Групповые технологии как средство формирования коммуникативных УУД
методическая разработка на тему

Научно- методическая статья об использовании групповой технологии на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество. Организация учебного сотрудничества на уроке подразумевает использование различных видов совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач, включение диалогового общения школьников в учебную деятельность. Формированию такого сотрудничества может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

И хотя форма групповой работы известна давно, она до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект - субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.

Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Следует отметить, что групповое обучение предполагает использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Учитель организует такую работу, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи и ведет к формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.  Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы — это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – основная задача педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.

Руководители групп и сам их состав могут быть разными, и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.   

В ходе работы члены группы совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу. При групповой форме деятельности учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием.

Групповые формы учебной деятельности существуют в нескольких видах. Их можно классифицировать по различным основаниям:

- по численности групп: парная и групповая,

-  по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности.

 При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы: парная единая, парная дифференцированная, парная кооперированная, звеньевая, дифференцированно - групповая, кооперированно - групповая.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

Учитывая состав групп, можно говорить о групповых и коллективных способах обучения. При групповых способах обучения учащиеся работают в группах постоянного состава, а при коллективных – в группах сменного состава.

Говоря о различиях групповых и коллективных способов обучения, В.Д. Дьяченко описывает дидактические преимущества коллективных средств обучения (КСО).

«Коллективным обучением мы называем только такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена. Но чтобы в классе происходило коллективное обучение, необходимо, чтобы каждый по очереди выступал то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Такая работа, как показывает опыт, возможна и целесообразна, если учащиеся работают в парах сменного состава». [1]

 «В парах, в которых учащиеся попеременно берут на себя роли обучаемых и обучающих, происходит включение себя (своего «Я») в диалог с собеседником, приобретение необходимого опыта в передаче знаний, умений и навыков, совместное оценивание результатов усвоения знаний, их корректировку и т.п.» [3]

Фрагмент урока с использованием КСО при повторении пройденного материала раздела «Умножение и деление» во 2 классе.

Учащиеся получают предварительно в качестве домашнего задания 16 вопросов:

  1. Что называют умножением?
  2. Как найти периметр прямоугольника? (3 способа)
  3. Сформулируйте правило умножения 1 на любое число.
  4. Сформулируйте правило умножения 0 на любое число.
  5. Сформулируйте правило умножения любого числа на 1.
  6. Сформулируйте правило умножения любого числа на 0.
  7. Как называются компоненты умножения?
  8. Расскажите переместительное свойство умножения.
  9. Какое действие называют делением?
  10. Как называются компоненты деления?
  11. Как найти неизвестный множитель?
  12. Сумма каких двух чисел равна их произведению?
  13. Как выражение с действием умножения можно заменить действием сложения?
  14. Что обозначает первый множитель в равенстве 8*2=16?
  15. Что обозначает второй множитель в равенстве 8*2=16?
  16. Как найти периметр квадрата? (2 способа)

На уроке после актуализации знаний учащиеся получают карточки с этими вопросами и практическим заданием, а также карточку – эталон с правильными ответами в конверте. На каждой карточке с заданием записано по 4 вопроса и 2 задания. Учащиеся получают по 1 карточке.  Ответив на все вопросы и выполнив задание, учащийся проверяет себя по эталону.

Затем происходит работа в паре. «Сначала ученик У-1 будет задавать вопросы своему партнёру, который должен ответить на вопросы и привести свои примеры. Если ученик У-2 затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему… Когда все проблемы решены, учащиеся меняются ролями. Теперь ученик У-2 будет спрашивать, а ученик У-1 – отвечать». [1]

Далее учащиеся обмениваются карточками и выполняют практическое задание. Происходит взаимопроверка, обсуждение и исправление ошибок, если они есть.

«Меняются парами, т.е. образовывают новую пару сменного состава учащиеся самостоятельно. Им нужно поднять сигнальный кружок с номером своей карточки-вопросника». [1]

Каждый учащийся должен проработать 4 карточки.

Карточка 1

  1. Что такое умножение?
  2. Как найти периметр прямоугольника? (3 способа)
  3. Сформулируйте правило умножения 1 на любое число.
  4. Что обозначает первый множитель в равенстве 8*2=16?
  5. Вычисли, заменяя, где возможно, сложение умножением.

10 + 10 + 10

22 + 22 + 26

  1. Делимое 6, делитель 3. Найди частное.

Карточка 3

  1. Сформулируйте правило умножения любого числа на 1.
  2. Как называются компоненты умножения?
  3. Что обозначает второй множитель в равенстве 8*2=16?
  4. Как найти периметр квадрата? (2 способа)
  5. Реши задачу.

9 литров молока разлили в три одинаковых банки поровну. Сколько литров молока вошло в каждую банку?

  1. Используй переместительное свойство умножения и вычисли.

2 * 15

3 * 11

2 * 10

Карточка 2

  1. Сформулируйте правило умножения 0 на любое число.
  2. Расскажите переместительное свойство умножения.
  3. Как называются компоненты деления?
  4. Как найти неизвестный множитель?
  5. Найди периметр квадрата со стороной 4 см.
  6. Сравни.

6 + 6 + 6  и  6*4

          10 + 1   и   10*1

Карточка 4

  1. Сформулируйте правило умножения любого числа на 0.
  2. Какое действие называют делением?
  3. Сумма каких двух чисел равна их произведению?
  4. Как выражение с действием умножения можно заменить действием сложения?
  5. Реши задачу.

Коля решил 3 столбика примеров по 5 примеров в каждом. Сколько примеров решил Коля?

  1. Сделай схематический рисунок и вычисли.

2 : 2

12 : 3

10 : 2

Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что, используя на уроках групповые технологии, учащиеся получают возможность взаимодействовать друг с другом, управлять коммуникацией, планировать и осуществлять учебное сотрудничество. Тем самым формируются коммуникативные УУД.

Литература:

  1. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. 1998. № 1. 
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя -- М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
  3. Ефимов В.Ф., Епишина Л.В. Изучение внетабличного умножения коллективными способами обучения // Там же. 2008. № 11.
  4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. «Знание», М., 1975
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. -  256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

«Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД»

laquo;Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информаци...