Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
статья (3 класс) на тему

Цырендашиева Марина Ешинимаевна

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе


Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Одним из средств формирования УУД у младших школьников может стать использование приемов технологии ОТСМ-ТРИЗ. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:

– модель “Элемент – имя признака – значение признака” для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова))

– модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература)

– модель “Морфологический ящик / копилка” для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий

– “Метод Маленьких Человечков” для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир)

– “Системный лифт” для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык)

– “Составление плана/раскадровка” для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература)

Приемы создай паспорт, морфологическая копилка/ящик универсальны, они способствуют сбору, анализу, систематизации и обобщению информации.

Примером использования приемов ОТСМ-ТРИЗ для формирования УУД может стать урок русского языка в 3 классе по УМК “Начальная школа XXI века” на тему “Число имен существительных”.

Тип урока: урок закрепления нового материала

Цель:

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи:

– развитие умения определять число имен существительных, род имен существительных (в ед.ч.);

– развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения;

– воспитание культуры общения на уроке.

Технология: ОТСМ-ТРИЗ

Используемые приемы: создание паспорта, морфологическая копилка.

Оборудование:

– учебник Иванов С.В. Русский язык. – 3 класс. – Ч.1. – М., 2006. – С. 141-143.

– составные части паспорта, опорные слова по теме.

– раздаточный материал (диагностика).

Ход урока

1. Стадия вызова

Мы продолжаем работу над блоком “Как устроен наш язык”, раздел “Части речи”.

– Что мы знаем о частях речи? (бывают самостоятельные и служебные) Приведите примеры

– С какой частью речи мы работаем? (с именем существительным)

– Что знаем о существительном? – заполним паспорт. (имя существительное, самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?, особые приметы: род, число; член предложения: подлежащие, дополнение)

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (изучать имя существительное)

Паспорт

Имя

существительное

Обозначает

предмет

Вопросы

кто? Что?

Особые приметы:

 

Род

средний, мужской, женский

Число

единственное, множественное

Член предложения

подлежащее, дополнение

Что можно сказать о словах, записанных на доске? Что объединяет слова? (сущ.) пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы

Это все имена существительные

– На какие группы можно их разделить?

А) словарные/несловарные

Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

б) слова в единственном числе и во множественном числе

– Спишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных

– Что заметили? (у слов во мн. Числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (род и число имен существительных)

2. Стадия осмысления

– Спишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных – устно проверить

– Что заметили? (род имен существительных определяется в единственном числе)

Интересно, а всегда ли можно это сделать?(...)

Это и будет проблемой нашего урока

Откроем учебник на стр. 141 и проверим наш вывод.

Упр. 1 – комментирование у доски по образцу:

ветер (ед.ч.) – м.р., листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)

Физминутка: пальчиковая гимнастика

упр. 2 – работа в парах

дерево – деревья, птица – птицы, мед – ?, молоко – ?, доброта – ?, пирог – пироги

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)

Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов.

Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад)

Чтение рубрики ‘Тайны языка’ (стр. 142)

упр. 3 – работа в парах

прятки – ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки – ?, сапоги – сапог, брюки – ?, ножи – нож проверить.

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа).

Наверно, есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов.

Есть среди слов на доске такое слово? (ножницы, часы)

Чтение рубрики ‘Тайны языка’ (стр. 143)

Копилка

Единственное число

Множественное число

Шоколад

Мед

Молоко

Доброта

Сливки

Брюки

Ножницы

Часы

Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)

Физминутка: гимнастика для глаз

3. Стадия рефлексии

Диагностика:

А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал – возьмите листки с диагностикой

Задание для диагностики:

Прочитай стихотворение.

У леса на опушке
Жила зима в избушке.
Она снежки солила
В берёзовой кадушке.

1. Подчеркни все существительные. Определи число, в единственном числе определи род.

2. Подчеркни все существительные. Определи число. Переведи слова из единственного числа в множественное число и, наоборот, из множественного числа в единственное число.

3. Составь и запиши предложение, с любыми словами, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Если вам на уроке было легко, все было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко;  если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.

4. Итог урока:

– с какой частью речи работали на уроке?

– что нового узнали?

5. Домашнее задание:

а) упр. 4 стр. 143;

б) подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени

В 2011/12 учебном году введены ФГОС  первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...

Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)

В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...