Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_tehnologicheskie_priyomy_raboty_s_tekstom_na_uroke.ppt | 332.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разработки и отбора приёмов и технологий, обеспечивающих деятельностный подход, формирование целостной системы самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, максимально инициирующих и стимулирующих активность.
Помочь оживить урок и сделать его более эффективнее в плане развития ключевых компетентностей учащихся может технология критического мышления (известная в России с 1997 года)
Методические приёмы синквей кластеры Приём «верите ли вы?» Приём «ЗХУ» инсерт
Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде кластера, грозди (может применяться на различных этапах уроках). Большой потенциал имеет этот приём и на стадии рефлексии. Задача этой формы не только в систематизации материала, но установлении причинно-следственных связей между гроздьями. Заданием может стать и укрепление одной или нескольких «гроздей» , выделение новых.
Технология «критического мышления» предлагает методический приём, известный как ИНСЕРТ. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащиеся знакомятся с рядом маркировочных знаков и им предлагается по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Например : «галочка»( V) – отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику; «плюс» (+) – отмечается новое знание, новая информация; «минус» (-) – отмечается то, что идёт в разрез с имеющимся у ученика представлениями, о чём он думал иначе; «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Завершением данной работы для ученика начальных классов, как правило, является устное обсуждение. Очень важно, чтобы обучающиеся в процессе обсуждения зачитывали текст, ссылаясь на него.
Приём «ЗХУ» – вариация «инсерта». Это одна из форм контроля эффективности чтения с пометками, является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: В каждую из колонок необходимо разнести информацию, полученную в ходе чтения. Особое требование- записывать сведения, понятия или факты следует своими словами, не цитируя учебник или иной текст. Такой приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и оценить её. Что мы З наем Что Х отим узнать У знали
Слово «СИНКВЕЙ» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, где 1-ая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно это имя существительное); 2-ая строка – описание темы в двух словах, как правило, это имя прилагательное; 3-я строка – описание действия, в рамках данной темы тремя словами, обычно это глаголы; 4-ая строка – фраза из 4-х слов, выражающая отношение автора к данной теме 5-ая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное обобщение , повторяющее суть темы;
Приём «Верите ли ВЫ?» может служить началом урока, когда обучающиеся, выбирая верные утверждения из предложенных учителем. Затем просим учеников установить верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с новой информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Т.о. , эффективность процесса обучения на уроке зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всём.
Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией , а не только с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения
В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...
Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".
Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"
В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....
Нестандартные формы и приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ
В своей статье я описала нестандартные формы и приемы работы с текстом на уроках ОРКСЭ. Данные формы и приемы способствуют глубокому пониманию и усвоению материала. Игровой материал сделает урок ярким...
Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...