Презентация опыта работы «Технология проектного обучения как средство формирования УУД младших школьников».
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 122.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
Доклад научно-практического характера по направлению
«Современные образовательные технологии в решении проблемы повышения качества образования»
на тему:
«Технология проектного обучения
как средство формирования УУД младших школьников».
Подготовила: Мясникова Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ»
п.г.т. Рощинский Самарской области
Содержание
Раздел/глава | Оглавление | Страница |
Введение | 3 | |
I | Метод проектов в современной школе: теория и практика | 5 |
1.1 | Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. | |
1.2 | Структура деятельности учителя и школьника. | |
1.3 | Организация социальной практики учащихся | |
II | Результативность метода проектов в плане формирование УУД | 10 |
2.1 | Личностные результаты | |
2.2 | Регулятивные и познавательные УУД | |
Заключение | 13 | |
Список литературы | 14 | |
Приложения | 15 |
Введение
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали таких методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь обще - учебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В реализации перспективных педагогических технологий важное место занимает метод проектов. Он был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов.
В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в начале XX века были попытки использовать проектные методы в практике
преподавания. Отечественные педагоги В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования и, по моему твёрдому убеждению, полностью соответствует принципам личностно ориентированного, индивидуального подхода, формирует компетенции младшего школьника. «Проект» в рамках
образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом условиях, которые 3
дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать видимый результат. В процессе работы над проектом необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, уметь прогнозировать результаты и анализировать их, уметь устанавливать причинно-следственные связи, сотрудничать.
Из каких этапов состоит эта работа? Какова специфика применения проектного метода в начальной школе? Как наиболее рационально организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образовательного учреждения? Вот круг вопросов, которые возникли у меня, кода я начала осваивать технологию проектного обучения.
Мною была поставлена цель: изучение влияния проектной деятельности на формирование УУД учащихся.
Для реализации цели был намечен ряд педагогических задач:
- вовлекать в проектную деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех обучающихся класса;
- создать условия для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации;
- организовать образовательную среду, в том числе выходящую за рамки образовательного учреждения;
- фиксировать и анализировать результаты проектной деятельности на протяжении 4-х лет обучения.
Работа в данном направлении ведётся мною в течение трех лет (1-3 кл). Она заключается в изучении психолого-педагогической и методической литературы; в использовании различных методов и приёмов для развития познавательных интересов; выборе диагностических инструментариев (Приложение 1); в проведении мониторинга качества и уровня сформированности УУД, познавательных интересов; в обработке и анализе полученных данных. 4
I. Метод проектов в современной школе.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».
1.1. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
Возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Как показывает опыт, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая ученикам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Здесь следует напомнить идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. (Приложение 1) Иными словами:
— если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
— если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не 5 добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
— если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Таким образом, только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.
Длительность выполнения проекта, считаю целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования. Например, задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (справочники, интернет, учебники, художественная литература, социальные партнёры)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, которые находят положительный отклик у детей. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц,для которых 6 предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, родственников при выполнении таких проектов, как «Дети войны – дети мира» (февраль-март 2015г.), «Путешествие в семьи народов нашей страны» ( ноябрь 2015г.).
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. В моей практике, как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки, мультимедийной презентации, концерта, плакатов и листовок.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить членам семей, можно передать в школьный музей, библиотеки, детский сад и т.п. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю дипломами. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Социально значимый проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку и т.п.
1. 2. Структура деятельности учителя и школьника
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде: 7
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
8
1. 3. Организация социальной практики учащихся
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, в том числе выходящей за рамки образовательного учреждения.
Приведу в качестве примера работу в предметной области Окружающий мир 3 кл., УМК «Перспектива»
Проект | Социальная практика |
«Путешествие по странам и континентам» | Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, библиотеками посёлка |
«Путешествие в семьи народов нашей страны» | Сотрудничество с одноклассниками, родителями и родственниками |
«Экосистемы» (справочник) | Сотрудничество в малых группах |
«Маршрут вежливости» | Сотрудничество в парах, с организациями посёлка: ДОУ, ГДО, ЦСК ВВС, магазины и др. |
«Земля – наш общий дом» | Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, родителями, экскурсия на страусиную ферму |
«Страницы истории моей семьи» | Сотрудничество с родителями и родственниками |
«Береги здоровье!» | Сотрудничество с одноклассниками, в малых группах, работниками поликлиники |
«Родной посёлок» | Сотрудничество в малых группах, с Организациями посёлка, музей Боевой Славы, школьный музей |
«Духовные сокровища» | Сотрудничество в малых группах, с музыкальной школой, библиотеками, посещение выставок, концертов. |
В этом случае метод проектов используется не только для приобретения знаний, но и для выработки навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический микроклимат в группе. 9
II. Результативность метода проектов в плане формирование УУД
Активная проектная деятельность школьников приносит свои плоды. Отслеживается рост личностных качеств и учебно-организационных умений обучающихся. Наблюдается рост числа участников и повышается качество выполняемых школьниками проектов.
2.1. Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
· возрос познавательный интерес обучающихся;
· повысилась мотивация к учебной деятельности;
· появился интерес к освоению компьютера;
· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
2.2. Результативность метода проектов в плане формирование УУД младших школьников можно увидеть в диаграммах:
Уровень сформированности регулятивного УУД определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий:
Уровень | Результат промежуточной диагностики 2кл.(25 уч.) | Результат промежуточной диагностики 3кл.(20 уч.) | Динамика |
высокий | 9 (36%) | 11 (55%) | +19% |
средний | 10(40%) | 5 (25%) | -15% |
низкий | 6 (24%) | 4 (20%) | -4% |
10
Уровень сформированности познавательного УУД поиск и выделение необходимой информации по классу:
Уровень | Результат промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.) | Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.) | Динамика |
высокий | 4 (16%) | 9 (45%) | +29% |
средний | 19 (76%) | 7 (35%) | -41% |
низкий | 2 (8%) | 4 (20%) | +12% |
11
Уровень сформированности познавательного УУД осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме:
Уровень | Результат промежуточной диагностики 2кл. (25 уч.) | Результат промежуточной диагностики 3кл. (20 уч.) | Динамика |
высокий | 3 (12%) | 12 (60%) | +48% |
средний | 17(68%) | 6 (30%) | -38% |
низкий | 5 (20%) | 2 (10%) | -10% |
Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики диаграмм, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, становятся самостоятельными, неординарными и творческими людьми.
12
Заключение
По моим наблюдениям, по отзывам обучающихся, по результатам проведенных контрольных работ стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по темам, изучаемым с использованием метода проектов. Метод проектов как личностно-ориентированная технология обучения может применяться в работе с учащимися начальных классов по любому предмету. Результаты исследования ориентируют на развитие у школьников при выполнении проектов ценностно-личностной мотивации, диалогичности отношений, самостоятельности, умений сотрудничества и других личностных свойств и позиций. Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивации.
При активном использовании учебных проектов в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, в контексте проблем реального мира, развивать у обучающихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Детям после подготовки своего проекта легче даются устные предметы, у них появляется уверенность в себе. Работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
13
Список литературы
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации – Волгоград: Учитель, 2013.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Современный урок М.: Учитель, 2005.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
14
Приложения
(Приложение 1)
Схема идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.
15
(Приложение 2)
Карта интересов для младших школьников.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов.
Необходимо учитывать, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Лист вопросов.
1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
3. Нравится ли петь, музицировать.
4. Нравится ли заниматься физкультурой.
5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
6. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.
7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Нравится ли играть с техническим конструктором.
9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Нравится ли самостоятельно рисовать. 16
11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
12. Нравится ли руководить играми.
13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.
15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям
(убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Нравится ли помогать другим людям.
34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стират
Карта интересов ребёнка ( Лист ответов).
Дата__________. Фамилия, имя_________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""
Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....
Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...
Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)
Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1. Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2. Позн...
Презентация по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"
Этапы технологии проблемного обучения}Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации}Поиск решения проблемы: через диалог; выдвижение гипотез}Проверка гипотез}Формулировка правила, спосо...
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...
Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"
В пояснительной записке раскрывается опыт работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...