Публичное представление собственного педагогического опыта
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Бычаевой Людмилы Валерьевны
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая проблема, над которой я работаю – это «Портфолио как средство развития УУД младшего школьника».
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС).
Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.
Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Актуальность проблемы: каким должно быть содержание портфолио?
Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, необходимо развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Главной целью моей педагогической деятельности считаю необходимость разработать проект портфолио младших школьников. Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в структуре и содержании образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио.
Теоретическая база опыта
Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В классе имеется интерактивная доска, компьютер.
Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» выпускает
издательство «Просвещение».
Обучение в рамках данной образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа России» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения и способствуют формированию УУД.
За время работы по теме: Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе, я опиралась на научно-теоретические материалы:
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010 г
- Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.
- Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012г.
- Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008г
Технология опыта
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А-4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения и др.); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.
Преимущество Портфолио как инструмента фиксирования индивидуальных достижений младших школьников:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Формы представления образовательных результатов:
- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению оценок);
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- портфолио;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося.
Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Задачи портфолио:
- Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
- Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.
Функции портфолио:
- Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения по иностранному языку;
- Обобщающее-аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках иностранного языка, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;
- Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения иностранному языку;
- Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;
- Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.
Структура портфолио состоит из четырёх разделов: первый раздел называется “Мой портрет”, второй раздел – “Коллектор”, третий – “Рабочие материалы”, четвёртый - “Мои достижения”.
В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в портфолио могут быть даны учителями, родителями.
Раздел “Мой портрет” включает в себя рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально - психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.
Раздел “Коллектор” состоит из памяток, правил, законов жизни в классе, школе, а также в нём содержатся список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
Раздел “Рабочие материалы” включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения на уроках иностранного языка, грамоты, удостоверения мероприятий, собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио - видеозаписи, констатирующие характер достижений обучающегося, его уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.).В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии включаются в сам портфолио и сопровождаются рефлексивными суждениями школьников. Педагогу, реализующему портфолио на уроках необходимо продумать содержание занятий таким образом, чтобы ребенок на каждом занятии мог получить осязаемый продукт своей деятельности.
Раздел “Мои достижения” представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам.
Оценивание портфолио осуществляется учителями, родителями в конце четверти. Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности.
Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям:
- необычная презентация идеи портфолио или его раздела;
- вдумчивое использование материалов;
- наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата;
- наличие собственной деятельности;
- уровень коммуникативной организации материала для презентации.
Данные критерии интерпретируются для понимания младших школьников.
Результативность опыта
Использование технологии оценивания метапредметных знаний способствует формированию оценочной самостоятельности детей, развитию у них регулятивных универсальных учебных действий.
Качество знаний учащихся по отдельным предметам составляет 75 % и выше. Повысилось качество обученности слабых учащихся.
Качество знаний обучающихся по итогам года составило:
2012 - 2013 учебный год: 4 класс – русский язык – 73%;
математика – 79%.
2013 - 2014 учебный год: 1 класс – не аттестовывались.
2014 - 2015 учебный год: 2 класс – русский язык – 71%;
математика – 82%.
2015 - 2016 учебный год: 3 класс – русский язык – 75%;
математика – 79%.
Итоги формирования УУД возможно будет проанализировать только в марте – мае и октябре – ноябре 2017 года, когда учащиеся окончат начальную школу, перейдут в 5 класс и пройдёт адаптационный период обучения в среднем звене.
Адресные рекомендации по использованию опыта
За время работы по формированию УУД и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом "Школа России", были проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, выступления на методическом совете учителей начальных классов по темам «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе (ФГОС)», «Использование современных образовательных технологий в обучении младших школьников», «Портфолио учащегося», «Использование компьютерных технологий в образовательном процессе», выступление на педагогическом совете школы по темам «Реализация ФГОС. Стандарты нового поколения», «Необходимость проведения классных часов по технике безопасности с электроприборами в начальной школе». В рамках республиканского семинара-практикума Школа молодого педагога «Особенности организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ОО» провела классный час «Культура и быт мордовского народа».
За время работы были разработаны рабочие программы по предметам для 1-го, 2-го,3-го, 4-го классов.
Описание использования моего опыта дано в публикациях на моём личном сайте: http://nsportal.ru/bychaeva-lyudmila-valerevna
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Необходимость проведения классных часов по технике безопасности с электроприборами в начальной школе» http://nsportal.ru/node/2505078
- Презентация « Великая Отечественная война»: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/29/prezentatsiya-po-teme-velikaya-otechestvennaya
- Конспект урока по математике по теме: «Образование и названия трехзначных чисел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....