Программа кружка "Эрудит"
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа кружка предназначена учителям, работающих с обучающимися 4 класса. Относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Эрудит» (2015-2016 учебный год)
разработала учитель начальных классов
Барбашова Елена Михайловна
- Пояснительная записка
Когда людей станут учить не тому, что
они должны думать, а тому, как они
должны думать, то тогда исчезнут всякие
недоразумения.
Г. Лихтенберг
Настоящая программа базируется наследующих нормативных и учебно-методических документах:
Конвенции ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989 г,
• Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
• «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.),
• Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001 № 196,
• Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,
• Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,
• СанПиНа от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,
• Федерального закона от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
• Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),
• Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области от 30. 09.2010 г.,
• Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.,
- программы О.В. Холодовой «Умники и умницы».
Цель программы – создать условия для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать любовь к научно-познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать навыки применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;
развивать логическое мышление, умение анализировать и систематизировать полученные знания;
- развивать навыки самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.
Познавательные:
- формировать познавательный интерес к изучению предметов «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Приоритетные формы и методы работы с учащимися.
Формы работы:
- викторины,
- беседы,
- познавательные игры,
- конкурсы загадок,
- занятия,
- подготовка к олимпиадам.
Методы работы:
- проблемный диалог,
- классический диалог,
- мозговой штурм,
- групповое исследование,
- самостоятельное исследование.
Используем следующие методики работы с одарёнными детьми:
- заселение в домик;
- графический диктант (Д.Б. Эльконин, 1988г.);
- шифровка (детский вариант теста Векслера);
- тест Торренса на креативность мышления;
- «пятый лишний» (методика И.А.Архиповой);
- штриховка.
Приоритетными формами контроля является оценка и самооценка достижений учащихся, которые в процессе занятий способствует формированию чувства успешности, развитию стремления демонстрировать свои способности, а также анкетирование, собеседование; выполнение практических заданий.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
- Описание места кружка в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 4 класса.
Количество часов за год - 34.
Количество учебных недель – 34.
- Общая характеристика программы кружка «Эрудит»
Особенности содержания и методического аппарата. Новизна программы кружка «Эрудит» заключается в следующем:
- во - первых, качеством того, что будут изучать дети;
- во - вторых, степенью напряжённости изучения материала.
В её содержании выделяются три составные части:
- обязательная - то, что дети должны изучать;
- дифференцированная - то, что дети могут изучать;
- индивидуализированная - то, что дети хотят изучать.
На занятиях поднимаются глобальные философские проблемы.
Дети учатся пользоваться различными источниками научной информации (энциклопедии словари, научно-познавательные книги из различных областей знаний), ведут пользовательский поиск, учатся ставить проблемы, принимать решения.
Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях кружка дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.
Выделяем следующие принципы построения программы:
- Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
- Личностно-ориентированный подход к детям.
- Изучение интересов и потребности детей.
- Практическое участие детей.
- Творческий подход в решении проблемы.
Структура и специфика курса. Программа является модульной: 5 модулей, связанные между собой логикой формирования успешного человека:
- модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике»;
- модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады»;
- модуль 3 «Мир литературных героев»;
- модуль 4 «Знай свой край и свой мир»;
- модуль 5 «Подведение итогов».
Специфика курса нашла своё отражение в основных направлениях деятельности:
- подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
- подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП».
Большое значение в работе с детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности учащихся.
- Описание ценностных ориентиров содержания программы кружка
Ценностные ориентиры на ступени начального общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты:
- усвоение основных базовых знаний, ключевых понятий;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- формирование творческого мышления;
- улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
- Содержание программы
Введение в тему (1 час). Знакомство с кружком «Эрудит».
Модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике» (4 часа). Логические задачи. Задачи на смекалку. Логические задания. Брейн-ринг.
Модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады» (13 часов). Ребусы. Головоломки. Шарады. Что такое ТРИЗ? Загадки. Величины и единицы измерений. Занимательная геометрия. Секреты языкознания. ТРИЗ-загадки. Весёлые головоломки. Игра «Вопрос – ответ». Конкурс загадок. Подготовка к олимпиадам.
Модуль 3 «Мир литературных героев» (4 часа). Герои русских народных сказок. Литературные произведения народов мира. Литературные герои, встречающие в произведениях 4 класса. Литературная викторина. Подготовка к олимпиадам.
Модуль 4 «Знай свой край и свой мир» (10 часов). Картография и страноведение. Основные вехи истории России. Викторина «Животный мир». История Оренбургской области. История города. Викторина «Лесные загадки». Великие люди: факты и открытия. Подготовка к олимпиадам.
Модуль 5 «Подведение итогов» (2 часа). Повторение. Познавательная игра «Интеллектуальное казино».
- Система оценки уровня достижения планируемых результатов
освоения программы
Системой оценки планируемых результатов являются показатели уровня успешности учащихся, выраженные в форме того, что за успешную работу на кружке учащиеся получают жетоны, итоги подводятся по четвертям; в конце года обучающиеся награждаются грамотами.
Также оценкой планируемых результатов является выполнение практических заданий кружка, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Практическая реализация:
- Подготовка к олимпиадам;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП»;
- брейн-ринг;
- игра «Вопрос-ответ»;
- литературная викторина;
- викторина «Животный мир»;
- викторина «Лесные загадки»;
- конкурс загадок;
- познавательная игра «Интеллектуальное казино».
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список рекомендуемой литературы:
- Агапова И.А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время.- Волгоград: Учитель, 2009 г// http://eknigi.org/hobbi_i_razvlechenija/15652-golovolomki-sharady-rebusy-na-urokax-i-vo.html
- Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. 2 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 // http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0066094
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Методическое пособие для 1-4 классов, Москва: РОСТ книга, 2007 г// http://domivse.ru/index.php/shcool/nachalo/299-yunym-umnikam-i-umnitsam-4-klass-chast-1-reshebnik-otvety.html
Интернет-ресурсы:
- www.nsportal.ru
- www. proshkoly.ru
- www.multiurok.
Список литературы для родителей и учащихся:
- Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев - М.: Просвещение, 1995
- Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. - М.,Айрис-пресс, 2007
- Максимова Т.М. Олимпиадные задания по математике и русскому языку: 3-4 классы. - М.: ВАКО, 2009
- Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. - М.: Школа-Пресс, 1993
- Панов М.В. Занимательная орфография - М..: Просвещение, 1984
- Календарно-тематическое планирование
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | УУД | Дата по плану | Дата факт. | ||
Всего | Теор. | Практ. | |||||
1 четверть – 9 часов | |||||||
1 | Знакомство с кружком «Эрудит» | 1 | 1 | 0 | Личностные: Сформировано представление о себе как участнике кружка. Познавательные: Получат возможность расширить свои знания о деятельности кружка «Эрудит». Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
Модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике». | 4 | 1,5 | 2,5 | Личностные: Сформировано представление о себе как участнике кружка, умеющем решать различные математические задания. Познавательные: Получат возможность расширить знания и улучшить навыки решения математических заданий. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
2 | Логические задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Задачи на смекалку. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Логические задания. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
5 | Брейн-ринг. | 1 | 0 | 1 | |||
Модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады». | 13 | 2 | 11 | ||||
6 | Ребусы. | 1 | 0 | 1 | Личностные: Сформировано представление о себе как участнике кружка, умеющем успешно работать с ребусами, головоломками, шарадами, загадками. Познавательные: Получат возможность углубить свои знания и улучшить навыки в данной знаниевой парадигме. | ||
7 | Головоломки. | 1 | 0 | 1 | |||
8 | Шарады. Подготовка к олимпиадам. | 1 | 0 | 1 | |||
9 | Что такое ТРИЗ? | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2 четверть – 7 часов | |||||||
10 | Загадки. | 1 | 0 | 1 | Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности | ||
11 | Величины и единицы измерений. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
12 | Занимательная геометрия. Подготовка к олимпиадам. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
13 | Секреты языкознания. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
14-15 | ТРИЗ-загадки. Подготовка к олимпиадам. | 2 | 0 | 2 | |||
15 | Весёлые головоломки. Подготовка к олимпиадам. | 1 | 0 | 1 | |||
3 четверть – 10 часов | |||||||
16 | Игра «Вопрос – ответ». Конкурс загадок. | 1 | 0 | 1 | Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
17 | Подготовка к олимпиадам. | 1 | 0 | 1 | |||
Модуль 3 «Мир литературных героев» | 4 | 2 | 2 | Личностные: Сформировано представление о себе как участнике кружка, хорошо знающем литературу. Познавательные: Получат возможность расширить эрудицию и закрепить навыки в данной плоскости знаний. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
18 | Герои русских народных сказок. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
19 | Литературные произведения народов мира. | 1 | 1 | 0 | |||
20 | Литературные герои, встречающие в произведениях 4 класса. Литературная викторина. | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
21 | Подготовка к олимпиадам. | 1 | 0 | 1 | |||
Модуль 4 «Знай свой край и свой мир» | 10 | 6 | 4 | Личностные: Сформировано представление о себе как участнике кружка, хорошо знающим окружающий мир и свой край. Познавательные: Получат возможность расширить свои знания и закрепить умения в данной области знаний. | |||
22 | Картография и страноведение. | 2 | 1 | 0 | |||
23 | Картография и страноведение. Подготовка к олимпиадам. | 0 | 1 | ||||
25 | Основные вехи истории России. | 2 | 1 | 0 | |||
26 | Основные вехи истории России. | 1 | 0 | ||||
4 четверть – 8 часов | |||||||
27 | Основные вехи истории России. | 1 | 0 | 1 | Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||
28 | Викторина «Лесные загадки». | 1 | 0 | 1 | |||
29 | История Оренбургской области. | 1 | 1 | 0 | |||
30 | История города. | 1 | 1 | 0 | |||
31 | Викторина «Животный мир». | 1 | 0 | 1 | |||
32 | Великие люди: факты и открытия. | 1 | 1 | 0 | |||
Модуль 5 «Подведение итогов» | 2 | 1 | 1 | Личностные: Сформировано представление о себе как об активном и успешном участнике кружка. Познавательные: Получат возможность узнать, чему они научились за год. Регулятивные: Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности Коммуникативные: Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |||
33 | Повторение | 1 | 1 | 0 | |||
34 | Познавательная игра «Интеллектуальное казино» | 1 | 0 | 1 | |||
Итого | 34 | 12,5 | 21,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...