Место проектной деятельности в коррекционных учебных заведениях, а стоит ли овчинка выделки?
статья на тему
В статье представлено подробное описание технологии проектирования, как основной технологии в работе с младшими школьниками. Её преимущества и недостатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Место проектной деятельности в коррекционных учебных заведениях, а стоит ли овчинка выделки?
Что же это такое и с чем это едят?
На сегодняшний день метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Идеи обучения детей через их самостоятельное познание окружающего мира возникли ещё в начале прошлого столетия в США. Прародителем таких идей являлся американский философ и педагог Дж. Дьюи.
В основу метода проектов было положено развитие познавательных навыков учащихся через развитие у них умения самостоятельно конструировать свои знания. Целью являлось обучение ребёнка самостоятельному ориентированию в информационном пространстве и развитие у него критического мышления.
В современном понимании основным тезисом проектной деятельности является следующее: всё, что я узнаю в процессе познания окружающего мира необходимо мне, и я знаю, где и как эти знания применить. Именно эта мысль и привлекает многие образовательные системы, которые стремятся уравновесить академические знания и прагматические умения.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Здесь важно чётко понимать, что ведущим в таком взаимодействии будет ребёнок, а учитель является лишь «вспомогательным средством», которое помогает направить деятельность ребёнка, но не контролирует её. Отсюда следует вывод о том, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течении какого-либо отрезка времени. И конечно же нельзя забывать о результате. Результатом такой деятельности всегда является какой-либо продукт, будь то – книга, газета, электронный журнал, или какая-нибудь конструкция… Продукт – это реальное воплощение знаний, которые усвоил ученик в процессе выполнения, какого-либо проекта.
Как всё начиналось….
Идеи проектного обучения зародились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее уже при Советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦКВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.
В последние годы метод проектной деятельности вновь возродился в российской системе образования, но уже несколько в ином модифицированном качестве. Вместе с тем у нас до сих пор нет однозначного понимания его сущности, что в свою очередь влечёт за собой снижение эффективности его реализации на практике.
Раз, два, три, четыре, пять – решили мы проект создать.
Реализация любого учебного и внеучебного проекта включает в себя последовательное прохождение пяти этапов.
На первом этапе происходит так называемое «погружение» в проект. На этом этапе учитель вводит детей в ситуацию, т.е. осуществляет моделирование ситуации с последующей постановкой проблемы, из проблемы вытекают цель и задачи проекта.
На втором этапе происходит организация работы над проектом. Учитель организует деятельность детей (если это начальная школа, то приветствуется привлечение родителей учеников) по изучению и накоплению материала по поставленной проблеме. Также учитель делит учащихся на «творческие группы» (по желанию это могут сделать сами ученики), где происходит распределение ролей для каждого ученика в частности и для группы в целом. На этом этапе происходит накопление и фиксирование «добываемых» знаний учениками.
На третьем этапе происходит осуществление деятельности, т.е. практическая деятельность по решению проблемы. Здесь роль учителя отходит на задний план, но не пропадает совсем. А вот степень самостоятельности ученика наоборот возрастает. На этом этапе ученики занимаются: отбором и «фильтрацией» накопленного материала, фиксированием проделываемой работы, разработкой в соответствии с поставленной на первом этапе целью, продукта проекта. Осуществляют подготовку продукта проекта к защите (защита осуществляется перед зрителями, которые должны быть заранее приглашены).
На четвёртом этапе осуществляется защита проекта, которая заключается в демонстрации продукта проекта и показе презентации о том, как этот проект осуществлялся.
На пятом этапе происходит подведение итогов о проделанной работе, которое может осуществить либо учитель, либо сами ученики. А так же постановка новой проблемы, которую необходимо будет решить.
Каждый проект должен иметь при себе свой методический паспорт, в котором будут учтены следующие нюансы: 1) Адресация (тема, цели, задачи, возраст, время работы над проектом); 2) Обеспечение (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, дополнительно привлекаемые участники (специалисты), ЗУН, необходимые учащимся для самостоятельной работы); 3) Предлагаемые приращения (новое содержание по теме, новые практические приёмы, знания, на получение которых направлен результат проекта, развитие навыков и пр.); 4) Этапы проекта; 5) Конечный продукт.
А стоит ли?
На сегодняшний день метод проектов активно внедряется в общеобразовательную среду. Данный метод реализуется на самых различных уроках, будь то чтение (начальная школа), либо урок геометрии (старшие классы).
Но как обстоят дела в сфере коррекционного образования?
Любая технология и методика обучения, использующаяся в коррекционном образовании, за основу берёт базу общеобразовательной школы, перед апробированием она притерпивает многозначительные изменения, которые преследуют цель адаптирования данной методики или программы для детей нашего контингента – будь то ребёнок с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта или опорно-двигательного аппарата. Данная корректировка позволяет снизить агрессивность образовательных стандартов (стандартной образовательной программы) и с минимальными физическими и психическими потерями для ребёнка ввести его в образовательный процесс.
Отсюда вытекает вопрос, а как можно скорректировать программу, которая ещё не в полной мере апробирована в общеобразовательной среде?
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Не зря эту технологию относят к технологиям 21 века, которые предполагают, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.
Для того, что бы использовать технологии метода проектной деятельности в сфере коррекционного образования необходимо, сначала эту методику адаптировать. Что бы скорректировать данную методику необходимо обладать знаниями данного метода, практическим опытом в организации метода проектной деятельности. Эти знания и умения можно получить при посещении специальных курсов, консультации с методистом, самостоятельном изучении литературы по данному методу. Но отсюда вытекает ряд вопросов и одно важное условие:
Кто должен заниматься адаптированием данной технологии в коррекционной сфере?
Вполне логично предположить, что корректировка должна проходить на уровне школы того или иного вида. Но это лишь логика… Если учесть, что данный метод не вполне успешно, и не совсем гладко проходит в сфере общего образования, то вполне понятно, что для того чтобы избежать этих «неровностей» и «шероховатостей» нам необходимо ознакомиться с этим методом в скажем так стенах массовой школы, но это довольно длительный процесс (долгосрочный проект) и в связи с этим возникает проблема времени, т.к. необходимо фиксировать каждый этап, а значит это требует постоянного присутствия методиста.
Если предполагается, что этим должен заниматься учитель класса, который знает специфику своих детей и может подобрать самый выгодный вариант именно для своих учащихся, то когда он должен этим заниматься? Где взять дополнительные силы и ресурсы для осуществления данной задумки?
К сожалению – нехватка времени – это первая причина, которая затрудняет процесс корректировки и осуществления метода проектной деятельности в коррекционных учебных заведениях, да и в массовой школе также.
Как и когда обучать учителей данному методу?
Конечно, необходимо организовать посещение учителями специальных курсов. Но мы можем с уверенностью сказать, что посещение таких курсов – не является эффективным способом, т.к. преобладающая часть лекции – это теория, а практика – даётся лишь в виде примеров, подкреплённых (иногда) видеоматериалами. Отсюда учителя понимают проектную деятельность лишь в размытом значении, без осознания её сути. Они знают структуру данного метода – но не умеют на практике применить имеющиеся знания.
Как и кто должен фиксировать работу учителя и детей во время проектной деятельности?
Конечно, метод проектов это предусматривает – пятый этап - защита проекта через демонстрацию продукта и защиты презентации. Но если на каком-то из этапов была допущена ошибка педагога, которая не будет отражена в презентации или в самом продукте проекта, например: учитель не только распределил роли детей в проекте, но и сам активно в нём участвовал: оформил стенгазету, подготовил презентацию, сам фотографировал и пр. В таком случае – это уже не будет являться методом проектной деятельности.
Как должна поощряться работа учеников?
В зарубежных странах метод проектов носит соревновательный характер – он не только позволяет сформировать у ребёнка навыки самостоятельного планирования своей деятельности, но и рождает у ребёнка чувство конкурентной способности, которая всячески мотивируется через получение ребёнком/группой детей той или иной награды. В Росси данная система мало развита, тем более в коррекционной сфере. Так как быть? Ведь если не будет возможности поощрения, у современного ребёнка не будет мотивации, которая является определяющим фактором в процессе успешного осуществления проекта.
Но самое главное и необходимое условие, которое должно соблюдаться при любой проектной деятельности – это заинтересованность самого учителя. Ведь именно от того как педагог сможет осуществить погружение детей в проект (первый этап) – будет зависеть успешность или неуспешность данного проекта. Отсюда следует вопрос – а как мы должны поощрять деятельность самого педагога?
Ну вот мы и пришли к главному вопросу, а стоит ли овчинка выделки?
Стоит ли проектная деятельность, её результат тех затрачиваемых усилий, времени и нервов? Чем же она эффективна для нас, коррекционных педагогов, да и педагогов вообще? И так ли она нам нужна, как все об этом говорят?
Стоит! Хотелось бы напомнить, что данный метод должен быть эффективен не для нас, уважаемые педагоги, а в первую очередь для детей.
Метод проектной деятельности позволяет решить следующие образовательно-познавательные, коррекционные и воспитывающие задачи:
а) Образовательные:
- научить учащихся работать самостоятельно по теме;
- научить детей навыкам, необходимым в той или иной профессии (режиссура, журналистика, экология, психология и пр.)
- обучить детей навыкам командного сотрудничества;
- научить детей использовать компьютерные технологии;
б) Воспитательные:
- воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности);
- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- воспитание у детей интереса к литературе;
в) Развивающие:
- развить познавательные навыки учащихся в рамках реализации данного проекта;
- развить творческие способности учащихся в рамках реализации проекта;
- развить умения предъявить свою работу другим;
- расширить кругозор учащегося;
- развить умение работать самостоятельно с дополнительной литературой;
- развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний;
г) Коррекционные:
- формировать/развивать умение учащихся работать в коллективе;
- коррекция тревожности;
- коррекция агрессивного поведения;
- гармонизация противоречивости личности;
- формирование нравственных представлений и пр.
- коррекция тех или иных недостатков, которые присущи детям нашего контингента (слух, речь, зрение, эмоциональная сфера, интеллектуальная сфера и др.);
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с: литературными источниками, информационными технологиями, компьютерными технологиями, инструментами ручного труда.
- самостоятельного принятия решений.
- коммуникативности в ролевом воздействии, в информационном обмене.
- мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании, и пр.
- самоанализа и рефлексии.
Воспитание толерантности.
Расширение кругозора.
Но настоящей наградой и пониманием эффективности и необходимости данного метода будут лица детей, когда они увидят результаты своих трудов во время защиты своей работы – и этого будет для вас достаточно, что бы сами для себя вы сказали – да, это того стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в учебном процессе
Что такое проектная деятельность. Проект, который был сделан моими учениками. Название проекта "Наш район"....
Отчет о проектной деятельности в учебном процессе
Проекты, исследовательские работы - одно из направлений работы в начальной школе...
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.
Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...
Родительское собрание Тема: Роль проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
Цель: знакомство родителей с проектной деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;Ра...
Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)
С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...
Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения
Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....