Программа кружка "Эрудит"
рабочая программа (4 класс) на тему

Барбашова Елена Михайловна

Программа кружка предназначена учителям,  работающих с обучающимися 4 класса. Относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общеинтеллектуальный кружок46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Эрудит» (2015-2016 учебный год)

разработала учитель начальных классов

Барбашова Елена Михайловна

  1. Пояснительная записка

Когда людей станут учить не тому, что

                        они должны думать, а тому, как они

                        должны думать, то тогда исчезнут всякие

                                                                                        недоразумения.

                                                        Г. Лихтенберг

Настоящая программа базируется наследующих нормативных и учебно-методических документах:

Конвенции  ООН «О правах ребёнка» от 20.11.1989 г,

•        Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,

•        «Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.),

•        Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19. 03. 2001  № 196,

•        Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02.  2010 года № Пр-271,

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,

•        СанПиНа  от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,

•        Федерального  закона  от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

•        Гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.),

•        Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в  Оренбургской области от 30. 09.2010 г.,

•        Методических рекомендаций Министерства образования Оренбургской области по написанию образовательной программы начального общего образования от 14. 01. 2011 г.,

  •   программы О.В. Холодовой «Умники и умницы».

Цель программы  – создать условия для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к научно-познавательной деятельности.

Развивающие:

  развивать  навыки  применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;

  развивать  логическое  мышление, умение  анализировать и систематизировать полученные знания;

  •  развивать  навыки  самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.

Познавательные:

  • формировать познавательный интерес к изучению предметов «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Формы работы:

  • викторины,
  • беседы,
  • познавательные игры,
  • конкурсы загадок,
  • занятия,
  • подготовка к олимпиадам.

Методы работы:

  • проблемный диалог,
  •  классический диалог,
  •  мозговой штурм,
  • групповое исследование,
  •  самостоятельное исследование.

Используем следующие методики работы с одарёнными детьми:

  • заселение в домик;
  • графический диктант (Д.Б. Эльконин, 1988г.);
  • шифровка (детский вариант теста Векслера);
  • тест Торренса на креативность мышления;
  • «пятый лишний» (методика И.А.Архиповой);
  • штриховка.

Приоритетными формами контроля является оценка и самооценка  достижений учащихся, которые в процессе занятий способствует формированию чувства успешности, развитию стремления демонстрировать свои способности, а также  анкетирование, собеседование; выполнение практических заданий.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

  1. Описание места кружка в учебном плане

Программа предназначена для учащихся 4 класса.

Количество часов за год  - 34.

Количество учебных недель – 34.

  1. Общая характеристика программы кружка «Эрудит»

Особенности содержания и методического аппарата. Новизна программы кружка «Эрудит» заключается в следующем:

  • во - первых, качеством того, что будут изучать дети;
  • во - вторых, степенью напряжённости изучения материала.

В её содержании выделяются три составные части:

  • обязательная - то, что дети должны изучать;
  • дифференцированная - то, что дети могут изучать;
  • индивидуализированная - то, что дети хотят изучать.

На занятиях поднимаются глобальные философские проблемы.

Дети учатся пользоваться различными источниками научной информации (энциклопедии словари, научно-познавательные книги из различных областей знаний), ведут пользовательский поиск, учатся ставить проблемы, принимать решения.

Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.

В процессе осуществления различных исследований на занятиях кружка дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.

Выделяем следующие принципы построения программы:        

  1. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.
  2. Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.
  3. Личностно-ориентированный подход к детям.
  4. Изучение интересов и потребности детей.
  5. Практическое участие детей.
  6. Творческий подход в решении проблемы.

Структура и специфика курса. Программа является модульной:  5 модулей, связанные между собой логикой формирования успешного человека:

  • модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике»;
  • модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады»;
  • модуль 3 «Мир литературных  героев»;
  • модуль 4 «Знай свой край и свой мир»;
  • модуль 5 «Подведение итогов».

Специфика курса нашла своё отражение в основных направлениях деятельности:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
  • подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру»,  «ЧИП».

        Большое значение в работе с детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности учащихся.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы кружка

Ценностные ориентиры на ступени начального общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

  осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

 Предметные результаты:

  • усвоение  основных базовых  знаний,  ключевых понятий;
  • овладение  способами исследовательской деятельности;
  • формирование творческого мышления;
  • улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешное  выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.
  1. Содержание программы

Введение в тему (1 час). Знакомство с кружком «Эрудит».

Модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике» (4 часа). Логические задачи. Задачи на смекалку. Логические задания. Брейн-ринг.  

Модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады» (13 часов). Ребусы. Головоломки. Шарады. Что такое ТРИЗ? Загадки. Величины и единицы измерений. Занимательная геометрия. Секреты языкознания. ТРИЗ-загадки. Весёлые головоломки. Игра «Вопрос – ответ». Конкурс загадок. Подготовка к олимпиадам.

Модуль 3 «Мир литературных  героев» (4 часа). Герои русских народных сказок. Литературные произведения  народов мира.  Литературные герои, встречающие в произведениях 4 класса. Литературная викторина. Подготовка к олимпиадам.

Модуль 4 «Знай свой край и свой мир» (10 часов). Картография и страноведение. Основные вехи истории России. Викторина «Животный мир».  История Оренбургской области. История города. Викторина «Лесные загадки». Великие люди: факты и открытия. Подготовка к олимпиадам.

Модуль 5 «Подведение итогов» (2 часа).  Повторение.  Познавательная игра «Интеллектуальное казино».

  1. Система оценки  уровня достижения планируемых результатов

 освоения программы

Системой оценки планируемых результатов являются показатели уровня успешности учащихся, выраженные в форме того, что за успешную работу на кружке учащиеся получают жетоны, итоги подводятся по четвертям; в конце года обучающиеся награждаются грамотами.

Также оценкой планируемых результатов является выполнение практических заданий кружка, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Практическая реализация:

  • Подготовка к олимпиадам;
  • участие в олимпиадах различного уровня;
  • участие в международных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП»;
  • брейн-ринг;
  • игра «Вопрос-ответ»;
  • литературная викторина;
  • викторина «Животный мир»;
  • викторина «Лесные загадки»;
  • конкурс загадок;
  • познавательная игра «Интеллектуальное казино».

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список  рекомендуемой  литературы:

  1. Агапова И.А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное  время.- Волгоград: Учитель, 2009 г// http://eknigi.org/hobbi_i_razvlechenija/15652-golovolomki-sharady-rebusy-na-urokax-i-vo.html
  2.  Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной  школы. 2 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 // http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0066094
  3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Методическое пособие для 1-4 классов, Москва: РОСТ книга, 2007 г// http://domivse.ru/index.php/shcool/nachalo/299-yunym-umnikam-i-umnitsam-4-klass-chast-1-reshebnik-otvety.html

Интернет-ресурсы:

  1. www.nsportal.ru
  2. www. proshkoly.ru
  3. www.multiurok.

Список литературы для  родителей и учащихся:

  1. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев -  М.:  Просвещение, 1995
  2. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. -  М.,Айрис-пресс, 2007
  3. Максимова Т.М. Олимпиадные задания по математике и русскому языку: 3-4 классы. - М.: ВАКО, 2009
  4. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.  - М.: Школа-Пресс, 1993
  5. Панов М.В. Занимательная орфография - М..:  Просвещение, 1984


  1. Календарно-тематическое планирование

Перечень  разделов, тем

Количество часов

УУД

Дата по плану

Дата факт.

Всего

Теор.

Практ.

1 четверть – 9 часов

1

Знакомство с кружком «Эрудит»

1

1

0

Личностные:

Сформировано представление о себе как участнике кружка.

Познавательные:

Получат возможность расширить свои знания о деятельности кружка «Эрудит».

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Модуль 1 «Логические задания и задания на смекалку по математике».

4

1,5

2,5

Личностные:

Сформировано представление о себе как участнике кружка, умеющем решать различные математические задания.

Познавательные:

Получат возможность расширить  знания и улучшить навыки решения   математических заданий.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

2

Логические задачи.

1

0,5

0,5

3

Задачи на смекалку.

1

0,5

0,5

4

Логические задания.

1

0,5

0,5

5

Брейн-ринг.

1

0

1

Модуль 2 «Ребусы, загадки, головоломки, шарады».

13

2

11

6

Ребусы.

1

0

1

Личностные:

Сформировано представление о себе как участнике кружка, умеющем успешно работать с ребусами, головоломками, шарадами, загадками.

Познавательные:

Получат возможность углубить свои знания и улучшить навыки в данной знаниевой парадигме.

7

Головоломки.

1

0

1

8

Шарады. Подготовка к олимпиадам.

1

0

1

9

Что такое ТРИЗ?

1

0,5

0,5

2 четверть – 7 часов

10

Загадки.

1

0

1

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

11

Величины и единицы измерений.

1

0,5

0,5

12

Занимательная геометрия. Подготовка к олимпиадам.

1

0,5

0,5

13

Секреты языкознания.

1

0,5

0,5

14-15

ТРИЗ-загадки. Подготовка к олимпиадам.

2

0

2

15

Весёлые головоломки. Подготовка к олимпиадам.

1

0

1

3 четверть – 10 часов

16

Игра «Вопрос – ответ». Конкурс загадок.

1

0

1

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

17

Подготовка к олимпиадам.

1

0

1

Модуль 3 «Мир литературных  героев»

4

2

2

Личностные:

Сформировано представление о себе как участнике кружка, хорошо знающем литературу.

Познавательные:

Получат возможность расширить эрудицию и закрепить навыки в данной плоскости знаний.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

18

Герои русских народных сказок.

1

0,5

0,5

19

Литературные произведения  народов мира.  

1

1

0

20

Литературные герои, встречающие в произведениях 4 класса. Литературная викторина.

1

0,5

0,5

21

Подготовка к олимпиадам.

1

0

1

Модуль 4 «Знай свой край и свой мир»

10

6

4

Личностные:

Сформировано представление о себе как участнике кружка, хорошо знающим окружающий мир и свой край.

Познавательные:

Получат возможность расширить свои знания  и закрепить умения в данной области знаний.

22

Картография и страноведение.

2

1

0

23

Картография и страноведение. Подготовка к олимпиадам.

0

1

25

Основные вехи истории России.

2

1

0

26

Основные вехи истории России.

1

0

4 четверть – 8 часов

27

Основные вехи истории России.

1

0

1

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

28

Викторина «Лесные загадки».

1

0

1

29

История Оренбургской области.

1

1

0

30

История города.

1

1

0

31

Викторина «Животный мир».  

1

0

1

32

Великие люди: факты и открытия.

1

1

0

Модуль 5 «Подведение итогов»

2

1

1

Личностные:

Сформировано представление о себе как  об активном и  успешном участнике кружка.

Познавательные:

Получат возможность узнать, чему они научились за год.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять планирование своей деятельности

Коммуникативные:

Учащиеся научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

33

Повторение

1

1

0

34

Познавательная игра «Интеллектуальное казино»

1

0

1

Итого

34

12,5

21,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...