«Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Губкина Белгородской области
Выступление на ГМО:
«Виды и формы
контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов».
Подготовила: Липовская И.В.,
учитель начальных классов
г.Губкин
2014 год
Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам проверки.
Цель контрольно – оценочной деятельности -
- Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства.
- Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам инварианта учебного плана, их универсальных учебных действий.
- Соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
- Контроль за выполнением учебных программ.
Согласно требованиям ФГОС НОО оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- Оценку динамики образовательных достижений обучающихся;
- Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;
- Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений младшего школьника;
- Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщённый результат накопленных за период обучения отметок.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
- В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В системе оценивания в начальной школе по требованиям ФГОС используются:
- Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администратора и др.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результате самооценки обучающихся; в результате наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговых оценках обучающихся, и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.
- Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:
- обучающихся об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;
- учителей об эффективности их педагогической деятельности.
- Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение обучающихся; ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в своём темпе и т.п.
- Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах.
Разработчики системы оценивания достижения планируемых результатов на уровне начальной школы рекомендуют использовать три вида оценивания:
- Стартовую диагностику,
- Текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
- Итоговое оценивание.
Стартовая диагностика (на входе) в 1-ых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их «предметной» готовности.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью:
- выяснения общего уровня готовности класса к изучению предметов;
- выяснения уровня готовности ребёнка и выявления его индивидуальных особенностей.
Следует помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний и / или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы учителя с данным ребёнком в течение адаптационного периода и направления этой работы!
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ обучающихся.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщённый результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ обучающихся, составляющие портфолио.
Вместе с тем целесообразна и итоговая демонстрация общей подготовки обучающихся. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребёнком на протяжении всего четвёртого года обучения под руководством учителя, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты.
Подводя итог, отметим, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения, итоговое оценивание строится на следующих принципах:
- Раздельной оценки достижения базового и повышенных уровней требований к подготовке обучающихся. Базовый уровень характеризуется таким показателем достижения планируемых результатов, как «обучающиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно», а повышенные уровни – «обучающиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и / или сверстников»,
- Открытости и реалистичности норм и критериев,
- Признания права обучающегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания,
- Признания права обучающегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений.
Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего — программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.
Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной (коррекционной) общеобразовате...
Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида
Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы....
Статья "Взаимодействие педагога и членов семьи учеников коррекционной школы 7 вида в рамках воспитательного процесса"
Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов школы с родителями детей с проблемами в развитии....
Конкурсный урок математики "Вычитание вида 52-24" на Педагог года Калмыкии-2017
Конкурсный урок математики...
Электронное портфолио педагога в виде Интернет - ресурса
Добрый день!Представляю Вам в электронном виде своё портфолио (в прикреплённом ниже файле)....
Адаптация дошкольников и младших школьников к новому виду деятельности – обучению. Способы взаимодействия педагога и обучающегося в образовательном процессе.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...