Доклад "Технологии интерактивного обучения в начальной школе"
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_interaktivnogo_obuch_v_nachkl_doklad.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии интерактивного обучения в начальной школе.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Нам, педагогам, не стоит забывать слова В.А. Сухомлинского «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество:
- Работа в парах.
- Ротационные (сменные) тройки.
- Карусель.
- Работа в малых группах.
- Аквариум.
- Незаконченное предложение.
- Мозговой штурм.
- Броуновское движение.
- АМО «Дерево решений».
- Суд от своего имени.
- Гражданские слушания.
- Ролевая (деловая) игра.
- Метод «Пресс».
- Займи позицию.
- Дискуссия, «Факел».
- Дебаты.
Каждый учитель может самостоятельно придумать и разрабатывать новые формы работы с классом. Я регулярно использую на своих уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них, вместе находить решение проблемы.
Очень нравится детям такой вид работы, как «Карусель», когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее (динамические пары). Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно «ученики», а внешнее – «учителя» через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, «ученики» успевают ответить на вопрос, закрепляя изученное. Затем группы меняются ролями и «учителя» задают новые вопросы.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Активный метод обучения (АМО) «Дерево решений» предполагает деление класса на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на «деревьях» соседей свои идеи.
Метод «ПРЕСС» (ученики учатся дискутировать, аргументировать свои мысли)
Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре этапа метода «ПРЕСС»:
- Позиция: «Я считаю, что…»;
- Обоснование: «…потому, что…»;
- Пример: «…например…»;
- Выводы: «Поэтому я считаю…».
Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»:
1) Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка зрения.
2) Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем основываются доказательства.
3) Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их доказательства.
4) Обобщают свои мысли.
Часто использую и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используется такой приём, как «Факел». По кругу передается картинка зажжённого факела, и учащиеся высказываются о разных аспектах обсуждаемой темы.
Формами интерактивного обучения являются:
1. работа в статичных парах или парах сменного состава;
2. работа в малых группах;
3. игровое сотрудничество.
Подробнее остановимся на правилах применения именно этих форм организации учебной деятельности младших школьников.
Форма работы. Зона применения
- Работа в парах
Уроки всех типов.
Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.
- Работа в малых группах
Комбинированные уроки.
Уроки ознакомления с новым материалом.
Уроки обобщения знаний.
Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.
- Игровое сотрудничество
Уроки всех типов.
Этапы формирования устойчивых умений.
Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.
Результативность внедрения интерактивных технологий в современном уроке заключается в мотивации.
Задачи:
- сфокусировать внимание учеников на проблеме;
- вызвать интерес к теме урока;
- настроить учеников на эффективный процесс познания;
- вызвать у учеников личную заинтересованность;
- психологически подготовить учеников к восприятию темы урока;
- четко связать с темой урока;
- настроить учеников на решение определенных проблем.
Материал, представленный во время мотивации, подытоживается и становится «мостиком» для представления темы урока.
Например, приём «Раздели слова»
Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение, изречение известного человека и т.п.) или тему урока.
Шаг 2. Запишите все слова слитно.
Шаг 3. Ученики должны разделить слова и прочитать девиз урока или тему.
Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.
Например: Использование большой буквы в кличках животных.
Использование интерактивной доски.
Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может, так как не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать только сам педагог, ясно представляющий цель и пути её решения, использующий эффективные методы обучения, а доска – это лишь полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
У современных учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.
При использовании доски, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с интерактивной доской позволяет сэкономить драгоценное время на уроке и сделать его эффективнее.
Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.
Заключение
Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
Возникает целая система взаимодействий:
учитель - учащийся,
учитель - класс,
учащийся - класс,
учащийся - учащийся,
группа – группа,
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Литература
- Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 2012.
- Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 2010.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.
- Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие, — Минск, 2009.
- Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 2011.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 2001.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2004.
- Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х.,2003.
- Сухомлинский В.А. 100 советов учителю. – К., 1998.
- Ерошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. – К., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...
Интерактивное обучение в начальной школе
педагогическая концепция...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...
Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...
« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »
Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта http://www.o...
Статья методы интерактивного обучения в начальной школе
Статья на тему:"Мультимедийные технологии...."...
Мастер-класс "Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе"
В документе представлены интереактивные формы работы, их эффективность и успешность применения....