Проект "Предпрофильная подготовка. Профессиональные пробы"
проект на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Игримская СОШ №1
Проект
«Предпрофильная подготовка обучающихся. Профессиональные пробы»
Разработали: педагог-психолог Городова Т.А.
учитель информатики Киселева Н.В.
г.п. Игрим
2015
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (в следствии разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Возможность своевременной и полноценной адаптации во взрослой жизни, реализация своего профессионального потенциала и своих способностей - важные и актуальные вопросы для молодого поколения.
Проблема помощи в трудоустройстве и выборе профессии решается профессиональными психологами с начала XX века (Ф.Парсон, США). С конца 60-х годов XX века направление профессиональной ориентации под руководством Е.А. Климова активно развивалось в отечественной психологии (Отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования, Ленинград). Профориетационная работа получила дальнейшее развитие в исследованиях Н.С. Пряжникова, И.С. Кона, К.М. Гуревича и др. Сегодня существует большое количество научных трудов и популярных книг отечественных авторов, посвященных выбору профессии и адресованных молодежи. В 90-х годах были переведены на русский язык книги, посвященные теме профориентации специалистов из США, Японии, стран Западной Европы (Дж. Фланаган, Дж. Холланд, С.Фукуяма и др.).
Сегодня профессиональная ориентация одна из интенсивно развивающихся, приоритетных направлений российской и зарубежной прикладной психологии. Однако, профориентационная поддержка старшеклассников в настоящее время оказывается специалистами образовательных учреждений (педагогами-психологами, учителями-предметниками). Школа призвана обеспечивать не только образование школьников, но и готовить к трудовой и общественной жизни. Профессиональное самоопределение осуществляется в системе профпробы, охватывающей широкий круг социальных, педагогических, психологических мероприятий, нацеленных на выявление факторов, влияющих на выбор профессии. Это не только знакомство с миром профессии и учебных заведений, но и информация о рынке труда, определение склонности способности школьника, психологическая поддержка.
Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
С введением предпрофильной подготовки и профильного обучения (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция предпрофильной подготовки) профориентационная поддержка приобретает особую значимость. Профпробы направлены на оказание обучающихся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. В процессе формирования у школьников готовности к профессиональному самоопределению общеобразовательное учреждение решает две задачи:
- оказание помощи в формировании выбора дальнейшего маршрута образования и профессиональных намерений;
- подготовку выпускников к реализации собственных образовательных и профессиональных планов.
Через профпробы осуществляется подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности по средствам:
- предоставление знаний о профессиях;
- развитие первоначальных профессиональных навыков в процессе проведения профессиональных проб;
- формирование способности выбирать будущую траекторию обучения, соответствующую личным склонностям и качествам обучающегося.
Целью проекта профпробы является совершенствование учебно-воспитательного процесса, представление опыта организации и проведение проектной деятельности обучающихся в предпрофильной подготовки или в рамках профориентационной работы с использованием современных информационных и коммуникационных технологий для его последующего системного внедрения и активного развития в других образовательных учреждениях.
В рамках реализуемого проекта создаются условия для формирования ключевых компетентностей обучающихся, навыков в сфере социально-трудовой деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, межличностных отношений, работы с системами и новыми технологиями.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:
1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;
3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
По осуществлению направления профессиональных проб координаторами выступают:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
• составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
• организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях района;
• организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия поселка;
• оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
• организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
• адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Школьный психолог:
• изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
• осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
• проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
• проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
• осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
• создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
• Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
• Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
• Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
• Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
• Анкетирование, диагностика;
• Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
• Встречи с представителями предприятий, учебных заведений
• Проведение нестандартных уроков, открытых уроков, мероприятий в рамках месячника профориентации «знакомство с профессиями», элективных курсов;
• Проектная деятельность , профессиональная проба.
Работа с родителями
• проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
• лектории для родителей.
• индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
• анкетирование родителей учащихся;
• привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
• помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
• помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
• избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
• создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Для реализации проекта профессиональной пробы в МБОУ Игримская СОШ №1 используются следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, психологическая диагностика, встречи с представителями разных профессий, кинопросмотры, экскурсии на предприятия поселка, встречи со специалистами ЦЗН, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес учащихся к участию в проекте.
План работы по реализации проекта «Предпрофильная подготовка обучающихся. Профессиональные пробы» на 2015-2016 учебный год
Цель: сформировать готовность подростков к жизненному профессиональному самоопределению, которая реализуется в обоснованном построении индивидуальной образовательной траектории (выбор профиля обучения на старшей ступени или сферы профессиональной деятельности для обучения в системе начального и среднего профессионального образования).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с актуальным для них «информационным полем», т.е. иметь целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоить понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям.
2. Оказать психолого-педагогическую помощь в обеспечении подростков средствами самопознания для исследования собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, развитии умений по целеполаганию и планированию дальнейшего образования.
3. Помочь в выборе путей и способов развития познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.
Состав рабочей группы:
1. Давыдова Т.Н. - кл. руководитель 9А класса
2. Андронюк Л.Ф.- кл. руководитель 9Б класса
3. Айдемирова Т.Р. –кл. руководитель 9В класса
4. Тушаков Д.Н. - кл. руководитель 10 А класса
5. Башарова Р.М. - кл. руководитель 11 А класса
6. Городова Т.А.- педагог-психолог
7. Киселева Н.В.- учитель информатики
8. Чурагулова О.С. - зам. директора по УВР
9. Хилай С.Н. - ведущий инспектор ЦЗН
- Работа с обучающимися:
№ | Мероприятия | Цель | Ответственные | Сроки |
Диагностика учащихся | ||||
1 | Тест Холланда (обуч.10-11 кл) | Выявление типа личности и вида деятельности, определяющих профессиональный выбор. | Педагог-психолог Городова Т.А. | сентябрь -октябрь |
3 | ДДО Е.А. Климова (обуч.9 кл.) | Определения типа профессии, который наиболее подходит человеку в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента. | Педагог-психолог Городова Т.А. | сентябрь –октябрь |
4 | Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета). | Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета). | Педагог-психолог Городова Т.А. | ноябрь |
Элективные курсы | ||||
1 | "География в нашей жизни" | Развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля. | Редникина А.Т., учитель географии | в течение года |
2. | "Мастерица" | Развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля. | Грамотина Л.Ж., учитель технологии | в течение года |
3. | "Умелец" | Развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля. | Михайлишин Д.Е., учитель технологии | в течение года |
4. | "Абсолютная грамотность", "С экзаменом на ты", "Подготовка к ГИА по русскому языку" | Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА | Айдемирова Т.Р., Р.М. Башарова, Л.Ф. Андронюк, Вовасова Л.Л. учителя русского языка | в течение года |
5. | "ЕГЭ на 100 баллов", "Мой первый экзамен" | Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА | Русеева Н.А., учитель математики | в течение года |
6. | Решение тестовых заданий по физике, химии, биологии, истории | Углубленное изучение, подготовка к ЕГЭ и ГИА | Учителя-предметники | в течение года |
Классные часы 9 классы | ||||
1 | Кем быть? Проблема выбора | Основные составляющие выбора профессии «хочу», «могу», «надо». Потребности - побуждение человека к деятельности | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | декабрь |
2 | «Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») | Понятие способностей общих и специальных. Понятие профпригодности. Формирование профессио-нально важных качеств | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | январь |
3 | Социальные проблемы труда («надо») | Расширение представлений о рынке труда и его особенностях, знакомство с основными условиями, действующими на рынке труда, знакомство с профессиями, пользующимися спросом и востребованными на рынке | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | февраль |
4 | Занятость населения. Структура и функции органов службы занятости населения ХМАО-Югры | Понятие клиента службы занятости; государственные услуги, оказываемые органами службы занятости; профессии, пользующиеся наибольшим спросом, и т.д. | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | март |
5 | Общешкольное родительские собрания | Информирование о ситуации на рынке труда Березовского р-она, проблемах выбора профессии и сфер деятельности; пропаганда и популяризация рабочих профессий | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | апрель |
Классные часы 10-11 классы | ||||
1 | «Мир профессий» | Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | ноябрь |
2 | «Профессии и специальности. Квалификация.» | Классификации профессий | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | декабрь |
3 | «Профессиональная зрелость и самопрезентация» | Знакомство с правилами составления резюме | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | январь |
4 | «Общешкольное родительское собрание» | Информирование о ситуации на рынке труда района, проблемах выбора профессии и сфер деятельности; пропаганда и популяризация рабочих профессий | Городова Т.А.(педагог-псхолог) Хилай С.Н (инспектор ЦЗН) | февраль |
Экскурсии на предприятия | ||||
1 | Экскурсия в амбулаторию г.п. Игрим | Информирование о видах профессии | Кл.руководитель 9-11 кл. | декабрь |
2 | Экскурсия в ЛПУ г.п. Игрим | Информирование о видах профессии | Кл.руководитель 9-11 кл. | февраль |
3 | Экскурсия в детский сад | Информирование о видах профессии | Кл.руководитель 9-11 кл. | март |
4 | Экскурсия в парикмахерскую | Информирование о видах профессии | Кл.руководитель 9-11 кл. | март |
Конкурсы | ||||
1 | Конкурсы сочинений, рисунков на тему «Я и моя будущая профессия» | Знакомство с профессией, развитие творческого потенциала. | Учителя русского языка и литературы | январь |
2 | Конкурс фотографий "Все профессии важны" | Знакомство с профессией, развитие творческого потенциала. | Учителя-предметники, педагог-психолог | февраль |
Проекты | ||||
1 | Моя профессиональная проба | Учащиеся 9-11 классов | Март-апрель | |
Объединения дополнительного образования | ||||
1 | ДЮЦ | Формирование склонностей и интересов через кружки и секции. | Кл.руководитель | В течение года |
2 | Айсберг "Ледовая арена" | |||
3 | СК "Олимпиец" | |||
Школьный управленческий совет | ||||
1 | День самоуправления. Заседание совета профилактики. | Самовыражение каждого школьника через участие в органах ученического самоуправления. | Чурагулова О.С., зам по УВР | В течение года |
Профессиональные пробы | ||||
Медсестра | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Мед.работник школы, Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Секретарь | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Воспитатель | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН шк.педагог-психолог, | В течение года | |
Педагог-организатор | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Учитель (по предметам) | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Учитель-предметник, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Психолог | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Психолог школы, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Бухгалтер/экономист | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Инженер (по областям) | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Специалист по физическому труду и спорту | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Учитель-предметник, Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Стилист-парикмахер | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Дизайнер (по областям) | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года | |
Web-дизайнер | Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности. | Кл.руководитель, инспектор ЦЗН, шк.педагог-психолог | В течение года |
Заполни таблицу о деятельности на профессиональной пробе:
Дата | Вид деятельности | Твоя оценка о выполненной работе |
Заполни таблицу
Что мне нравится в профессии/занятии, которое я выбрал | |
Что мне не нравится в профессии/занятии, которое я выбрал | |
Какими качествами должен обладать при выборе данной профессии | |
Что я не знаю о выбранном занятии |
Защита профессиональной пробы
Оформи свой проект в виде слайдов в программе PowerPoint, слайды должны быть украшены диаграммами, ссылками, рисунками, фотографиями с места прохождения проб, личными выводами-высказываниями.
Обязательные слайды:
Слайд №1 «Творческое название проекта», автор
Слайд №2- 4 «Краткая характеристика профессии»
Слайд №5 «Востребованность профессии на рынке труда г. Чайковский, Пермского края»
Слайд №6 « Качества, которые необходимы для успеха в данной профессии»
Слайд №7 Проект профессиональной пробы (Заполняется после профессиональной пробы) «Профильная проба:
- Вид деятельности.
- Профессия, должность, конкретная работа или виды работ.
- Что ты попробовал сделать самостоятельно.
- Самое яркое впечатление.
- Рекомендации работодателя.
Слайд №7 «Что тебе лично понравилось во время профессиональной пробы, в целом в профессии, а что нет»
Слайд №8 «Вывод: почему я не изменю или изменю своему выбору»
Литература:
- Бартер, Ю.Д. Проверь свои возможности: тесты/ Д. Бартер, Д. Вильямс.- М.: АСТ: Астрель, 2003.
- Донецкий, А.М. Выбери профессию/ А.М. Донецкий, О.А. Колесникова, Т. И. Полосина. - Жуковский: ПК"Сервис", 2002.
- Кибарев, А.А. Активные методы обучения и консультирования в профессиональном самоопределении: практикум по профориентации школьников старших классов/А.А. Кибарев. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
- Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий/ Е.А. Климов. - Обнинск, 1993.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
- Самоукин, А.И. Выбор профессии: путь к успеху/ А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина. - Дубна: ООО "Феникс+", 2000.
- Чистякова, С.Н.Твоя профессиональная карьера 8—9 классы/ под рек. С. Н. Чистяковой. - М: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке
В статье обобщён опыт работы по данной проблеме...
Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие подготовки школьников к выбору профессии
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное диагностирование обучающихся, институциональная программа «Профессиональное самоопределение школьников»...
Профессионально-психологическая подготовка сотрудника полиции
Реферат был написан на досуге в помощь ... родителям...
Статья "Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся"
Заниматься профориентацией в школе необходимо в ходе преподавания каждого предмета, не нарушая его логики и смысла. Современный преподаватель не имеет права оставаться в стороне от решения этой важной...
Использование корректурных проб в работе с детьми 5- 7 лет при подготовке к школе.
Корректурные пробы- (от слова корректировать) задания на поиск, корректировку и исправление какой-либо информации на листе бумаги. Для детей дошкольного возраста в корректурных пробах используются бук...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА – ПУТЬ В ПРОФЕССИИ
Новые технологии всегда очень быстро развиваются и без них немыслимо современное общество. Мир изменяется, меняемся и мы! Изучение 3D технологий с каждым годом становится все более значимым для соврем...
Результаты методического сопровождения Новиковой И.С. за работой педагогических работников АНО СОШ «Академическая гимназия», направленного на их профессиональное развитие и (или) при подготовке к участию в профессиональных конкурсах.
Направленность методического обеспечения учителей иностранного языка АНО СОШ «Академическая гимназия» включает в себя созданий условий для непрерывного улучшения образовательной деятельнос...