Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса коррекционной школы.
опыты и эксперименты на тему
Рабочая программа разработана на основе "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида" под редакцией И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_k_izo_4_klass_8_vid.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой/М.: «Просвещение», 2011.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов и предусматривает обучение в соответствии с возможностями ребёнка.
В программу включены следующие разделы:
1. Рисование с натуры. 2. Декоративное рисование. 3. Рисование на тему. 4. Беседы об изобразительном искусстве..
Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьника. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: • коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; • коррекция - развитие памяти; • коррекция - развитие внимания; • развитие пространственных представлений и ориентации; .
Развитие различных видов мышления:
• развитие наглядно-образного мышления; • развитие словесно-логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: • развитие умения сравнивать, анализировать; • выделять сходство и различие понятий; • умение работать по инструкциям, алгоритму; • планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
• развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; ,• формирование адекватности чувств; • формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
• коррекция нарушений устной и письменной речи; • коррекция монологической речи; • диалогической речи; • обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Рисование с натуры | 15 |
2 | Рисование на темы | 7 |
3 | Декоративное рисование | 8 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 |
ИТОГО: | 34 |
Содержание программы учебного курса
Рисование с натуры (15часов).
Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование (7 часов).
Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармоничного сочетания цветов.
Рисование на темы (8 часов).
Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Рисование на темы «Космические корабли в полете», «Здравствуй, лето!», «День защитника Отечества», «Пришла весна» и др.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 часа).
Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Рассматривание изделий народных мастеров
Узнавание и правильное название изображенных предметов.
Беседы по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» ,А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы».
Формы и средства контроля
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий, стартового, рубежного и итогового контролей.
Требования к уровню подготовки
Учащаяся должна уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой, «Просвещение», Москва, 2011 год.
- Иллюстрации и репродукции картин.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика | |
1. | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. | 1 час | Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. | |||
2. | Рисование с натуры листа дерева. | 1 час | Знать названия листьев различных деревьев. | |||
3. | Рисование с натуры ветки рябины. Стартовый контроль. | 1 час | Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. | |||
4. | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 час | Знать правила построения узора в квадрате. | |||
5. | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим». | 1 час | Знать отличие картины от репродукции. | |||
6. | Рисование геометрического орнамента . | 1 час | Знать правила построения узора в квадрате. | |||
7 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения. | 1 час | Знать понятие цилиндра. | |||
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка». Беседа «Декоративно-прикладное искусство». | 1 час | Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квад-ратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды). | |||
9 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла . | 1 час | Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особеннос-тях рассматриваемых изде-лий народного промысла (посуды). | |||
10 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 час | Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки. | |||
11 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 час | Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнитель-ные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. | |||
12 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 час | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика). | |||
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». Рубежный контроль. | 1 час | Уметь рисовать по представ-лению после наблюдения группу предметов. | |||
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1час | Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. | |||
15 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 час | Уметь размещать декора-тивные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. | |||
16 | Рисование на тему «Зимние забавы детей». | 1 час | Знать признаки зимы, зимние забавы детей. | |||
17 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | Уметь передавать в графичес-кой форме некоторые природные явления. | ||||
18 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). | 1 час | Знать отличие картины от репродукции. | |||
19 | Рисование с натуры предметов симметричной формы. | 1 час | Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | |||
20 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 час | Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. | |||
21 | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 час | Знать понятие «осевая линия». | |||
22 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». | 1 час | Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. | |||
23 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции . | 1 час | Знать части (конструкцию) изображаемого предмета | |||
24 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 1 час | Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать. | |||
25 | Рисование с натуры домиков для птиц . | 1 час | Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии. | |||
26 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассмат-ривание иллюстраций картин (И. Левитан «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). | 1 час | Знать признаки весны. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. | |||
27 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 час | Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать пропорции частей. | |||
28 | Рисование на тему «Космические корабли в полете». Итоговый контроль. | 1 час | Знать значение Дня космонавтики. | |||
29 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы). | 1час | Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. | |||
30 | Рисование с натуры в виде набросков столярных или слесарных инструментов. | 1 час | Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. | |||
31 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт). | 1 час | Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. | |||
32 | Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | 1 час | Знать правила построения узора в круге. | |||
33 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1час | Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий. | |||
34 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 час | Знать правила построения узора в квадрате. |
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М....
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....
рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"
Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2...
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка...
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"...