Организация проектной деятельности.
статья на тему

Захарова Мария Сергеевна

1) Классификация проектов

2) Этапы работы над проектом:

    

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности.

Организуя учебное проектирование, учитель может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу, поисковые задания, связанные, как-правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов, творческие задания, направленные на создание новых объектов. [33, с.61]

Даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Пропадает страх перед неправильным высказыванием, у учащихся развивается творческое воображение. Главное в проектной деятельности – это труд учеников. [1]

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что проектное обучение способствует:

•        адаптации учащихся к современным социально- экономическим условиям жизни;

•        обеспечению целостности  педагогического процесса, осуществлению  в единстве    разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся.

•        развитию творческих способностей и активности учащихся:

•        формированию технологического мировоззрения и мышления,

•        формированию мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества:

•        адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

•        реализации личностно-ориентированной парадигмы. [33,  с.61]

Классификация проектов: [12, с.10]

1.        По целям и задачам. .

а) Практико-ориентированный проект. Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Среди возможных вариантов продуктов этого типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. «Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему».

б) Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы,  обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обозначение задач исследования обсуждение полученных результатов.  

в) Информационный проект. Он  направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта может являться публикация в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект. Он  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: альманах, журнал для одноклассников, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, театрализация, видеофильм, спортивная игра, и т. п. [12, с.10]

д) Ролевой проект. Участвуя в таком проекте, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

е) Прикладной проект.

2. По предметно-содержательной области. [36]

а) Монопроекты. Они  проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, но может использоваться информация из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты. Такие проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3. По характеру контактов между участниками.

а) внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Межрегиональные и международные, как правило, являются телекоммуникационными, так как требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

4. По продолжительности выполнения

а) Мини-проекты (могут укладываться в один урок)

б) Краткосрочные проекты (продолжительность 4-6 уроков).

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя).

г)        Годичные проекты (бывают групповые или индивидуальные. От определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время в течении учебного года). [12, с.10]

В основе каждого проекта лежит проблема, на решение которой направлены действия учащихся, что и составляет содержание проектной деятельности.

5)По количеству участников

а) индивидуальные

б) парные

в) групповые [1, с.7]

Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях она может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В - третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Чаще темы проектов,  рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. [14 с.13]

Этапы работы над проектом:

       1)Планирование работы над проектом.  Включает в себя:

  • создание модели идеальной (желаемой) ситуации;
  • определение источников информации;
  • анализ имеющейся информации;
  • определение проблемы и её анализ
  • обсуждение возникших идей;
  • распределение задач между участниками;
  • формулировку, темы проекта. [18,12]

       2)Аналитический этап. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — практической, исследовательской, информационной.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема «обозначена перед проектной группой внешним заказчиком».

Поиск проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися—проектантами. [36 Сергеев с.6]

       Этап включает в себя постановку целей и задач проекта; составление плана, пошаговое планирование работы над проектом [12]; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы,  сети «интернет», обмен собственных знаний учащихся с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.) [18]; выбор формы продукта[12].  

       С педагогической точки зрения не имеет значение, содержит ли исследование новую информацию или уже известную. Исследовательский опыт является основным педагогическим результатом самым ценным приобретением.

      Результатом работы над проектом (выходом) является продукт (средство, которое было разработано участниками проекта для разрешения поставленной проблемы.) [36]. Он должен быть материальным, то есть оформлен как-либо. [12].

Возможные выходы проектной деятельности:

—- Web-сайт;

— Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

— Бизнес-план;

— Видеофильм;

— Видеоклип;

— Выставка;

— Газета;

— Журнал;

    — Карта;

    — Коллекция

    — Модель;

    — Музыкальное произведение;

    — Мультимедийный продукт;

    — Оформление кабинета;

    — Костюм;

    — Публикация;

    — Путеводитель;

    — Серия иллюстраций;

    — Сказка;

   — Справочник;

   — Сравнительно-сопоставительный анализ;

   — Статья;

   — Сценарий;

   — Учебное пособие;

   — Чертеж;

   — Экскурсия. [36]

3) Практический этап. Включает в себя выполнение работы по плану.

При оформлении работы выделяют: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение (выводы): список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле нужно указать тему исследования, она не заключается в кавычки и слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указывается вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс. После данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле нужно указать город и год выполнения работы (без слова «год»)

Выбор размера и вида шрифта титульного листа принципиального значения не имеет. Оглавление помещается после титульного листа, в котором приводятся все разделы работы, указываются страницы, с которых они начинаются.

Далее идет введение, основной текст (с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрациями: таблицами, фотографиями, диаграммами, схемами, рисунками [12, с.40-41]

В  заключении принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3-5). При оформлении списка сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор (или авторы), название, город, в котором была издана книга, издательство, год и количество. [19]

   Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на презентации проекта. Задача папки во время защиты — показать ход работы над проектом. проектная папка помогает:

— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

— четко организовать работу каждого участника проектной

— сэкономить время для поиска информации при проведении з дальнейшем других проектов, близких по теме;

— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом. [36, с.20]

В  составе проектной папки должно быть:

«1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4)вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

5)записи всех идей, гипотез и решений;

7)отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8)краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы». [36 с.20]

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды,  иногда трижды.

В первый раз — как методическая разработка проекта, которую утверждают у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Потом уточненный паспорт становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или  хранения в школьной медиатеке. [35]

Паспорт проекта состоит из следующих пунктов:

«1) Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Консультант(ы) проекта.

4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа но Проект).

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий практико-ориентированный, ролевой).

9) Заказчик проекта.

10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13) Необходимое оборудование.

14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15) Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе».

 В паспорт работы над проектом могут быть внесены изменения и дополнения. [36, с. 19]

4) Презентационный этап. Этап включает в себя планирование презентации и подготовку презентационных материалов; презентацию продукты (выхода) [12, с.10].

Требования к презентации:

- защита-презентация проводится самим автором (при индивидуальном проекте), группой авторов (при групповом проекте), творческим коллективом (при коллективном проекте);

-перед началом публичной защиты-презентации проекта жюри представляются: паспорт проекта (портфолио), лист «Защита- презентация проекта»;

- содержание и композиция защиты определяется авторами самостоятельно, при этом в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы; цели, задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения, выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере использования проекта на практике;

- после завершения выступления участник(и) должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации;

- в ходе защиты-презентации проекта возможно использовать рекламно-пояснительную

продукцию (буклеты, рекламные плакаты, анотации, программы и т. д.). [12, с.23]

Виды презентационных проектов могут быть различными:

 — Научная конференция.

— Деловая игра.

— Путешествие.

— Соревнования.

— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

— Игра с залом.

— Научный доклад.

— Пресс-конференция.

— Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

— Спортивная игра.

— Экскурсия.

— Телепередача.

— Реклама.

— Ролевая игра.

— Спектакль.

— Отчет исследовательской экспедиции. [36, с.21]

5) Контрольный этап. Включает в себя анализ результатов выполнения проекта и оценку продукта [12].

При организации проектной работы в начальной школе важно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов, и  которые близки к ним. Проблема должна быть в области познавательных интересов ребёнка и неаходиться в зоне ближайшего развития;
  2. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
  3. В процессе над темой желательно включать экскурсии, прогулки-наблюдения. (19, с. 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения...

Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.

Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной  на приобретение и  применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...