Клуб "Общение" рабочая программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Управление народного образования
Администрациии Муниципального образования
Городской округ«Смирныховский» Сахалинской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дома пионеров и школьников п.г.т. Смирных
УТВЕРЖДЕНА
на педагогическом совете муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников
протокол № _____от________________________
Директор____________________ Васильева А.М.
Образовательная программа
Клуб «Общение»
Для детей: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
2010-2011 уч. год
п.г.т. Смирных
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид группы – комплексный.
Состав группы – переменный.
Особенности набора – свободный.
Форма занятий – групповая и индивидуальная.
Год обучения – 1 год.
Количество обучающихся – 15 человек.
Возраст обучающихся – 13-17 лет.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Количество часов в год – 74 часа.
Место проведения занятий - на базе МОУ СОШ .
Образовательная программа клуб «Общение» разработана по социально-педагогической направленности. Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста (13-17лет). Образовательная программа составлена с нормативными документами, регламентирующими деятельность данного кружкового объединения. В кружковом объединении занимаются 15 человек. Объём часов в год составляет: 74 часа. Занятия проводятся на базе МОУ СОШ с.Буюклы.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Обучение по программе основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
- принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
- принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
- принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
- принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся;
- принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся.
Цель программы:
- гармоническое развитие личности в процессе общения окружающих его людей и незнакомой социальной среде;
- развитие эстетического образования, художественно-творческих умений.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- способствовать развитию наблюдательности;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к творческой деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;
- способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка;
- развивать нравственные и эстетические чувства;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
- развивать навыки самоанализа, рефлексии, критического отношения к себе, создание позитивного «Я», пониманию и чувствованию себя своей ценности;
- развивать навыки духовно–нравственного поведения в конкретных ситуациях;
- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;
- воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам этики и эстетики;
- воспитывать коллективизм и дружелюбие;
- создавать условия для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.
В течение года кружковое объединение Клуб «Общение» предусматривает специальные упражнения по культуре общения. Члены клуба имеют реальную возможность развивать личный опыт общения, дружеские отношения в массовых мероприятиях, познавать других людей и раскрывать свои творческие способности на уровне района и области.
Поскольку программа Клуб «Общение» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности необходимо:
- различные материалы: ткань, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, природный материал, файлы, папки, альбомы, ватманы, фотографии, дискеты, плёнка;
- инструменты: ножницы, линейки, карандаши, клей;
- аппаратура: проигрыватель, музыкальный центр, диски, синтезатор, магнитофон, видеомагнитофон, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, аудиокассеты;
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Успех данной программы во многом зависит от правильного выбора и применения методов обучения, под которыми понимаются способы совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно–образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
Методы обучения:
наглядные: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов);
практические: игровые (дидактические игры с предметами, конкурсы, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, мероприятиях), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений, сценариев и т.д.);
словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;
контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;
коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в выставках, презентациях, фестивалях и т.п.;
интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры).
Методы воспитания:
Так как предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношение к миру и отношение мира к себе, то можно выделить следующие методы воспитания, которые использует педагог в своей работе:
- методы формирования социального опыта детей. Эти методы воспитания направлены на то, чтобы упорядочить, насколько возможно, влияние внешних факторов социализации (общение со сверстниками и взрослыми, выбор развлечений и др.) и создать благоприятные условия для саморазвития личности подростка. Педагог предъявляет к обучающимся свои требования, а в ходе совместных занятий формируются и воспитываются коллективные требования. И здесь большую роль играет авторитет педагога;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этих методов воспитания является вербальность. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка и является мощным средством воспитания;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна поддержка педагога. Педагог активно использует поощрение, соревнование.
В программе используются следующие формы работы:
индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);
групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая деятельность, выставки, экологические фестивали, презентации, акции, конкурсы, ролевые игры).
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы Клуб «Общение» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу 1-го года они должны:
1) уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
2) овладеть навыками общения, чувство собственного достоинства, уверенность;
3) научиться познавать самих себя и других людей.
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20.07.2000 г. №103-ФЗ).
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 02.08.2003 г. № 470).
- Национальная доктрина образования в РФ.
- Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03.
Воспитательная работа:
- Участие в массовых мероприятиях и их организация.
- Участие в районных мероприятиях.
Работа с родителями.
- Совместные массовые мероприятия.
- Беседа о творческих достижениях детей.
- Практическая помощь родителям в проведении совместных мероприятиях.
Методическая работа:
1. Журналы, методические пособия.
2.Фотоальбом о работе кружка.
Содержание образовательной программы
Клуб «Общение»
Раздел 1. | ТБ и ПБО учащихся (6ч.). |
1.1 | Организованное занятие, введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. |
1.2 | Отработка навыков по ПБО. Эвакуация кружковцев. |
Раздел 2. | Типологические особенности личности (16ч.). |
2.1 | Индивидуальные особенности личности. |
2.2 | Знакомство с типами темперамента. |
2.3 | Выявление ТТ у кружковцев. |
2.4 | Работа в группах по определению ТТ у любимых героев фильмов. |
2.5 | Знакомство с типами характера. |
2.6 | Выявление у членов кружка ТХ. |
2.7 | Работа в группах по выявлению ТХ у литературных героев. |
Раздел 3. | Система общественных отношений (8ч.). |
3.1 | Стили общения. |
3.2 | Работа кружковцев по индивидуальным заданиям. |
3.3 | Понимание эмоционального состояния человека. Проигрывание различных ситуаций на примере окружающих. |
Раздел 4. | Экологическое воспитание через налаживание отношений с социумом (10ч.). |
4.1 | Подготовка к участию в областной с/х выставке. Разработка заданий, поиск материалов, оформление. |
4.2 | Подготовка к участию в областном экологическом форуме. Написание творческой работы, подготовка презентации. |
4.3 | Подготовка к участию в областном экологическом фестивале «Зелёный калейдоскоп». |
4.4 | Работа на пришкольном участке согласно экологическому проекту. |
Раздел 5. | Развитие эстетического и художественного восприятия через навыки свободного общения в разных видах деятельности (20ч.). |
5.1 | Участие в разработке планов месячников. |
5.2 | Разработка новогодних мероприятий для младших классов. Репетиции. Проведение новогодних утренников. |
5.3 | Подготовка к смотру художественной самодеятельности. |
5.4 | Проведение праздника «Татьянин день». |
5.5 | День Святого Валентина. |
5.6 | Поздравление для юношей ко Дню Защитника Отечества. |
5.7 | Поздравительная программа к 8 марта. |
5.8 | Разработка программы «Юмор в кругу друзей». |
5.9 | Разработка и проведение сценариев линеек «Последний звонок» для 9, 11 классов. |
Раздел 6. | Формирование нравственных качеств патриотического долга через культуру общения среди людей разных поколений (6ч.). |
6.1 | Встреча с ветеранами ВОВ. |
6.2 | Поездка в воинскую часть. |
6.3 | Подготовка к празднику 9 мая. |
Раздел 7. | Общение на уровне высокого внимания (8ч.). |
7.1 | Обмен впечатлениями. Чаепитие. |
7.2 | Подарок другу (игра). |
7.3 | Антистрессовая релаксация. (Тренинг). |
7.4 | Итоговое занятие. Чаепитие. |
ИТОГО: | 74 часа |
Учебно-тематический план
1 год обучения
Клуб «Общение»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов |
1. | ТБ и ПБО учащихся. | 1 | 1 | 2 |
1.1 | Организованное занятие, введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. | 2 | - | 2 |
1.2 | Отработка навыков по ПБО. Эвакуация кружковцев. | - | 2 | 2 |
2. | Типологические особенности личности. | 1 | 1 | 2 |
2.1 | Индивидуальные особенности личности. | 2 | - | 2 |
2.2 | Знакомство с типами темперамента. | 2 | - | 2 |
2.3 | Выявление ТТ у кружковцев. | - | 2 | 2 |
2.4 | Работа в группах по определению ТТ у любимых героев фильмов. | - | 2 | 2 |
2.5 | Знакомство с типами характера. | 1 | 1 | 2 |
2.6 | Выявление у членов кружка ТХ. | - | 2 | 2 |
2.7 | Работа в группах по выявлению ТХ у литературных героев. | - | 2 | 2 |
3 | Система общественных отношений. | 1 | 1 | 2 |
3.1 | Стили общения. | 2 | - | 2 |
3.2 | Работа кружковцев по индивидуальным заданиям. | - | 2 | 2 |
3.3 | Понимание эмоционального состояния человека. Проигрывание различных ситуаций на примере окружающих. | - | 2 | 2 |
4 | Экологическое воспитание через налаживание отношений с социумом. | 1 | 1 | 2 |
4.1 | Подготовка к участию в областной с/х выставке. Разработка заданий, поиск материалов, оформление. | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Подготовка к участию в областном экологическом форуме. Написание творческой работы, подготовка презентации. | - | 2 | 2 |
4.3 | Подготовка к участию в областном экологическом фестивале «Зелёный калейдоскоп». | - | 2 | 2 |
4.4 | Работа на пришкольном участке согласно экологическому проекту. | - | 2 | 2 |
5 | Развитие эстетического и художественного восприятия через навыки свободного общения в разных видах деятельности. | - | 2 | 2 |
5.1 | Участие в разработке планов месячников. | - | 2 | 2 |
5.2 | Разработка новогодних мероприятий для младших классов. Репетиции. Проведение новогодних утренников. | - | 2 | 2 |
5.3 | Подготовка к смотру художественной самодеятельности. | - | 2 | 2 |
5.4 | Проведение праздника «Татьянин день». | - | 2 | 2 |
5.5 | День Святого Валентина. | - | 2 | 2 |
5.6 | Поздравление для юношей ко Дню Защитника Отечества. | - | 2 | 2 |
5.7 | Поздравительная программа к 8 марта. | - | 2 | 2 |
5.8 | Разработка программы «Юмор в кругу друзей». | - | 2 | 2 |
5.9 | Разработка и проведение сценариев линеек «Последний звонок» для 9, 11 классов. | - | 2 | 2 |
6 | Формирование нравственных качеств патриотического долга через культуру общения среди людей разных поколений. | - | 1 | 1 |
6.1 | Встреча с ветеранами ВОВ. | - | 2 | 2 |
6.2 | Поездка в воинскую часть. | - | 2 | 2 |
6.3 | Подготовка к празднику 9 мая. | - | 1 | 1 |
7 | Общение на уровне высокого внимания. | - | 1 | 1 |
7.1 | Обмен впечатлениями. Чаепитие. | - | 2 | 2 |
7.2 | Подарок другу (игра). | - | 1 | 1 |
7.3 | Антистрессовая релаксация. (Тренинг). | - | 2 | 2 |
7.4 | Итоговое занятие. Чаепитие. | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 14 ч. | 60 ч. | 74ч. |
Список использованной литературы:
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2009. С. 426-433.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 2000. 367 с.
Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 2001.
Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 2002. С. 454-465.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации/ Сост. Н.К.Беснятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
Программа для внешкольных учреждений. – М.: Минпрос, 2000. – С.130.
Психолог в школе// Журнал по детской психологии. 2006. - № 1-6.- 55с.
Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...