Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ
статья на тему

Шеуджен Фатима Чемалевна

О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

      Доклад

Введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ

                                            Подготовила:  учитель начальных классов

                                                                       МБОУ СШ №4 им. Д.С.Схаляхо

                                                                       Шеуджен Фатима Чемалевна

"О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года"

 

Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с нарушениями психического и соматического развития. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700 тыс составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1 детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.  В образовательных учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются 467 176 таких детей. Из них 210 194 ребенка учатся в 1676 специальных (коррекционных) школах.

Таким образом, в настоящее время в инклюзивное образование включены около 55 % детей с ОВЗ от общего числа детей-инвалидов.

На государственном уровне приняты Федеральная целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» и Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, нацеленная на обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья  на образование и включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную среду.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи.

Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Инклюзивное образование – это не просто «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов – в классы общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка.  А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Стандарт преследует следующие цели:

 

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования;

● обеспечение государством гарантий получения школьного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:[1]

·                    образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

·                    государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

·                    общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам с поддерживающей ее программой коррекционной работы; по адаптированным образовательным программам; по специальным индивидуальным образовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися;

·                    под специальными условиями получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

·                    при получении образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;

·                    особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В обществе существует целый ряд проблем, связанных с включение ребенка-инвалида в образовательный процесс, однако одним из ключевых вопросов стоит отсутствие доступной среды и современных технических средств реабилитации и образовательных средств ИКТ, облегчающих образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями.

        Не менее значима  проблема социализации детей с ОВЗ в общеобразовательном классе.

      В возрасте 6-7 лет поход в школу для детей, это не просто возможность получить знания, это, прежде всего, новый этап жизни, новая ступень социализации. Ребенок учиться находить общий язык с преподавателями. Для него открывается возможность совместной работы с другими детьми, а для этого необходимо не только найти с ними общий язык, но и научится принимать и учитывать чужие желания и возможности. Ребенок открывает в себе новые таланты, развивает их, что немаловажно для дальнейшей социализации и лучшем осознании себя как личности. Ребенок получает новый социальный статус, занимает новое положение в обществе, а это помогает ему развить в себе ответственность.

      Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками. Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.

      Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими детьми ему будет намного сложнее.

      Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с ограниченными возможностями необходима помощь. Данную помощь им должны предоставлять преподаватели и различные специалисты.

      Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это необходимо, находить общий язык с преподавателем.

      Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее.

       При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.

      Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально - дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»

Реализация требований ФГОС НОО. Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ....

Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью...

Статья: «Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ/ФГОС О (у/о)»

Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также...