповое обучение предполагает использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Учитель организует такую работу, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи и ведет к формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы — это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – основная задача педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными, и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
В ходе работы члены группы совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу. При групповой форме деятельности учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием.
Групповые формы учебной деятельности существуют в нескольких видах. Их можно классифицировать по различным основаниям:
- по численности групп: парная и групповая,
- по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности.
При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы: парная единая, парная дифференцированная, парная кооперированная, звеньевая, дифференцированно - групповая, кооперированно - групповая.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.
Учитывая состав групп, можно говорить о групповых и коллективных способах обучения. При групповых способах обучения учащиеся работают в группах постоянного состава, а при коллективных – в группах сменного состава.
Говоря о различиях групповых и коллективных способов обучения, В.Д. Дьяченко описывает дидактические преимущества коллективных средств обучения (КСО).
«Коллективным обучением мы называем только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена. Но чтобы в классе происходило коллективное обучение, необходимо, чтобы каждый по очереди выступал то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Такая работа, как показывает опыт, возможна и целесообразна, если учащиеся работают в парах сменного состава». [1]
«В парах, в которых учащиеся попеременно берут на себя роли обучаемых и обучающих, происходит включение себя (своего «Я») в диалог с собеседником, приобретение необходимого опыта в передаче знаний, умений и навыков, совместное оценивание результатов усвоения знаний, их корректировку и т.п.» [3]
Фрагмент урока с использованием КСО при повторении пройденного материала раздела «Умножение и деление» во 2 классе.
Учащиеся получают предварительно в качестве домашнего задания 16 вопросов:
- Что называют умножением?
- Как найти периметр прямоугольника? (3 способа)
- Сформулируйте правило умножения 1 на любое число.
- Сформулируйте правило умножения 0 на любое число.
- Сформулируйте правило умножения любого числа на 1.
- Сформулируйте правило умножения любого числа на 0.
- Как называются компоненты умножения?
- Расскажите переместительное свойство умножения.
- Какое действие называют делением?
- Как называются компоненты деления?
- Как найти неизвестный множитель?
- Сумма каких двух чисел равна их произведению?
- Как выражение с действием умножения можно заменить действием сложения?
- Что обозначает первый множитель в равенстве 8*2=16?
- Что обозначает второй множитель в равенстве 8*2=16?
- Как найти периметр квадрата? (2 способа)
На уроке после актуализации знаний учащиеся получают карточки с этими вопросами и практическим заданием, а также карточку – эталон с правильными ответами в конверте. На каждой карточке с заданием записано по 4 вопроса и 2 задания. Учащиеся получают по 1 карточке. Ответив на все вопросы и выполнив задание, учащийся проверяет себя по эталону.
Затем происходит работа в паре. «Сначала ученик У-1 будет задавать вопросы своему партнёру, который должен ответить на вопросы и привести свои примеры. Если ученик У-2 затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему… Когда все проблемы решены, учащиеся меняются ролями. Теперь ученик У-2 будет спрашивать, а ученик У-1 – отвечать». [1]
Далее учащиеся обмениваются карточками и выполняют практическое задание. Происходит взаимопроверка, обсуждение и исправление ошибок, если они есть.
«Меняются парами, т.е. образовывают новую пару сменного состава учащиеся самостоятельно. Им нужно поднять сигнальный кружок с номером своей карточки-вопросника». [1]
Каждый учащийся должен проработать 4 карточки.
Карточка 1
10 + 10 + 10 22 + 22 + 26
Карточка 3
9 литров молока разлили в три одинаковых банки поровну. Сколько литров молока вошло в каждую банку?
2 * 15 3 * 11 2 * 10 | Карточка 2
6 + 6 + 6 и 6*4 10 + 1 и 10*1 Карточка 4
Коля решил 3 столбика примеров по 5 примеров в каждом. Сколько примеров решил Коля?
2 : 2 12 : 3 10 : 2 |
Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что, используя на уроках групповые технологии, учащиеся получают возможность взаимодействовать друг с другом, управлять коммуникацией, планировать и осуществлять учебное сотрудничество. Тем самым формируются коммуникативные УУД.
Литература:
- Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. 1998. № 1.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя -- М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
- Ефимов В.Ф., Епишина Л.В. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения // Там же. 2008. № 11.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. «Знание», М., 1975
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.
В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного их формирования в парной и групповой работе....
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"
Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
Групповая технология как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Теоретический материал....
«Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД»
laquo;Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информаци...